В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Украина в призме интересов внешних сил Назад
Вячеслав Лапидус: Украина в призме интересов внешних сил
Последние события, связанные с заявлениями и действиями украинской политической элиты относительно приостановления евроинтеграции Украины, вновь актуализируют проблему российско-украинских отношений. Важно подчеркнуть, что для России Украина является ключевым партнером на пространстве СНГ в силу целого ряда геополитических, экономических, культурных, гуманитарных, военно-стратегических, исторических факторов.

С момента установления дипломатических отношений в 1992 г. между Россией и Украиной подписано около 200 межгосударственных договоров и соглашений, более 300 межведомственных документов, касающихся различных сфер сотрудничества. Российско-украинское взаимодействие развивается как на двустороннем уровне, так и в рамках многосторонних интеграционных структур. Украина является государством-участником СНГ, Зоны свободной торговли СНГ, имеет статус наблюдателя в рамках ЕврАзЭС, подписала Меморандум об углублении взаимодействия с ТС, претендует на получение статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который планируется создать в 2015 г. Основными внешнеторговыми партнерами Украины являются страны ТС и ЕС, хотя ТС занимает большее место во внешнеторговом обороте Украины, чем ЕС. Так, в 2012 г. на страны ТC приходилось около 36,3% внешнеторгового оборота Украины, что составило 63,1 млрд долл. На страны ЕС - 29,2% или около 50,7 млрд долл.

В 2012 году на долю России пришлось около 29,4% украинского внешнеторгового оборота. Украина занимает первое место среди торговых партнеров России на пространстве СНГ. Взаимный товарооборот в 2012 г. превысил 45 млрд долл., в первом полугодии 2013 г. составил 17,2 млрд долл. Структуру российского экспорта на Украину в 2012 г. формировали в основном несколько товарных групп, на долю которых приходилось 94% всего отечественного экспорта: углеводороды, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, металлы.

Россия занимает четвертое место среди всех зарубежных инвесторов в украинскую экономику - общий объем российских инвестиций составил около 3,6 млрд долл. Российские компании инвестируют, в первую очередь, в базовые отрасли украинской экономики: топливно-энергетический комплекс, химическую промышленность, металлургию, машиностроение и металлообработку, банковско-финансовый сектор, строительство и гостиничный бизнес.

Ведущим направлением российско-украинского сотрудничества является топливно-энергетическая сфера. С 2010 г. обе страны перешли на рыночную систему ценообразования на газ. В 2012 г. Украиной было закуплено в России 32,87 млрд кубометров газа на 14 млрд долл. Средняя цена на российский газ для Украины в 2012 г. составила 426 долл. за тыс. кубометров, в первом квартале 2013 г. - 406 долл. за 1 тыс. кубометров. Подобный уровень цен не вполне устраивает украинское политическое руководство, которое ведет переговоры с Россией о снижении цены на газ.

Россия и Украина в рамках избранной линии экономической политики, пытаются снизить энергетическую зависимость от другого партнера. Для России ключевым элементом усиления энергетического сотрудничества с европейскими государствами в контексте укрепления энергетической безопасности Европы и диверсификации маршрутов поставок российского газа выступают проекты "Южный поток" и "Северный поток". Украина, в свою очередь, пытается увеличить закупки газа в Европе, Азербайджане, Туркмении, построить терминалы по приему сжиженного природного газа (СПГ), расширить внутреннюю добычу углеводородов, расширить участие стран ЕС в модернизации газотранспортной системы Украины, обеспечить строительство альтернативных энергетических трубопроводов в обход России.

Основной дилеммой внешней политики Украины является определения системы приоритетов внешнеполитического курса. Несмотря на сильную экономическую взаимосвязь Украины с Россией и со странами постсоветского пространства формальным внешнеполитическим приоритетом Украины продолжает оставаться интеграция в европейские структуры. Внимательный анализ последних заявлений и действий украинского политического руководства, показывает сохранение на декларативном уровне преемственности данного вектора внешнеполитического развития. Представители правящей политической элиты Украины, подчеркивают "неизменность" курса на евроинтеграцию Украины и продолжение "движения к европейским стандартам". Отказ от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС на Вильнюсском саммите, рассматривается как тактический и прагматический маневр, имеющий исключительно экономическое и финансовое обоснование. Речь идет об урегулировании возникших противоречий с Россией, снижении цены на российский газ, предотвращении экономических потерь для украинской экономики от защитных мер со стороны стран-участниц ТС. Таким образом, пока еще рано оценивать последние шаги украинского руководства как "евразийский" поворот Украины, говорить о вступлении Украины в Таможенный Союз как о "решенном вопросе".

Реальной сутью внешнеполитической стратегии Украины остается многовекторность, принимающая форму "маятниковой" стратегии - от Запада к России и обратно. Правящая украинская политическая элита стремится отложить ситуацию выбора внешнеполитического вектора, сохранить насколько это возможно, ситуацию геополитической неопределенности и "многоуровневой" лояльности различным внешним силам в разных секторах: в экономике, политике, энергетике, военной и культурной сферах. Такая политика позволяет Украине балансировать между различными центрами силы, получать от них бонусы и исключать издержки, связанные с сокращением связей с противоположной стороной. Последние события на Украине показывают активизацию политики ЕС по переформатированию постсоветского пространства в своих интересах. Значение Украины как буферного государства снижается, и она поставлена перед задачей геополитического выбора. России в этих условиях следует выстроить стратегию взаимодействия с Украиной, основанной на подключении Украины к евразийскому интеграционному проекту, снижении напряженности во взаимоотношениях с ЕС, формировании общего экономического, гуманитарного и оборонного пространства, создании гибкой системы бонусов и поощрений, продвижении совместных энергетических проектов с Украиной.

Док. 667875
Опублик.: 28.11.13
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``