В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мозаичная отделка жилых и общественных зданий стеклянной плиткой История создания и развития техники выполнения мозаичной отделки Назад
Мозаичная отделка жилых и общественных зданий стеклянной плиткой История создания и развития техники выполнения мозаичной отделки
В последние годы проявился повышенный интерес к
мозаичной отделке интерьеров частных домов. Однако
техника мозаичной отделки стеклянной плиткой имеет
многовековые традиции и массово применяется в стро
ительстве жилых, общественных и культовых зданий в
некоторых странах.

Данные о сохранности подобных отделок, выдер
жавших эксплуатацию в течение веков, порождают ес
тественный интерес к истории и этапам развития дан
ной технологии в странах с различными культурными
традициями и климатическими условиями жизни.
Что же такое мозаика? Это особая отрасль живопи
си, применяемая для монументальной или декоратив
ной отделки фасадов и интерьеров зданий, а также изде
лий. Декоративная мозаика в позднелатинский период
означала изображение или узор, выполненные из цвет
ных камней, ценных пород дерева, стеклянной плитки,
смальты, цветной керамической плитки и других мате
риалов, то есть целое, собранное из кусочков (фрагмен
тов) какоголибо материала.

Данная статья, посвящена стеклянной мозаике и
смальте, то есть стеклянной плитке, заглушенной окси
дами титана или циркония, их свойствам и перспекти
вам развития рынка их потребления.
Для широкого применения стеклянной плитки в
строительстве необходимо освоить, как технические,
так и художественные приемы ее применения, связан
ные с цветовым восприятием рисунка и расчетом слия
ния цветов на расстоянии.

Стеклянная мозаика обладает большой долговечно
стью, простотой в эксплуатации, технологичностью в
применении. В современных условиях она крепится к
поверхности стен на цементной пасте или клеевых со
ставах заводского изготовления в виде сухих строитель
ных смесей.

Существуют различные техники выполнения мозаи
ки из стеклянной плитки. Способ прямого набора рисун
ка из стеклянных плиток на стене, путем установки на
клеевой или штукатурный состав, нанесенный предва
рительно на стену. Это самая древняя техника, именно
она была характерна для римской и византийской моза
ики. Но такая работа требует большого мастерства, ви
дения образа и огромных затрат времени.

Промышленное применение получил способ обрат
ного набора, когда плитка лицевой стороной наклеива
ется в обратном порядке на плотную бумагу или мате
рию. Готовые ковры основой наружу приклеиваются с
помощью цементной пасты на декорируемую поверх
ность. После затвердевания цементной пасты бумага
или материя удаляются, а швы затирают фугами. Зати
рочные составы или фуги могут быть любого цвета в со
ответствии с дизайном.

После набора прочности мозаику с лицевой сторо
ны окончательно обрабатывают, иногда шлифуют и
покрывают воском. В результате возникает не просто
эффект мозаики в привычном ее понимании, а ил
люзия приглушенного блеска и фактуры гобелена или
ковра. Эта техника воплощена в Исаакиевском соборе
СанктПетербурга.

В России мозаика активно применялась для украше
ния станций Московского метрополитена. Так, плафо
ны на станции "Маяковская" выполнены по эскизам
художника А.А. Дейнеки в технике римской мозаики.
Плафоны станции "Комсомольская" богато украшены
золотой мозаикой.

С развитием компьютерной техники набора рисунка
из стеклянной плитки этот механический способ нашел
массовое промышленное применение за счет быстроты
и дешевизны набора. Рисунок или фотографию скани
руют, и программа разбивает изображение на клетки.
Затем подбирается цветовая гамма с различными оттен
ками, в зависимости от сложности рисунка.

В различных эпохах - античной, римсковизантий
ской, средневековой, возрождения, переходной (час
тично упадочной) и современной мозаика применялась
для украшения различных элементов. Можно увидеть
полы и плиты с мозаичными вставками, декоративные
настенные мозаики, мозаики - копии станковой живо
писи, миниатюрные мозаики, такие как, орнаменталь
ные, декоративные, в подражание живописи.
В IV в. нашей эры венецианские стеклодувы изобре
ли непрозрачное цветное стекло - смальту и отделыва
ли интерьеры и фасады храмов смальтовой мозаикой.
Мозаичная живопись, украшавшая римские храмы,
представляла собой декоративноорнаментальную бес
предметную живопись, исполненную первыми христи
анскими художниками, принадлежавшими к римской
школе мозаичного искусства.

В эпоху феодализма особенного развития достига
ет церковная мозаика, в которой античный реализм
вытесняется условной трактовкой образа. В ней,
обычно на золотом фоне, заменившем античные пейзажные
фоны, создаются изображения Христа и других святых.

Высоким мастерством исполнения отличаются ви
зантийские мозаики VI-XIV вв. в храме св. Софии в
Константинополе, в церквах св. Виталия в Равенне, Ус
пенья в Никее и др.

Мозаичносмальтовое искусство в Киевском госу
дарстве в XI-XII вв. достигло высочайшего уровня и
превосходило во многих отношениях уровень мастерства
в Западной Европе. Поскольку влияние Византии на рус
скую архитектуру было сначала очень сильным, а затем
угасло, та же судьба постигла и стеклянную мозаику.
М.В. Ломоносов возродил русскую мозаику, и в XIX
веке она пережила новый расцвет. Со дня открытия 12
октября 1748 г. химической лаборатории в СанктПе
тербурге, он занимался изготовлением окрашенных
стекол - смальты - для выкладывания мозаики. Аргу
ментируя свое пристрастие к мозаике, он высказывал
ся так: "...краски не сохраняют своей ясности и добро
ты столь долго, как мы желаем, но в краткое время из
меняются, темнеют и, наконец, великия части красоты
своея лишаются...>>, "...материи, которые светлостию и
чистотою прежних в деле превосходят, а твердостию и
постоянством к воздушной влажности и солнечному
зною так противятся, что через многие века нимало
красоты своея не утратили...>>.

Известная деятельница в области искусства и ар
хеологии, создательница историкоэтнографического
музея в Смоленской обл. княгиня М.К. Тенишева по
святила свою диссертационную работу технологии
получения стеклянной мозаики и смальты. В с. Талаш
кине Смоленской обл. уцелела смальтовая мозаика
"Спас Нерукотворный", выполненная Н.К. Рерихом на
фасаде Храма Святого Духа.

Флорентийская мозаика из натуральных камней,
очень сложна в исполнении и не является предметом
исследований в данной статье, которая посвящена
смальте (римская мозаика) и стеклянной плитке (совре
менная мозаика).

Смальта - одна из родственниц муранского стекла. Для
ее производства стекло растирают в порошок и вторично
запекают с многокомпонентными высокотемпературны
ми пигментами. Каждый кусочек смальты имеет свой цвет
и тон, а также глянец или матовую поверхность.

Исследование мозаик церкви Санта Мария Маджо
ре в Риме, выполненных римскими художниками в
432-440 гг., показало, что при наборе их применялись
смальты 190 различных оттенков:
- двадцать оттенков белого цвета;
- тридцать три оттенка голубого, светлосинего,
сероватосинего лазуритового, синего и темно
синего;
- тридцать девять оттенков светлозеленого, зеленого,
травянистозеленого, оливковозеленого и темно
зеленого;
- двадцать восемь оттенков светложелтого, золотис
тожелтого, желтого и темножелтого;
- четыре оттенка коричневого;
- тридцать два оттенка светлокрасного, красного,
темнокрасного и виннокрасного, десять оттенков
розового, три оттенка пурпурового;
- два оттенка черного и одиннадцать оттенков серого
цвета.

Помимо этого, применялись золотые стеклянные
кубики восьми различных оттенков зеленого, желтого,
красного, фиолетового и белого прозрачного стекла.
Большинство цветных кубиков было изготовлено из
стеклянных сплавов прозрачного, полупрозрачного и
глухого смальтового стекла и отличалось не только ве
ликолепным цветом, но и изумительным богатством и
разнообразием оттенков и глубиной тона.

Иногда применялись кубики, нарезанные из природ
ных камней различных горных пород, преимущественно
цветных известняков, кальцитов, кварцитов. Золотые
кубики выделывались из прозрачного стекла различной
окраски - светложелтого, светлокрасного, синеватого,
зеленого и светлофиолетового цвета; на лицевой сторо
не кубика находился листок червонного золота, покры
тый сверху тонким слоем расплавленного стекла.
Современную смальту получают в результате прессо
вания мелких частиц плотно окрашенного стекла с
добавлением оксидов и последующим спеканием при
температуре 700-800оС в течение 1 сут. Высокое содержа
ние пигментов и длительный цикл производства делают
смальту дорогим удовольствием, зато среди ее несом
ненных достоинств - насыщенный цвет и гладкая, при
ятная на ощупь поверхность, ухаживать за которой значи
тельно легче, чем, например, за стеклянной плиткой.
Смальта представляет собой водонепроницаемый,
жаропрочный, морозостойкий и мало подверженный
износу маткериал. Его можно использовать даже для
облицовки полов, причем не только в помещениях, но и
снаружи.

Стеклянная мозаика может быть прозрачной и непро
зрачной. Последнюю производят двумя способами: до
бавлением в цветной расплав порции мельчайшего
белого песка, или заглушением оксидами циркония или
титана. Второй способ более дорогой, но изделия при
этом выглядят гораздо лучше.

Производство стеклянной мозаики процветает во
многих странах, особенно успешно - во Франции и
Турции, но несомненным лидером в этой области явля
ется Италия. Стеклянная мозаика имеет близкие харак
теристики со смальтой. Температурный диапазон ее
применения -30 - +150оС.

Современные дизайнеры смело облицовывают
стеклянной мозаикой камины печи, фонтаны и откры
тые бассейны. Элитные сорта стеклянной мозаики по
лучают путем совместного плавления стекла с полудра
гоценным камнем авантюрином. Мозаичные пластин
ки имитируют авантюрин за счет глубинного мерцания
"искорками". "Золотую" мозаику получают за счет про
кладки фольги из драгоценного металла между двумя
слоями прозрачного стекла.

Самый распространенный размер отдельных эле
ментов мозаики - 2020 мм. Возможны и нестандарт
ные варианты: 1010 мм, 55 мм, 5050 мм и др. в
зависимости от дизайнерского решения и размера де
корируемого помещения. Наряду с одноцветной мо
заикой производители предлагают большое количе
ство стандартных смесей, составленных из мозаик
различных цветов. В среднем их стоимость составляет
от 39 USD/м2.

Также пользуются успехом "растяжки" - полосы,
изготовленные из мозаики одного цвета, но разных то
нов. Этот прием весьма популярен, так как изменение
насыщенности цвета от темного к светлому оптически
увеличивает объем помещения.

Особый впечатление производят мозаичное панно в
интерьере. Средняя стоимость панно составляет от
75 USD за штуку и зависит от размеров и сложности ри
сунка.

Геометрическая технология набора орнамента счи
тается относительно малозатратной: при создании ри
сунка мозаику не нужно разрезать на более мелкие
части. Узоры получают путем простого подбора цветов.
Затем мастер вручную выкладывает нужный орнамент
на сеткематрице.

Современные компьютерные технологии позволяют
воплотить в мозаике любой сюжет, в том числе и приду
манный заказчиком. Но в этом случае стоимость панно
рассчитывается индивидуально.

Мозаичные бордюры - еще один вариант декориро
вания интерьеров и чаш бассейнов. При этом для вы
пуклых поверхностей более пригодны заводские ковры
стеклянной мозаики или смальты на бумаге, а для во
гнутых - на сетке. Сухая клеевая строительная смесь
должна обеспечивать адгезию не менее 3 МПа и обла
дать жизнеспособностью не менее 30 мин для укладки
простых панно и более 60 мин для сложных.

Технология выполнения работ. На подготовленную
поверхность шпателем с Vобразными зубьями наносят
цементную или клеевую пасту. На влажных участках
поверхности нужно обязательно установить причину
увлажнения и устранить ее, после чего отсыревшую по
верхность дополнительно покрыть жидким гидроизоля
ционным составом, обеспечивающим герметичность
покрытия и адгезию защищенной поверхности со
смальтой.

Поверхность разделяют на участки, пронумерован
ные по схеме. Каждому из них соответствует определен
ный монтажный модуль с частью мозаичного рисунка.
Разметка производится карандашом с помощью рулет
ки, угольника и длинной рейки.

Клеевым составом покрывают только ту часть поверх
ности, которую можно отделать в течение 10-15 мин до на
чала твердения состава. Перед приклеиванием мозаичные
модули монтажного листа с помощью шпателя намазыва
ют приготовленным клеевым составом и прикладывают к
поверхности в соответствии с их нумерацией.

Для равномерного прижатия и ровного прилегания
смальтовых ковров к поверхности применяют ручной пе
нопластовый пресс. Зазоры между модулями должны
иметь размер равнозначный размеру швов между кусочка
ми смальты. В ряде случаев (на углах, стыке с полом и по
толком) возникает необходимость обрезать смальту. Эта
операция производится с помощью специальных кусачек.

Время схватывания цементного клеевого состава
обычно длится 20-40 мин в зависимости от свойств це
мента и добавок, от материала смальты и фактуры по
верхности) после чего листы бумаги смачивают губкой
и отделяют от затвердевшей мозаики.
Излишки цементного клеевого состава удаляются
мокрой тряпкой.

После окончания схватывания цементного клеевого
состава (через 2-3 ч) наступает очередь затирки зазоров
между смальтой. Она производится широким резино
вым шпателем предварительно разведенной водостой
кой затиркой (фугой) нужного цвета.

Зазоры должны заполняться составом полностью и
не иметь пустот. Излишки затирки удаляются по ходу
работы, а через день смываются с поверхности. Приме
нение кислот для этих целей недопустимо.

Окончательная чистка мозаики с применением го
рячей воды и едких составов возможна через 7 сут после
завершения монтажа. Бассейны, фонтаны, емкости,
отделанные мозаикой, могут наполняться водой через
21 сут после проведения затирочных работ, то есть пос
ле набора марочной прочности. Необходимо обеспе
чить влажный режим твердения готовой мозаики.
Цена мозаики зависит от используемых материалов
и сложности работы и может отличаться на порядок.
Наиболее дешевая мозаика - стеклянная, в виде разно
цветных смесей. В России она обойдется примерно в
15-30 USD за 1 м2. Стекло с декоративным эффектом
дороже в пять-шесть раз.

Вне конкуренции высокохудожественные работы,
которые нередко стоят тысячи (иногда - сотни тысяч)
рублей, как произведения искусства. Менее дорогие
декоры и панно, собранные из неколотой мозаики. В раз
ных городах стоимость 1 м2 мозаики отличается до де
сятков раз, например, в Челябинске его цена минимум
400-700 USD. В Турции аналогичные материалы и ра
боты стоят в 2-10 раз дешевле, чем в России, а опыт их
применения значительно больше и носит массовый
промышленный характер.

В настоящее время чаще всего используют не чистую
смальту, а ее сочетание со стеклянными элементами или
только стеклянные плитки. Фирма BISAZZA (Италия)
хорошо известна в области производства мозаичной
продукции работает с венецианским стеклом, которое
имеет слегка шероховатую или гладкую поверхность и
может быть прозрачным или непрозрачным. Фирма
PICASSO (КНР) - предлагает стеклянную продукцию,
подобную той, что выпускает BISAZZA, но гораздо де
шевле. Плиточки мозаики PICASSO имеют стандартные
размеры 2,52,5, 22, 1,251,25 и 11 см, цветовая гам
ма превышает пятьдесят цветовых оттенков.

Турецкие мозаика и смальта по соотношению "каче
ство - цена" являются лучшими (см. журнал "Строи
тельные материалы"(R) N 8, с. 82.).

Производство смальты в России прекратило свое
существование с распадом СССР. Строительный биз
нес России проявляет повышенный интерес к приме
нению стеклянной мозаики и смальты в основном для
частного домостроения, но в связи с отсутствием пред
ложений от отечественных производителей стеклян
ной мозаики и смальты, стоимость самой продукции,
импортируемой из других стран, а также мозаичных ра
бот превышает аналогичные цены в странах произво
дителях в десятки раз.

В промышленном масштабе вложения в капиталь
ное строительство в части отделки фасадов, возможно,
недостаточны для мозаичной отделки при такой орга
низации дела. Кроме того, западные импортеры, ак
тивно применяют свои схемы для захвата российского
рынка в части применения акриловых красочных со
ставов для отделки фасадов зданий. Массовый опыт
применения стеклянной мозаики в Турции (рис. 4) для
отделки фасадов зданий любого назначения свиде
тельствует о высокой перспективности данного на
правления работ.

В.П. Кузьмина, канд. техн. наук

СТРОИТЕЛЬНЫЕМАТЕРИАЛЫ -АРХИТЕКТУРА 7/2006

1 июл 2006

Док. 667702
Опублик.: 21.11.13
Число обращений: 0

  • Кузьмина Вера Павловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``