В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Союзное государство России и Белоруссии - политическая модель интеграционного развития на постсоветском пространстве Назад
Вячеслав Лапидус: Союзное государство России и Белоруссии - политическая модель интеграционного развития на постсоветском пространстве
Ключевое значение для функционирования СНГ и строительства в будущем Евразийского Союза имеют взаимоотношения между Россией и Белоруссией, которые определяют не только вектор и характер наших двусторонних отношений, но и влияют на общую политическую, экономическую и социальную ситуацию на всем постсоветском пространстве. На постсоветском пространстве фактически только в рамках Союзного государства России и Белоруссии существует скоординированная внешняя политика и равные права граждан в выборе места жительства, трудоустройства, а также координация деятельности двух стран в сфере образования. Есть у российско-белорусской интеграции и прагматичное экономическое измерение. Так, с 1995 по 2010 год белорусско-российский товарооборот увеличился в 7,5 раза и достиг 35 млрд. долларов. В 2011 году объем взаимной торговли достиг 38,7 млрд. долларов, а по итогам 2012 года товарооборот впервые за современную историю превысил 42 млрд. долларов.
Важным обстоятельством является присоединение России к ВТО. Это создает не только новые экономические условия, но и диктует свои требования. Чтобы занять достойное место в мировой экономике, требуется структурная перестройка экономик наших стран. Она заключается в освобождении от сырьевой зависимости и существенном увеличении роли высокотехнологичных отраслей. Это будет способствовать как евразийскому сотрудничеству, так и интеграции двух наших стран в мировую экономику, а также наращиванию экспорта не сырьевых товаров.
Значительную роль в развитии российско-белорусских отношений играют парламенты двух стран, которые обеспечивают гармоничную нормативно-правовую базу сотрудничества между нашими странами и тем самым создают благоприятные условия для политического и торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии, а также социального благополучия наших граждан, что создает предпосылки для становления и развития в будущем Евразийского Союза.
В силу этого, сближение общих позиций двух стран по вопросам политической стратегии, а также в экономической, социальной и гуманитарной сферах определяет дальнейший исторический процесс интеграции для всего постсоветского пространства. Так, Президентами России, Белоруссии и Казахстана поставлена задача по формированию к 2015 году Евразийского экономического союза. Парламентам стран "тройки", которые формируют Евразийское экономическое пространство и будущий Евразийский экономический союз, предстоит сделать ряд шагов по реализации евразийского будущего. В этом отношении опыт, приобретенный Россией и Белоруссией по строительству Союзного государства является бесценным.
Интенсивное исследование процессов интеграции началось в Европе и в Советском Союзе практически параллельно и независимо друг от друга в начале 50-х годов XX века рядом представителей отечественной и зарубежной общественно-политических школ. В этой связи следует отметить концепцию "политической унификации" А.Этциони, анализ интеграционного объединения как политической системы, проведенный П.Солдатосом, политико-социальную концепцию "континентальной интеграции" А.Маршаля, концепцию "политических сетей" Дж.Петерсона, структурную "теорию интеграции" Й.Галтунга, а также теорию многоуровневого управления на основе межправительственного подхода В.Уоллеса и Э. Моравчика.
Представители российской школы основной упор в своих исследованиях делали в основном на процессы региональной и преимущественно экономической интеграции в рамках конструктивной опоры, в основе которой выступал Советский Союз и Совет Экономической Взаимопомощи (Максимова М.М., Рокитко А.И., Фомин В.В., Шмелев В.В., Широков О.Н., Орлик И.И., Егорова Н.И.), в то время как зарубежные исследователи в основном опирались на процессы европейской интеграции (Хаас Э., Динан Д., Розамонд В., Уоллес У., Этциони А., Дойч К., Митрани Д., Моннэ Ж., Баласса В., Тинберген Я., Пиндер Дж., Аистер Ф., Елазар Е.).
В настоящее время содержательные результаты, представляющие интерес в контексте исследуемой темы достигнуты в рамках международной и глобальной интеграции (Загладин В.В., Оганисьян Ю.С., Тимофеев Т.Т., Галкин А.А., Михайленок О.М., Павлспкп В.Б., Бергер П., Хантигтон С., Фергюсон Й.), в которой важное место занимают исследования в сфере европейской интеграции (Борко Ю.А., Буторина О.И., Яжборовская И.С., Шаленкова Н.Б., Шемятенков В.Г., Шишков Ю.В., Данилов Л.А., Гусаров Ю.А., Пархалина Т.Г.) и евразийской интеграции (Путин В.В., Лукашенко А.Г., Назарбаев Н.А., Дутин А.А., Винокуров Е., Кулагин С.В., Федоров В.И.).
В последние годы отмечается усиление исследовательского интереса к политическим и экономическим аспектам интеграции на постсоветском пространстве (Пляйс Я.А., Штоль В.В., Егоров В.Г., Савина О.В., Ирхин А.А., Либман А.М., Хейфец Б.А., Паньков В.В., Бжезинский 3.).
Теоретические подходы отечественных авторов к исследованиям интеграции при анализе процессов формирования Содружества Независимых Государств (СНГ), ЕврАзЭс, Таможенного Союза и Зоны свободной торговли нашли отражение в работах отечественных специалистов (Рапота Г.А., Делягин М.Г., Евзеров Р.Я., Винокуров Е.В., Корнилович С.В., Локосов В.В.).
Проблемы взаимоотношений России и Белоруссии в рамках строительства Союзного государства, а также проблемы институционализации взаимодействия двух стран отражены в целом ряде исследований (Качалов В.В., Годин Ю.Ф., Авакьян С.А., Вишняков В.Г., Михалева Н.А., Пастухова Н.Б., Кабалевич В.И., Дмитриев Е.И., Хурс М.Н., Коктыш К., Конобеев В., Тиммерман X., Шаклеина Т. А.).
Таким образом, в специальной научной литературе, посвященной проблеме строительства и функционирования Союзного государства России и Белоруссии в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве прослеживаются три основных концептуальных направления или основания.
Интеграционное развитие в политической сфере, поддержанное рядом исследователей (Арбатов А.А., Ильин М.В., Суздальцев A.M., Татаринцев М.В.).
Интеграционное развитие в экономической сфере, активно разрабатываемое в настоящее время (Глазьев С.Ю., Делягин М.Г., Афонина В.Н., Михайлов Н.И., Подкопаев В.В., Цыганов А.Р., Ускова Т. В., Асанович В. Я., Селименков Р. Ю., Ушкалова Д.И.).
Интеграционное развитие в социокультурной сфере, нашедшее отражение в целом ряде исследований (Дробижева Л.М., Люблинский В.В., Теребова С.В., Ткачев Д.Ш.).
Несмотря на обширный объем документов официального характера: законов, постановлений, директив, решений и иных нормативно-правовых актов, а также других информационных источников посвященных политическим, экономическим, правовым и социальным проблемам взаимоотношений России и Белоруссии, отмечается явный недостаток исследований, прежде всего, в системе институализации интеграционных процессов, как на национальном, так и наднациональном уровне.
Формирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Понятие "интеграция", впервые было сформулировано в 70-х годах XX века. Оно происходит от латинского integratio, что дословно можно перевести как "воссоединение, восполнение". В целом под интеграционным процессом понимается "сплочение, слияние общественных, государственных, экономических структур в рамках государства или в более широкую межгосударственную общность" которая, как правило, сопровождается передачей наднациональным органам части суверенных прав. Следовательно, интеграция является неотъемлемой составляющей политического, экономического и культурного развития современного мира. В настоящее время большинство регионов в той или иной степени охвачено интеграционными процессами. Современный мир - это совокупность региональных интеграционных объединений. Занимая место в каких-либо интеграционных процессах, государства-участники имеют возможность получения значительно больших материальных, интеллектуальных и иных средств, чем в одиночку. В экономическом отношении - это преимущества в привлечении инвестиций, укрепление производственных зон, стимулирование торговли, свободное перемещение капитала, рабочей силы и услуг. В политическом отношении - снижение риска конфликтов, в том числе вооруженных.
Важнейшей чертой современности является развитие интеграционных процессов и интенсивный переход стран к экономике открытого типа. Поэтому интеграция является одной из определяющих тенденций развития, порождающей серьезные качественные изменения.
Таким образом, под интеграцией понимается процесс, ведущий к формированию превосходящего национальное государство политического сообщества с центральными органами. В результате создается система новых надгосударственных институтов, которым государства-участники интеграционного процесса постепенно передают свой суверенитет. Это позволяет устранить значительную часть международных проблем в различных сферах, установить прочные отношения взаимозависимости отдельных государств, устранить возможность вооруженных конфликтов между ними.
Концептуальные подходы к исследованию интеграционных процессов в современной политической науке. В современной специальной научной литературе существуют различные направления и подходы к пониманию природы и роли интеграционных процессов. Одним из них является школа функционализма, основоположником которой выступил американский исследователь Д. Митрани. В исследованиях Д. Митрани проводится мысль о разноуровневой интеграции в современном мировом политическом процессе. Для Д.Митрани, предпосылкой международного сотрудничества является расширение неполитических задач, с которыми во все больших объемах сталкиваются национальные правительства. Решение этих задач требует действий не столько политических элит, сколько совместной, функциональной работы экспертов в конкретных сферах деятельности. При этом согласно выдвинутой Д.Митрани концепции "рамификации", функциональное сотрудничество в одной сфере, порождает потребность в таком же сотрудничестве в другой сфере.
Одним из направлений выступает институциональный тип интеграции, при котором интеграционные процессы возникают в результате принятия политических решений и договоренностей. Данная концепция отражена в работах Б.Балассы. Он рассматривает различные уровни экономической интеграции, среди которых можно выделить следующие: преференциальные соглашения, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, тотальная интеграция (политический и экономический союз). При этом интеграционные процессы происходят на двух уровнях: региональном и глобальном. На первом этапе интеграционного сближения между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между существующим интеграционным объединением и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними, таможенные платежи снижаются для участников указанной интеграционной организации. Данный тип интеграционного объединения не предусматривает создания наднациональных органов управления и координации.
Следующей стадией интеграционного взаимодействия является создание Зоны свободной торговли. На данной стадии интеграционного сотрудничества происходит отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограничений во взаимной торговле. Вместе с тем, между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты. Интеграционное взаимодействие координируется межгосударственным секретариатом, играющим техническую роль, основные решения принимаются на совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Примерами указанного интеграционного объединения являются такие организации как Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA), Европейская ассоциация свободной торговли (EFTA) и Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ).
Другим подходом в рамках изучения интеграционных процессов является концепция неофункционализма, представителями которого выступают Э. Хаас, Ф. Шмиттер, Л. Линдберг. Неофункционализм придавал большее значение характеру и структурным элементам отдельных государств, роли национальной политической власти в интеграционных процессах. В связи с этим, концепция "рамификации" Д. Митрани в рамках данного подхода была подвергнута определенной трансформации.
С точки зрения неофункционализма, интересы государств имеют, прежде всего, материальный характер. Поэтому сотрудничество между государствами осуществляется, прежде всего, по экономическим направлениям. А интеграция трактуется как процесс, направленный на удовлетворение материальных интересов, в качестве основных целей ставятся выгоды экономического сотрудничества. Вместе с тем, наличие исключительно прагматических интересов без надежной идеологической и культурной основы делают подобное интеграционное объединение достаточно неустойчивым. С этой точки зрения, для создания успешного интеграционного проекта необходимо сочетание нескольких факторов: экономической, культурной, идеологической, политической близости государств, принимающих участие в подобном объединении.
В рамках коммуникационного подхода к интеграционным процессам, основоположником которого выступил К.Дойч разрабатывается концепция "сообществ безопасности". Межгосударственная интеграция, по его мнению представляется в качестве многовекторного и многоаспектного процесса. В данной концепции основной акцент делается на взаимодействие между социальными группами и индивидуумом в интеграционном проекте. При этом подобное сотрудничество, включающее потоки товаров, услуг, информации, капиталов, поддается анализу и оценке, на основании которых можно сделать выводы об его интенсивности, слабых и сильных сторонах. По мнению К.Дойча, в любом интеграционном процессе можно выделить как позитивные, так и негативные факторы, влияющие на интеграционный процесс. Целью интеграционного процесса всегда выступает формирование "сообществ безопасности", основанных на общих ценностях.
Новые глобальные вызовы, международные и европейские проблемы интеграционного развития. В современном мире выделяются множество акторов интеграционного процесса: национальные государства, финансовые институты, компании, неправительственные организации. В этих условиях важнейшей исследовательской задачей становится максимальный учет происходящих изменений в рамках интеграционных процессов, выделение специфических черт и общих элементов, присущих различным интеграционным проектам.
Развитие любой интегрированной политической и экономической системы возможно лишь на основе целенаправленных, компетентных и скоординированных усилий всех интегрирующих субъектов. Причин для интеграции множество, но в большинстве случаев в основе этих процессов лежат причины экономического характера, а также воздействие внешней среды, как правило, наиболее крупных и влиятельных субъектов мировой политики и экономики.
В качестве концептуальной модели исследования интеграционной политики обычно выступает европейский интеграционный процесс. При этом опыт строительства Европейского Союза активно проецируется на другие интеграционные объединения.
Поэтому с самого начала интеграция на постсоветском пространстве происходила с оглядкой на Европейский Союз. Именно на основе опыта ЕС была сформулирована поэтапная стратегия интеграции, закрепленная в Договоре об экономическом союзе 1993 года. Вплоть до последнего времени в СНГ создаются аналоги структур и механизмов, хорошо зарекомендовавших себя в Европе. Так, Договор о создании Союзного государства 1999 года во многом повторяет положения Договоров о Европейском сообществе и Европейском Союзе 1993 года. Однако зачастую попытки использовать опыт ЕС для интегрирования постсоветского пространства ограничиваются механическим копированием западных технологий и оказываются не всегда оправданными.
Используя опыт и результаты деятельности Европейского Союза можно выделить шесть базовых причин, которые чаше всего на протяжении истории лежали в основе более или менее добровольной интеграции:
o    общие экономические интересы;
o    родственная или общая идеология, религия, культура;
o    близкая, родственная или общая национальная принадлежность;
o    наличие общей угрозы;
o    понуждение к интеграции, искусственное подталкивание объединительных процессов;
o    наличие общих границ и географическая близость.
Формирование основ межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве. Развитие интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств (СНГ) является прямым отражением внутренних политических и социально-экономических проблем государств-участников. Существующие различия в политических подходах к интеграционным процессам, структуре экономики и степени ее реформирования, социально-экономическом положении, а также геополитической ориентации государств Содружества определяют выбор и уровень их социально-экономического и военно- политического взаимодействия. В настоящее время в рамках СНГ для новых независимых государств (ННГ) реально приемлемой и действующей является интеграция "по интересам". Этому способствуют и основополагающие документы СНГ. Они не наделяют это международно-правовое объединение государств в целом, либо его отдельные исполнительные органы наднациональными полномочиями, а также не определяют действенные механизмы реализации принимаемых решений. Современная форма участия государств в Содружестве практически не налагает на них политических, экономических, правовых и иных обязательств, что в целом определяет периодизацию трансформационных процессов на территории СНГ. Следует выделить четыре фазы трансформаций, каждой из которых соответствует особый характер отношений между Россией и другими государствами СНГ:
первая фаза отношений - разрозненные регионы бывшего СССР и формирование понятия "ближнее зарубежье" России;
вторая фаза - регионы СНГ и формирование понятия "постсоветское пространство";
третья фаза - двустороннее сотрудничество России и Белоруссии, и строительство единого Союзного государства;
четвертая фаза - межгосударственная интеграция стран-членов Союзного государства и стран-участниц СНГ в Евразийский Союз, а также формирование конкурентной зоны свободной торговли, ЕврАзЭС и Евразийского экономического пространства.
Принципы реализации современных интеграционных процессов на постсоветском пространстве: от договоренностей к интеграции". Интеграция в СНГ в 1990-2012 годах осуществлялась поэтапно, одновременно происходило постепенное выравнивание условий хозяйственной деятельности в каждой из стран СНГ на основе согласованной политической концепции выхода из общего социально-экономического кризиса. В основу интеграции на постсоветском пространстве в условиях рынка и утверждения нового политико- экономического императива должны быть положены следующие принципы:
o    обеспечение духовного и нравственного единства народов при максимальном сохранении суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства;
o    обеспечение единства гражданского правового, информационного и культурного пространства;
o    добровольность участия в интеграционных процессах и полное равноправие стран- участниц СНГ;
o    опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы, исключение иждивенчества в экономической и социальной сферах;
o    взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, включая создание совместных финансово-промышленных групп, транснациональных экономических объединений, единой внутренней платежно-расчетной системы;
o    объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран;
o    беспрепятственное движение рабочей силы и капитала;
o    выработка гарантий взаимной поддержки соотечественников;
Таким образом, интеграционная политика на постсоветском пространстве должна содействовать решению наиболее значимых политических и социально-экономических проблем, как стран-участниц, так и сообществ и Союзов ими образованных.
При переходе к концепции интеграционному развитию необходимо четко разграничить права и полномочия основных национальных и наднациональных институтов Союзного государства России и Белоруссии, а также повысить роль и ответственность граждан наших стран за его состояние. Необходимо выработать согласованную позицию всех властных структур Союзного государства России и Белоруссии, партий, гражданского общества, общественных организаций и движений для реализации важнейших задач и целей интеграционного развития.


Лапидус Вячеслав Михайлович, сотрудник Фонда социально- экономических отношений "Развитие нации" (г. Москва)

Док. 667541
Опублик.: 18.11.13
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``