В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Власов: Казахстанский опыт стратегического планирования. Взгляд из России. Назад
Алексей Власов: Казахстанский опыт стратегического планирования. Взгляд из России.
Казахстанский опыт стратегического планирования представляет интерес не только в масштабах постсоветского пространства, но и в более широком контексте мирового опыта проведения масштабных реформ, системной модернизации во всех областях общественной жизни. Преобразования, кардинально изменившие образ страны в экономической, социальной и политической сферах были проведены в максимально сжатые исторические сроки. Среди аналогичных проектов, сопоставимых с национальным опытом Казахстана, можно вспомнить примеры послевоенной Японии и Франции, малазийский, южнокорейский и сингапурский опыт, однако модернизационные программы, осуществленные в этих странах, проводились в совершенно иных исторических условиях.

В этих сложных условиях невозможно было рассчитывать только на масштабную поддержку со стороны каких-то внешних сил. Между тем, упомянутые выше японский и европейский послевоенные модернизационные проекты едва ли бы стали реальностью без значительных инвестиций со стороны США. Хотя Япония и стала "великой экономической державой", данное обстоятельство вызывало противоречивую реакцию в самом обществе. Модернизационные проекты в Сингапуре, Малайзии, Турции протекали в несколько иных исторических условиях, но при этом опирались на качественно иной фундамент. Например, Ли Куан Ю - творец "сингапурского чуда" неоднократно подчеркивал в своих публичных выступлениях, что залогом успеха, проводимых им реформ стало сочетание конфуцианских принципов с правовой системой, доставшейся в наследство от колониального периода.

Республики бывшего Советского Союза не обладали подобным стартовым капиталом. Им предстояло перейти от административно-командных механизмов в экономике к полноценным рыночным отношениям. Важнейшей вехой в истории современного Казахстана считается 1997 год, когда в самом начале исторического пути, пройденного страной за годы Независимости, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил развернутую программу развития государства и общества - Стратегию "Казахстан-2030". Этот документ представлял собой не только развернутый план преобразований по конкретным направлениям реформ в политической и социально-экономической сфере, но и содержал мощный посыл. Перед казахстанским обществом были четко очерчены ключевые цели, мотивы развития, определена ясная историческая перспектива.

Переход от первых стратегических программ развития, которые были ориентированы на краткосрочную перспективу к более глубоким горизонтам индикативного планирования произошел в тот момент, когда страна перешла от стратегии выживания к стратегии роста.

За период реализации Стратегии-2030 были полностью нивелированы рудименты старой экономической системы, оформлена новая нормативно-правовая платформа для следующего этапа реформ.

Появление Стратегии "Казахстан-2050? вызвано не только досрочным выполнением целого ряда задач первого стратегического плана. Вопрос стоит гораздо глубже - на смену прежним приоритетам развития пришли новые цели, определяющие вектор развития государства и общества на ближайшие десятилетия.

Это т.н. 7 приоритетов - дальнейшее развитие и укрепление государственности, переход на новые принципы экономической политики, всесторонняя поддержка предпринимательства - ведущей силы национальной экономики, формирование новой социальной модели, создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения, повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата, выстраивание адекватной новым вызовам международной и оборонной политики. стремительно меняется глобальный экономический и политический ландшафт. Появляются принципиально новые вызовы и риски и, в то же время, в соответствии с законами диалектики, формируются также и принципиально новые возможности. В принципе, каждый из этих пунктов созвучен целям, стоящим перед российским руководством.

Например, происходит активный процесс интеграции на всех уровнях, в которые активно включается и Казахстан. Формируются контуры евразийского экономического Союза. Чем выше плотность наших коммуникаций тем теснее должно быть и взаимодействие между РК и РФ в сфере научного осмысления тех вызовов с которыми сталкиваются наши страны в современных условиях.

Как отмечает в стратегии "Казахстан 2050" Президент Н. А. Назарбаев, в настоящий момент можно выделить десять основных вызовов, которые, так или иначе, сказываются на развитии любой страны, в том числе и Казахстана. Если суммировать их, выделив главные компоненты, то основной вызов, безусловно, это ускорение исторического времени - глобальный феномен, который для постсоветского пространства усугублен мощнейшими геополитическими трансформациями, возникшими после распада Советского союза.

Некоторые западные аналитики пишут о поколенческом конфликте, который им представляется как противоречие между тем поколением, которое родилось уже после распада СССР, и людьми старшего и среднего возраста, которые медленнее "вписываются" в окружающий мир. Не только и не столько по причине технологической несовместимости, а скорее по своей неспособности, как пишет президент Казахстана, форсировано интегрироваться в глобальные экономические и политические процессы.

Не меньшую актуальность актуальность приобретает и участие Казахстана в противодействии мировым вызовам современности - терроризму, подъёму исламского радикализма, наркотрафику, сохранению этнической и социальной стабильности на фоне внешнего напряжения.

Еще один вызов, тесно связанный с ускорением исторического времени - кризис ценностей нашей цивилизации. Как отмечается в Стратегии "Казахстан-2050": "Мир переживает острый мировоззренческий и ценностный кризис. Все чаще раздаются голоса, возвещающие о противоборстве цивилизаций, конце истории, провале мультикультурализма. Нам принципиально важно не втягиваться в этот мировоззренческий дискурс, оберегая наши проверенные годами ценности. Мы должны научиться жить в сосуществовании культур и религий. Мы должны быть привержены диалогу культур и цивилизаций. Только в диалоге с другими нациями наша страна сможет достичь успеха и влияния в будущем. В XXI веке Казахстан должен укрепить свои позиции регионального лидера и стать мостом для диалога и взаимодействия Востока и Запада".

В тоже время экономическая и политическая модернизация тесно сопряжена и с новыми принципами социальной политики. Именно об этом направлении системной модернизации Н.А.Назарбаев писал в своем концептуальном труде "20 шагов к обществу всеобщего труда", в котором обозначил новые глобальные тренды современности. В первую очередь, речь шла о повороте к социальной модернизации как системному плану переустройства страны и отказе от ложных ценностей общества потребления в пользу собственно труда, говоря шире - созидания.

Еще один важнейший компонент, которому отведено особое место в "Стратегии 2050", - это эффективное государство. Именно создание условий, при которых государственные механизмы будут работать с максимальной эффективностью и отдачей являются залогом успешной реализации всех модернизационных проектов.

Источник: http://www.pcsu-ca.ru/%d0%be%d1%82-%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%b3%d0%b8%d0%b8-2030-%d0%ba-%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%b3%d0%b8%d0%b8-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d1%85%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd-2050#sthash.n8mY5iKd.dpuf

Док. 667917
Опублик.: 29.11.13
Число обращений: 0

  • Власов Алексей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``