В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Формирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве Назад
Вячеслав Лапидус: Формирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве
Под интеграцией мы понимаем сближение и взаимопроникновение подобных величин, а также формирование на этой основе общих пространств: экономического, политического, общественного и ценностного, а под интеграционным процессом - сплочение, слияние общественных, государственных, экономических структур в рамках государства или в более широкую межгосударственную общность, которая часто сопровождается передачей наднациональным органам части суверенных нрав государств участниц интеграционного объединения.

Двигателем интеграции являются, прежде всего, политические и экономические элиты, осознавшие необходимость выхода за пределы замкнутых локальных или региональных пространств.

Необходимо определить уровни, типы, виды, направления и факторы интеграции, среди которых можно выделить:

Уровни интеграции: глобальный, региональный и наднациональный уровень интеграции.

Типы интеграции: политический, экономический и социокультурный тип 1`штеграции.

Направления интеграции: национальное, субрегиональное и корпоративное направление интеграции.

Виды интеграции: институциональный и интегративный вид интеграции.

Факторы интеграции: географический, ресурсный, политический, экономический, инфраструктурный, социокультурный, экологический и фактор безопасности.

Развиваясь на трех уровнях глобальном, региональном и наднациональным интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации политической жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной и наднациональной основе.

Глобальный уровень интеграции. В последние десятилетия XX века глобальные процессы становились доминирующими, оттесняя национальные. Рамки национальных государств постепенно становились тесными для бурно развивающихся политических и экономических отношений. Например, интенсивный переток капитала связывает национальные кредитно-денежные системы друг с другом, превращая мировой финансовый рынок в глобальную систему отношений. Другими примерами глобального уровня принятия решений являются энергетика и бурно развивающиеся технологические отрасли промышленности. Использование новейших технологий требует согласованности действий всех акторов технологического процесса и во многом определяет соблюдение определенных правил поведения, в том числе и на региональном уровне принятия решений.

Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной степени отказ от попытки замкнуть его лишь в рамках группы развитых государств - лидеров. Именно глобализация посредством создания международных организаций являлась па протяжении последних нескольких десятилетий в определенной степени катализатором региональной интеграции.

Основными результатами наднациональной интеграции являются в основном:

-синхронизация процессов экономического и социального развития стран;

-сближение макроэкономических показателей развития нескольких стран;

-углубление взаимозависимости экономик и интегрированности стран;

-рост ВВП и производительности труда;

-рост масштабов производства и сокращение издержек;

-формирование наднациональных рынков торговли.

Политический тип интеграции. Политическая интеграция характеризуется сложнообразующимися факторами, в том числе спецификой геополитического положения стран и их внутриполитических условий. Политическая интеграция понимается как процесс слияния двух или более независимых (суверенных) единиц, как правило, национальных государств в широкую общность, обладающую межгосударственными и надгосударственными органами, которым передается часть суверенных прав и полномочий. Политическая интеграция при этом подразумевает не только тесное взаимодействие однотипных государств и обществ, находящихся на сходных стадиях экономического, социального, политического развития, как это имело место в Западной Европе после Второй мировой войны, но и притяжение более развитыми государствами тех, кто определился с вектором преодоления своего отставания.

В подобном интеграционном объединении проявляются:

-наличие институциональной системы, базирующейся на добровольном ограничении суверенитета государств-участников;

-складывание единых норм и принципов, регулирующих отношения между членами интеграционного объединения;

-введение института гражданства интеграционного объединения;

-формирование единого экономического пространства;

-становление единого культурного, социального, гуманитарного пространства.

Процесс оформления политического интеграционного объединения, его основных измерений отражается в понятиях "интеграционная система" и "интеграционный комплекс". Интеграционная система формируется через совокупность Институтов и норм, общих для всех базовых единиц объединения, а понятие "интеграционный комплекс" акцентируются пространственно-территориальные масштабы и границы интеграции, пределы действия общих норм и полномочий общих институтов.

Политические интеграционные объединения различаются по базовым принципам и методам функционирования. Во-первых, это происходит на основе принципа диалога общих наднациональных органов. Во-вторых, на базе принципа правового равенства государств-участниц; в-третьих, на основе принципа координации и субординации (координация предполагает согласование действий и позиций государств-членов объединения и наднациональных структур, т.к. субординация характерна для более высокой ступени и предполагает обязательства субъектов приводить свое поведение в соответствие с установленным порядком; в-четвертых, на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между наднациональными и национальными властями; в-пятых, на основе принципа политизации целей базовых единиц и передачи власти наднациональным структурам; в-шестых, на основе принципа взаимовыгодности принятия решений и, наконец, в-седьмых, на основе принципа гармонизации правовых норм и отношений интегрирующих субъектов.

Качественное и количественное изменение государственного суверенитета и его объема определяются также терминами "супранациональность", когда интеграционное объединение не обладает признаками государства, но его институты имеют некоторые суверенные полномочия власти, а также "вненациональность", предполагающим создание таких институтов интеграционного сообщества, которые действуют параллельно с наднациональными механизмами, не подавляя их .

Экономический тип интеграции. В основе экономической интеграции лежит международный или всемирный (глобальный) вид экономической интеграции, порожденной процессами глобализации, и традиционный региональный вид интеграции, развивающийся в определенных институциональных формах еще с 1950-х годов. Однако в реальности в современном мире происходит "двойная" экономическая интеграция, т.е. сочетание, как правило, всех вышеуказанных уровней одновременно.

Следовательно, международная экономическая интеграция - объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития, в основе которой лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и международное разделение труда.

Исходным пунктом экономической интеграции являются прямые международные экономические связи: производственные, научно-технические, технологические на уровне первичных экономических субъектов, которые развиваясь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств и наднациональных экономических структур. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем, вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

Основными экономическими целями интегрирующих стран является стремление повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства. Кроме того, они рассчитывают в ходе интеграции использовать преимущества "экономики большего масштаба", сократить издержки, создать благоприятную внешнеэкономическую среду, решить задачи торговой политики, содействовать структурной перестройке экономики и ускорить темпы ее роста. При этом предпосылками для экономической интеграции могут служить: сходство уровней экономического развития интегрирующих стран, территориальная близость государств, общность экономических проблем, потребность в достижении быстрого эффекта и, наконец, так называемый "эффект домино", когда страны, которые оказались за пределами экономического блока, развиваются хуже и поэтому начинают стремиться к включению в блок. Чаще всего целей и предпосылок бывает несколько, и в этом случае шансы на успех экономической интеграции значительно увеличиваются.

Виды экономической интеграции могут быть различными, однако в основном они носят системный характер. Следует выделить: Зону свободной торговли (ЗСТ), Таможенный союз (ТС), Единый или общий рынок (ОР), Экономический союз (ЭС), Экономический и валютный союз (ЭВС).

Социокультурный тип интеграции. Данный тип интеграции является особенным в силу того, что предполагает культурный обмен между общностями с сохранением и развитием социальных характеристик взаимодействующих культур. Такая интеграция подразумевает, одновременно, объединение и социокультурную дифференциацию этносов. Социокультурная интеграция при адекватном основании допускает определенную степень культурной обособленности, но не изоляцию культурных групп. Выбор такого типа интеграции в качестве ведущего направления социокультурного взаимодействия может обеспечить как культурную сохранность групп этнически разнородного общества, так и его устойчивость и целостность, что приводит к позитивному росту взаимодействующих друг с другом сфер: экономической, политической и духовной.

В этом взаимовлияющем Друг на друга целого и частей развитии общества состоит новизна новых интегративных процессов, которые позволяют преодолеть различные дезинтегративные тенденции.

Национальное направление интеграции - это процесс взаимопроникновения и сращивания национальных процессов, в результате чего сближаются политические и социальные институты власти, а также национальные структуры объединяющихся государств. Этот вид интеграции возникает, как правило, на основе государственных управленческих решений.

Субрегиональное направление интеграции. Основу данного направления интеграции составляет сращивание региональных внутри государства политических, экономических, социокультурных процессов, в результате чего сближаются социальные, политические, институциональные, субрегиональные структуры государства.

Корпоративное направление интеграции. В основном в рамках данного направления речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Различают: горизонтальную и вертикальную интеграцию. Горизонтальная интеграция предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.

Под вертикальной интеграцией подразумевается объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, но связанных между собой последовательными ступенями производства или обращения. Одной из форм корпоративной интеграции является создание совместных предприятий, а также проведение международных научных программ.

В настоящее время, по нашему мнению, существует два основных вида интеграционных процессов различного уровня.

Первым из них выступает институциональный вид интеграции, при котором интеграционные процессы возникают в результате принятия политических решений и договоренностей на высшем уровне.

Вторым - является интегративный вид интеграции, при котором процесс интеграции начинается не сверху, а снизу по инициативе первичных агентов, в качестве которых выступают общественные организации и движения. По сути эти два вида соотносятся между собой также как понятия "формирование" и "образование".

К общим факторам интеграционных процессов относятся:

-географический фактор (государства, имеющиие общие границы, наиболее подвержены интеграции, имея общие границы и схожие геополитические интересы);

-ресурсный фактор (водные ресурсы, недра могут быть общими для нескольких государств);

-политический фактор (интеграцию облегчает наличие сходных политических режимов);

-экономический фактор (взаимозависимость предприятий имеющих различную форму собственности, например, смешанную с участием иностранного капитала);

-инфраструктурный фактор (государства могут иметь общую транспортную сеть);

-социокультурный фактор (интеграции могут способствовать схожесть быта, культуры, традиций и языка);

-экологический фактор (государства могут объединять усилия, направленные на защиту окружающей природной среды);

-фактор безопасности (государствам совместными усилиями легче обеспечивать систему безопасности, а также обеспечивать более эффективную совместную борьбу с распространением терроризма, экстремизма и наркоторговли).

10 окт 2010

Док. 666617
Опублик.: 14.10.13
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``