В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Лайдинен: Вырастить лидеров. Форум `Открытые инновации` для учащихся и педагогов Назад
Наталья Лайдинен: Вырастить лидеров. Форум `Открытые инновации` для учащихся и педагогов
31 октября - 2 ноября 2013 года в Москве состоялся представительный международный форум "Открытые инновации", в котором приняли участие ведущие эксперты в области науки, бизнеса, образования из разных стран мира.
Среди устроителей мероприятия - Министерство экономического развития РФ, Правительство Москвы, ОАО "Роснано", Фонд "Сколково", Торгово-Промышленная Палата РФ, ОАО "РВК" и другие уважаемые организации и структуры. Что особенно порадовало, среди разноплановых мероприятий для специалистов организаторами была предусмотрена специальная молодежная программа, действующая на различных площадках, в которой большое внимание уделялось современному состоянию и перспективам высшего образования в России, привлечению студентов к инновационной тематике, обсуждению с профессионалами вопросов глобального развития в сфере высоких технологий.
Новое время диктует совершенно неожиданные запросы к нынешним школьникам и студентам, которые требуют всестороннего развития как профессиональных, так и личностных характеристик человека. Поэтому значительное место среди дискуссий было уделено приоритетному вопросу воспитания лидерских качеств у современных молодых людей. Сегодня университеты, независимые образовательные учреждения в разных странах активно развивают специальные программы и инновационные форматы обучения, направленные на качественное и полное развитие человеческого потенциала студентов.
Департамент образования города Москвы представил на выставке форума интересный и перспективный проект "Умное образование для умного города", в котором основной акцент делается на гуманизации учебного процесса, индивидуальном подходе к ученикам, нацеленности образовательных программ на потребности каждого ребенка, сохранение его здоровья и развитие личностных возможностей. Инновационность этой программы заключается как в изменении технологических подходов в обучении, так и в углублении его исследовательской направленности, формировании опыта самостоятельного поиска новых знаний и их применения в новых условиях, развитии творческой деятельности детей.
Не менее важным для совершенствования образовательного процесса является и активное использование социокультурного потенциала столицы для расширения возможностей образования, активного задействования и вовлечения библиотек, музеев в качестве дополнительной ресурсной базы для обучения школьников и студентов.
В последние годы в Москве сформирована сеть Центров технологической поддержки образования для возрождения научно-технического творчества молодежи, открытия новых возможностей для профориентации, дальнейшего развития средней и высшей школы.
Помимо российских профессионалов, в работе форума активно участвовали зарубежные гости, представляющие ведущие мировые вузы. Туула Теери, Президент Университета Аалто (Финляндия) придерживается мнения, что в сегодняшнем высшем образовании особую роль играет эффективное совмещение учебной теории с практикой. Кроме того, для совершенствования учебного процесса важно креативное освоение международного опыта, формирование команд педагогов из разных стран мира.
Как рассказал Эдвард Кроули, нынешний ректор Сколковского института науки и технологий, за плечами которого - работа в MIT (Массачусетском технологическом институте США, одном из самых престижных вузов мира), главный вызов современности - воспитание "архитекторов будущего", не статистов, не пассивных исполнителей, а тех, кто способен свободно мыслить, действовать и менять правила игры.
Большинство представителей образовательных учреждений, присутствовавших на форуме, сошлись во мнении, что особый упор следует делать на вырабатывании у учащихся деятельного предпринимательского мышления. На сегодняшний день ситуация в России такова, что лишь 2% современных выпускников открывают после окончания вузов свой бизнес, тогда как за рубежом этот показатель значительно выше. Например, среди выпускников MIT в предпринимательство уходят около 40% бывших студентов.
Поэтому немало внимания в молодежной программе форума "Открытые инновации" было уделено рассмотрению и анализу такого рода работы на базе российских и мировых университетов, обучению подготовке и представлению стартапов (от английского -"start-up" - начальный этап в бизнесе), разработке и реализации собственных проектов.
Как заметил Карлос Америко Пашеко, ректор Технологического института аэронавтики (Бразилия), в каждой стране необходимо вырабатывать комплексный подход к "выращиванию" лидеров будущего. Для этого у образовательных учреждений, помимо сильной технической базы, обязательно должен быть отлажен хороший контакт с государственными учреждениями, инвесторами, предпринимателями. Главная задача - создавать инновационную экосистему будущего, а не заниматься копированием и слепым переносом чужого опыта в иные реалии.
Участников форума познакомили с очень смелыми и весьма неожиданными проектами городов будущего. Один из них - Иннополис, перспективный "интеллектуальный" город в Татарстане, который может открыть для жителей масштабные возможности, как в бизнесе, так и в науке, образовании. Цель авторов проекта - сделать Иннополис не только городом с новыми стандартами жизни, но и серьезной базой для научно-исследовательских разработок, мировым центром по подготовке высококвалифицированных кадров, созданию и коммерциализации новых технологий.
Бурные дискуссии на форуме вызвало применение в образовательной практике приемов дистанционного обучения. Как известно, этот инновационный образовательный метод открывает широкие горизонты для студентов, позволяя им придерживаться собственного графика учебы, работы, контактов с педагогами. Вуз может создавать виртуальные классы, разрабатывать интерактивные учебники, обучать студентов из любых стран мира.
Однако, по мнению большинства участников диспутов, не стоит полностью делать процесс обучения дистанционным, противопоставляя современные технологии классическому университетскому образованию. Даже самый совершенный компьютер не способен заменить контакт учителя и ученика, их эмоциональное общение, традиционные педагогические приемы, передачу жизненного и профессионального опыта, а также взаимодействие студентов между собой, взаимное обучение.
Тем более что, по убеждению Юрия Алашеева, директора Центра стратегического развития Московского физико-технического института (знаменитого на весь мир "Физтеха"), студенты технических вузов и так зачастую выходят из университетов перегруженными огромными объемами информации, с нехваткой социальных навыков и гуманитарных знаний. Им, наоборот, полезны и нужны контакты с широким кругом педагогов и профессионалов-практиков. По мнению Алашеева, на сегодняшний день необходимо, прежде всего, создать культуру передачи и приема знаний, эффективно работать со школьниками и их учителями для целенаправленного привлечения в вузы заинтересованных сильных студентов, как это делает Физтех на протяжении многих десятилетий. Не менее важной является и тема наставничества, плановой кропотливой и долгосрочной работы по передаче опыта и знаний от поколения к поколению.
Для обучения студентов быстроте реагирования в сложных ситуациях, раскрытию способностей к принятию нетривиальных решений помогают специально разработанные программы, а также общение с политическими, интеллектуальными, духовными, бизнес-лидерами мнений. Поэтому в американском MIT, например, существует особый план по таким встречам. Общение -значимая часть образования, которая не подвластна дигитализации, - переводу в холодный цифровой алгоритм.
Ключевой вывод форума "Открытые инновации" для российских педагогов - необходимость знакомства с прогрессивным западным опытом, его изучения, но ориентации, в первую очередь, на образовательные и духовные традиции нашей страны, придание новой ценности таким почти утраченным понятиям, как "призвание", возвращение уважения к самым разным профессиям. Важно стремиться, прежде всего, раскрыть творческий потенциал каждого ученика, развить его личные способности, сформировать систему ценностей и возможности для принятия им самостоятельных решений, созданию своих проектов и инициатив, а не адаптировать учащихся и студентов к послушному принятию и копированию чужого, пусть даже самого современного и инновационного, опыта.

Док. 667191
Опублик.: 04.11.13
Число обращений: 0

  • Лайдинен Наталья Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``