В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия как двигатель китайского авиастроения Назад
Россия как двигатель китайского авиастроения

Палубные истребители J-15 (копия Су-33)

Китай утверждает, что новейший палубный истребитель J-15 превосходит российский Су-33 по всем параметрам. Прогресс мог позволить Китаю по ряду характеристик обогнать машину 80-х годов.

Однако, по мнению военного эксперта Ильи Крамника, главный вопрос заключается в другом: насколько оправдано дальнейшее сотрудничество РФ и КНР?

Клон или не клон?
Представитель минобороны Китая Гэн Яньшэн (Geng Yansheng), по информации китайской прессы, заявил о том, что новейший китайский палубный истребитель J-15 по всем характеристикам превосходит российский Су-33, и не является его клоном.

История новой китайской машины достаточно характерна: получив в 90-х годах контракт на лицензионную сборку истребителей Су-27СК, Китай довольно быстро скопировал (с тем или иным приближением к оригиналу) узлы и агрегаты машины, и начал производство "пиратской версии" под индексом J-11.

После того, как Пекин обзавелся авианосцем, купив на Украине недостроенный "Варяг", недавно переданный в состав китайского флота под именем "Ляонин", перед ним встал вопрос о создании палубного истребителя.


Сравните истребители


СССР уже прошел путь создания палубной машины Су-33 на базе Су-27, вдобавок для однотипного авианосца. Этот пример вдохновил Китай, который начал переговоры с Россией о покупке Су-33.


Два J-15 па палубе авианосца "Ляонин"



Эти переговоры к успеху не привели. Китай хотел получить 2-4 машины для изучения с последующим копированием, Россия же соглашалась говорить только о поставке крупной партии - 50 машин, которые полностью закрыли бы потребности авиагруппы "Ляонина" и как минимум еще одного авианосца, если он будет построен.

В этих условиях копирование Су-33 было бы бессмысленным: к моменту возможного ввода в строй третьего китайского авианосца (середина 20-х годов), истребитель с корнями 70-80-х годов морально устареет.


Палубный истребитель J-15 ВВС Китая




В результате, не найдя понимания в Москве, Китай вновь обратился к Киеву, где и приобрел один (по некоторым данным, два) нелетающих Су-33 на испытательном комплексе морской авиации в Крыму, и некоторое количество агрегатов и запчастей к этим машинам.

"Украинский" Су-33 и стал прототипом для J-15. Воспроизводство Су-33 шло достаточно быстро, благодаря опыту, уже полученному с копированием Су-27. Прогресс, достигнутый в вычислительной технике за прошедшие 25 лет, безусловно, позволил Китаю оснастить свою машину более совершенным оборудованием, нежели то, что было установлено на прототипе 1987 года создания.

Не исключено, что Китаю удалось достичь прогресса и в облегчении конструкции машины: о перетяжеленности Су-33 говорилось давно, но имея опыт предшественников, можно избежать их ошибок.

Правда, здесь встает вопрос о ресурсе китайского истребителя и примененных в нем материалах, но ответ на этот вопрос может быть получен только в ходе эксплуатации самолета.

Китай мечтает заполучить российские двигатели

В то же время Китай пока так и не решил ключевой проблемы своего авиастроения: китайские авиационные двигатели уступают российским прототипам по ресурсу и экономичности. Это касается и устанавливаемых на J-11 и J-15 двигателей WS-10, копии советских АЛ-31ФН.


На выставке в Чжухае Россия представила ТРДДФ АЛ-31ФН М1


Китай удовлетворен тем, что смог создать двигатель WS-10 собственными силами и начал его серийное производство

Вместе с тем, с каждой последующей производственной серией разрыв постепенно сокращается (по утверждениям китайской стороны его уже нет). Тем не менее, несмотря на достигнутый прогресс в моторостроении, КНР по-прежнему закупает в России двигатели для машин, имеющих ключевое значение.

Так, последняя версия самолета H-6K (воспроизведение советского бомбардировщика Ту-16 50-х годов) оснащается импортируемыми двигателями Д-30КП-2.Контракт на поставку 184 таких двигателей в 2012-15 годах был заключен в 2011 году, и, по мнению специалистов, является свидетельством недоверия китайских военных к национальной копии Д-30 - двигателю WS-18.


Новая разработка - двигатель 117С

Сегодня одним из самых "лакомых" для Китая российских продуктов является недавно запущенное в серию "изделие 117С" - созданный на основе АЛ-31ФН "промежуточный" двигатель для самолетов 4++ и 5 поколений, возможности которого пока остаются для китайской промышленности недостижимыми.

Этот факт вновь заставляет задаться вопросом: насколько оправдано сотрудничество с Китаем и передача ему современных образцов вооружения? На фоне копирования КНР палубного Су-33 и его совершенствования, переговоры о возможной продаже Китаю 24 истребителей Су-35С с двигателями 117С и современными радарами "Ирбис", выглядят предательством национальных интересов.

МОСКВА , 14 декабря 2012 г. , ОРУЖИЕ РОССИИ , Илья Крамник
www.arms-expo.ru

Подробнее: http://www.arms-expo.ru/049051124050057056054050.html



Док. 667597
Перв. публик.: 14.12.12
Последн. ред.: 19.11.13
Число обращений: 0

  • Крамник Илья Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``