В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Теоретико-методологические подходы и политические аспекты мировых интеграционных процессов Назад
Вячеслав Лапидус: Теоретико-методологические подходы и политические аспекты мировых интеграционных процессов
Основной тенденцией мирового развития на современном этапе становится процесс глобализации, который является многоаспектным процессом, охватывающим сферы экономики, политики, культуры, безопасности. Развивается сотрудничество, усиливается взаимозависимость различных стран во многих сферах деятельности. В этих условиях для отдельных государств возрастает роль и значимость различных интеграционных объединений.

Терминологически понятие интеграции, интеграционного процесса входят в научный и политический оборот с 1940-х гг. В качестве образцовой модели исследования обычно выступает европейский интеграционный процесс. При этом опыт строительства Европейского Союза проецируется на другие интеграционные объединения. Происходит выделение определенных закономерностей, исторических особенностей создания и развития различных интеграционных проектов.

В целом под интеграционным процессом понимается "сплочение, слияние общественных, государственных, экономических структур в рамках государства или в более широкую межгосударственную общность, который часто сопровождается передачей наднациональным органам части суверенных прав.

В политологии существует несколько подходов к определению интеграционных процессов различного уровня. Одним из направлений выступает институциональный тип интеграции, при котором интеграционные процессы возникают в результате принятия политических решений и договоренностей. Заключительными стадиями интеграционного сближения, согласно данному подходу выступают стадии таможенного союза, экономического союза и политико-экономического союза.

Таможенный союз (customs union) - соглашение, предусматривающее согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов, введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает образование "единой таможенной территории". На данном уровне интеграционного объединения создаются межгосударственные органы, координирующие проведение согласованной внешнеторговой политики. Проходят периодические совещания министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат. Примерами Таможенного Союза являются Общий рынок стран Южной Америки (MERCOSUR), Таможенный союз Евразийского экономического сообщества (ТС ЕврАзЭС).

На следующей стадии интеграционного сотрудничества страны-участницы договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Подобное интеграционное объединение получило название общего рынка (common market). В качестве примеров общего рынка выступают Единое экономическое пространство (ЕЭП), Карибское сообщество (CARICOM).

Экономический союз (economic union), представляет собой следующую стадию интеграционного процесса. На этом этапе наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства возникает координация макроэкономической политики, унификация законодательства в ключевых областях - денежной, валютной, бюджетной. Значение и роль наднациональных органов увеличивается: они занимаются не только координацией экономической политики, но и принимают решения в пределах своей компетенции без согласования с правительствами государств-участников Экономического Союза. В результате происходит передача части суверенитета от национальных к наднациональным органам. Примерами Экономического Союза выступают Союзное государство России и Белоруссии, Союз арабского Магриба, Европейская экономическая зона (ЕЕА).

Заключительной стадией интеграционного процесса является политико- экономический союз. Данная стадия интеграционного объединения предусматривает создание экономического и валютного союза, координацию внешней, оборонной политики государств-участников. Роль и значение наднациональных органов возрастает, расширяется сфера их деятельности, которая охватывает области экономики и политики. Наиболее ярким примером подобного объединения является Европейский Союз (ЕС), а также зоны еще более тесной интеграции в рамках ЕС - Шенгенская зона, Еврозона.
В целом согласно данному подходу, интеграция рассматривается как поэтапное, движение к более высокому уровню интеграционного взаимодействия, каждый уровень которого должен быть пройден для перехода к следующей стадии интеграционного объединения. Вместе с тем, данная концепция не охватывает весь спектр современных интеграционных организаций, многие из которых представляют узконаправленные объединения. Опыт региональной интеграции показывает, что в зависимости от того, какую цель изначально преследуют государства, объединяясь Друг с другом, какие цели и задачи ставят перед собой объединяющиеся стороны на разных этапах развития взаимоотношений, возникают различные объединения. В частности многие государства могут объединяться в валютный союз, но при этом не создавать экономический союз; военно-политический союз (например, ОДКБ, НАТО) не означает перехода к политико- экономическому союзу. Другие страны ограничиваются созданием одной из стадий интеграционного объединения, не ставя цели перехода к следующей стадии интеграции (например, NAFTA не стремится стать Таможенным Союзом). Таким образом, практический опыт показывает многообразие мировых интеграционных объединений, обусловленных зависимостью от исторических факторов, в которых они формировались, а также от экономических и политических интересов различных стран.

В этой связи возникает необходимость выработки других теоретических и классификационных критериев. В современной научной литературе существуют различные направления и подходы к пониманию природы и роли интеграционных процессов. Согласно концепции функционализма, развитие интеграционных процессов неизбежно ведет к ускорению процесса политической интеграции, что в свою очередь приводит к необходимости создания специализированных национальных институтов.

Интеграционное взаимодействие начинается с реализации ограниченных совместных экономических проектов, которые являются базовой основой для дальнейшего углубления сотрудничества. Конечной целью интеграции выступает отмирание национального суверенитета и создание глобальных зон сотрудничества.

Функционализм переосмысляет основные подходы различных школ в изучении международных отношений, традиционно делавшие основной акцент на развитии взаимодействия отдельных государств: "реалистическая", "юридическая"; "политическая". Согласно вышеуказанному подходу, значительная часть вопросов и проблем может быть решена не на национальном, а на наднациональном уровне.

Поэтому в качестве основных механизмов сотрудничества выступают "горизонтальные" международные структуры, координирующие сотрудничество в отдельных областях.

Ориентация на наднациональный институциональный центр составляет основу интеграционного процесса. Под интеграцией понимается процесс, ведущий к формированию превосходящего национальное государство политического сообщества с центральными органами. В результате создается система новых надгосударственных институтов, которым государства-участники интеграционного процесса постепенно передают свой суверенитет. Это позволяет устранить значительную часть международных проблем в различных сферах, установить прочные отношения взаимозависимости отдельных государств, устранить возможность вооруженных конфликтов между ними.

Функционализм оказал непосредственное идеологическое влияние на создание и функционирование некоторых международных организаций: в первую очередь ООН и ее отдельных подразделений - Генеральная Ассамблея, Международная организация труда (МОТ), Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

Касаясь исторических аспектов экономического интеграционного процесса, следует отметить, что он развивался на протяжении длительного времени. При этом от периодизации экономической истории существенным образом зависит определение генезиса мировых интеграционных процессов. В качестве консенсусного среди западных и российских исследователей, выступает тезис о том, что мировая экономическая интеграция имеет глубокие корни в прошлом, доказательством которой является наличие мировых религий и глобальных торговых путей. В результате экономическая интеграция возникала на разных исторических этапах и принимала разнообразные исторические формы. Торговые отношения различных стран институциализировались по мере появления глобальных юридических структур, регулирующих торговую и экономическую политику отдельных государств.
В целом в рамках западного подхода, ряд исследователей выделяют три позиции в отношении исторических аспектов экономической интеграции.

Согласно подходу "гиперглобалистов", экономическая глобализация является постоянным общемировым процессом. Подобный подход тесно связан с линейным взглядом на исторические изменения, глобализация отождествляется с развитием общемирового прогресса. По сравнению с "гиперглобалистами" "скептики" представляют экономическую интеграцию как неоднозначный процесс, в котором присутствуют как повторяющиеся стадии, так и отличительные особенности. По этой причине "скептики" избегают аналогий современной экономической интеграции с предшествующими историческими периодами, особенно со второй половиной XIX в., который они считают "золотым веком" глобальной взаимозависимости. Согласно подходу "трансформационистов", история экономической глобализации выступает как драматичный, изменчивый общемировой процесс. Подобная точка зрения подчеркивает его непредсказуемость и то обстоятельство, что глобальные изменения являются результатом совместного действия определенных исторических условий и определенных социальных сил. Этим объясняется склонность "трансформационистов" описывать процесс экономической глобализации как случайный и противоречивый.

Зарождение мировых экономических интеграционных процессов относится к моменту появления первых цивилизаций: Древнего Египта, Шумера, Индии, Китая в 6-5 тыс. до н. 3. В частности Древняя Месопотамия в III тыс. до н. э. импортировала сырье, торговля между Вавилоном и Индией существовала в 10-9 вв. до н.э., а древнегреческая цивилизация Восточного Средиземноморья с 5 в. до н. э. имела торговые связи как с Востоком, так и с Западом. Важнейшим элементом трансевразийской системы коммуникаций являлся "Великий шелковый путь", являвшийся переплетением сухопутных и морских путей, связывающий Римскую империю на Западе с Китайской империей Хань на Востоке посредством Малой Азии, Ближнего и Среднего Востока. Существовали местные торговые сети, связывающие периферийные регионы Европы, Южной Азии, Японии и Кореи с Великим шелковым путем. Этот маршрут был чрезвычайно важен для торговли драгоценными металлами и предметами роскоши. Он процветал до падения Западной Римской империи и Империи Хань. По мнению ряда исследователей, функционирование Великого шелкового пути положило начало созданию системы международной торговли.

Другими системами коммуникаций являлись морские торговые пути между прибрежными городами Индии, африканскими государствами и арабскими транзитными портами на восточном побережье Африки. В XIV-XV вв. торговые пути связали исламские страны с Китаем, что способствовало развитию торговли между Европой, Азией и Африкой. Ограничителями экономического взаимодействия выступали географические препятствия, возможности сухопутных и морских транспортных средств, недостаток знаний о том, что находится за пределами известных территорий. Вне зоны мировых экономических процессов оставались цивилизации Австралии и Америки.

Эпоха Великих географических открытий в конце XV века привела к возникновению межконтинентальной торговли. Открытие Америки и Австралии, морского пути в Индию расширило границы мирового экономического пространства. Постепенно европейцами были колонизированы Северная и Южная Америка. Колонизацию Северной Америки осуществляли Испания, Нидерланды, Англия, Франция, Швеция, а Южной Америки - Испания и Португалия.

В период позднего Средневековья и Нового Времени (XVI-XIX вв.) возникли тесные интеграционные экономические связи между европейскими государствами, территориями Северной и Южной Америки, Африки, Азии. По сути, в XVI в. оформляется система мировой торговли. При этом развитие торговых отношений происходило па неравноправной основе - новые территории включались в экономический процесс на правах колоний или полуколоний. В течение этого периода торговля играла существенную роль в процессе роста и развития городов и формирования национальных государств. Регулярная торговля нуждалась в наличии определенных структур, гарантирующих право собственности при заключении сделок. Для финансирования этой торговли развивалась банковская система. Торговые суды рассматривали споры между торговцами. Когда появились законы о торговле, возникает международная юридическая система обеспечения торговли.

Значительная часть торговли контролировалась английскими и голландскими торговыми компаниями. В течение XVI-XVIII вв. функционировала атлантическая система торговли, "рабский треугольник" между Вест-Индией, Европой и Африкой. Начался период первоначального накопления капитала, общий объем золота и серебра в Европе увеличился в пять раз. Господствующей экономической концепцией являлся меркантилизм, обосновывавший необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, составными элементами которого являлись протекционизм, поощрение экспортной активности, выдача субсидий национальным производителям. Торговля представлялась как игра с нулевой суммой: потери одного государства оборачивались выгодой для другого. Речь шла о стремлении увеличить экспорт п минимизировать импорт, развивая промышленность внутри страны и одновременно с этим ограничивая импорт. В рамках меркантилизма европейские державы пытались установить контроль над мировыми рынками, с целью усилить свои экономические позиции на международной арене.

В XIX - нач. XX вв. идут процессы усиления мировой экономической интеграции. Важную роль сыграло технологическое и транспортное развитие, облегчившее перемещение людей, информации, товаров и услуг: появление железных дорог, строительство трансатлантического телеграфного кабеля, строительство Суэцкого капали, строительство парового флота. При этом Великобритания, позднее США, наиболее развитые страны Европы выступали в роли центра международной торговой и валютной системы, остальные регионы мира выступали в качестве периферии.

Основными подходами в торговой политике выступали протекционизм и принцип свободной торговли. Континентальные европейские государства проводили протекционистскую политику, при которой государство защищает национальную промышленность при помощи высоких таможенных пошлин, Великобритания и США проводили политику, основанную на принципе свободной торговли. Расширение торговли в связи с усовершенствованием коммуникационных инфраструктур, уменьшением транспортных затрат, промышленной революцией приводило к быстрому развитию торговли. Объем мировой торговли стабильно возрастал на протяжении XIX в., во второй половине XIX и. он увеличивался более высокими темпами, чем в первой половине XIX в. При этом, сырьевые товары, включая продовольствие и полезные ископаемые, составляли большую часть мировой торговли, в то время как промышленные товары - менее 40%.

С увеличением объемов международной торговли, внутренние рынки становились все более связанными друг с другом, появились мировые рынки, в частности для сельскохозяйственных товаров, таких как рис и пшеница. Существовала обширная межконтинентальная торговля между развитыми и развивающимися областями и между Европой и Северной Америкой. Торговые потоки концентрировались между странами, заключавшими торговые соглашения. Спрос на экспортируемое сырье был главным источником роста для многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, и для более развитых стран и доминионов, таких как Австралия, Канада, Аргентина и Южная Африка. Спрос на их товары был связан с развитием отраслей обрабатывающей промышленности. Правительства использовали экспортные доходы для развития инфраструктуры.

Происходило усиление страховой и региональной специализации в тех отраслях, в которых государства были конкурентоспособны. В результате складывается торговая стратификация: страны, богатые природными ресурсами, расширяли экспорт сырьевой продукции, в то время как индустриальные страны специализировались на производстве промышленной продукции. Это международное разделение труда оказало влияние на благосостояние различных секторов и групп в индустриальных и развивающихся странах. Интенсивность торговли являлась различной для различных страновых группировок. В частности для развитых стран доля торговли в их- национальном доходе являлась значительной, для многих других стран торговля носила ограниченный характер в рамках их экономической системы.

В течение указанных периодов отсутствовал институциализированный международный режим торговли, международная торговая дипломатия сводилась в основном к двусторонним переговорам и применению формальных юридических мер. Однако расширение торговли вынуждало согласовывать стандарты и правила торговли.

Международные соглашения заключались таким образом, чтобы общие стандарты и методы торговли развивались на международном уровне. Кроме того, принимались международные меры по регулированию и расширению международных транспортных и коммуникационных инфраструктур, что имело существенное значение для развития торговли.
Появление региональных экономических блоков и создание международных финансовых и экономических институтов в середине XX в. значительно изменяют тенденции развития мировой торговой системы. Государства начинают координировать не только экономическую, но и финансовую политику на многосторонней основе. Новым структурам передается определенная часть национальных полномочий в вопросах координации финансовой и экономической политики. Одним из примеров является Бреттон-Вудская система, возникшая в 1944 г. В рамках данной системы создаются первые международные финансовые институты (МФИ), среди которых можно выделить Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ).
В 1947 г. заключается Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), целью которого являлось снижение тарифных барьеров и установление режима свободной торговли между различными странами. ГАТТ, на основе которого впоследствии была организована Всемирная торговая организация (ВТО), базировалась на четырех главных принципах: отсутствие дискриминации, взаимодействие, прозрачность, справедливость. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых нетарифных ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами. История ГАТТ делилась на несколько стадий, среди которых выделялись "Торквейский раунд", "раунд Кеннеди", "токийский раунд", "уругвайский раунд", при этом число стран-участниц Соглашения постоянно увеличивалось. Важной отличительной особенностью является то, что ГАТТ не было преобразовано в Организацию, а являлось торговым соглашением с небольшим секретариатом, который выполнял технические функции в процессе переговоров по либерализации торгового режима.

До 1980-х гг. принципы свободной торговли в основном не поддерживались развивающимися странами, выступившими сторонниками проведения протекционистской политики. С 1980-х гг. основной международной тенденцией является либерализация внешнеэкономической деятельности, снижение торговых барьеров. В итоге формируется мировая система свободной торговли, способствующая формированию системы открытых мировых рынков. Происходит процесс усиления регионализации торговых блоков.

Регионализация подразумевает, что торговые потоки группируются между похожими, географически смежными странами и что рынки в пределах региона частично изолированы от остального мира. Такая ситуация в большей степени характерна для регионального таможенного союза, члены которого проводят общую торговую политику в отношении третьих стран, регионализация торговли дополняет межрегиональную торговлю и развивается параллельно с ней.

Таким образом, можно констатировать отсутствие единого теоретико - методологического подхода в отношении мировых интеграционных процессов. Разнообразие моделей интеграционного взаимодействия, различие целей и задач участников интеграционного процесса затрудняют выработку единой концептуальной модели, разделяемой большей частью научного сообщества. Существенным препятствием в выработке единой концепции является игнорирование отличительных черт различных интеграционных проектов, европоцентризм, схематизм и искусственность в выделении определенных особенностей интеграционных объединений. В качестве идеальной модели интеграционных процессов рассматривается Европейский Союз (ЕС), составные элементы и структурные особенности которого проецируются на другие интеграционные проекты, строящиеся по другим принципам, на основе определенных интересов, имеющие отличный от европейского исторический опыт. С этой точки зрения, изучение исторических аспектов мировых интеграционных процессов позволяют выделить специфические черты и уникальные особенности, присущие различным региональным интеграционным проектам.

Вместе с тем, несмотря на специфические особенности, любые интеграционные сообщества интернациональны по своей природе, имеют целый ряд общих черт. В эпоху глобализации интеграционное взаимодействие усложняется, охватывает разные сферы сотрудничества. В современном мире выделяются множество факторов интеграционного процесса: национальные государства, финансовые институты, компании, неправительственные организации. В этих условиях важнейшей исследовательской задачей становится максимальный учет происходящих изменений в рамках интеграционных процессов, выделение специфических черт и общих элементов, присущих различным интеграционным проектам.

Док. 666917
Опублик.: 22.10.13
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``