В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наследники Геббельса Назад
Наследники Геббельса

В рубрике `Особое мнение` мы знакомим читателя с самыми актуальными и заслуживающими внимания материалами. `Кавполит` напоминает, что мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Власти регионов России даже в условиях стремительно худеющих бюджетов продолжают тратить гигантские средства на самопиар. Именно для того, чтобы население не ощутило `похудения` бюджетов. Заметнее всего траты вырастают в регионах, где в скором будущем предстоят крупные выборы. Вот, скажем, на Ставрополье в будущем году состоятся выборы губернатора — агиткампания официально стартует уже через четыре месяца. Но при этом расходы бюджета по `пропагандистским` статьям сокращаются. Значит ли это, что краевые власти намерены `качать` деньги из каких-то теневых источников — разбиралась `Кавказская политика`.

Геббельс с точностью до копейки

Интернет-издание slon.ru совместно с экспертным агентством `Центр фискальной политики` провело исследование под названием `Сколько в России тратят бюджетных денег на `имидж губернатора`. Эксперты изучили, какой объём бюджетных трат приходится на пропагандистские цели: прямую поддержку государственных СМИ, а также информационное сопровождение органов власти (в том числе в целях повышения инвестиционной и туристической привлекательности регионов).

Наибольший объем трат обнаружили в бюджете одного из богатейших регионов страны, Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) — с начала нынешнего финансового года по этим расходным статьям освоено 2,1 млрд рублей или 1,8% от общего объёма бюджетных расходов. Причем за последние два года размер трат вырос на 38% (это тот период времени, пока во главе региона находится Дмитрий Кобылкин). В пересчёте на каждого из жителей небольшого региона это примерно 4,6 тысячи рублей в год.

Последующие места занимают, соответственно, Ненецкий автономный округ и Чеченская Республика (по 1,4%), Кабардино-Балкария (1,2%) и Москва (0,9%). По абсолютным тратам лидирует, разумеется, Москва, где в нынешнем году потрачено на пропагандистские цели без малого 10 млрд рублей. А по темпам прироста данных расходов (2013 год к 2011 году) лидируют Астраханская область (528%), Свердловская область (264%) и Камчатка с Ингушетией (по 209%).

В целом в масштабах всей страны за первые десять месяцев нынешнего года, если верить исследованию, истрачено 32 млрд рублей — это на 32% больше, чем было в 2011 году. Причем за это время нашлось лишь 17 регионов в стране, где бюджетные расходы на пропаганду снизились (больше всего — на 51% — в Курганской области, власти которой стоит похвалить за подобную самоотверженность).

И всё это, заметим, происходит в условиях продолжающегося бюджетного кризиса в стране. Судя по ежегодному докладу рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P), которое исследует региональные финансы, за последние три года государственный долг регионов вырос на 50% почти до 1,5 трлн рублей, причем в 21 регионе долговая нагрузка превышает 60% от размера текущих расходов (в ближайшие два года количество таких регионов вырастет вдвое).

Как видно, в таких ужасных условиях, когда ряд регионов находятся уже в предбанкротном состоянии, они не готовы сокращать траты на пропаганду. Вывод прост — неизбежное ухудшение бюджетно-социальной конъюнктуры региональной власти `компенсируют` пиаром собственных успехов. И, очевидно, так будет и впредь. Вспомните главный геббельсовский принцип, который жизнеспособен при любых политических режимах: `Сказавший первое слово всегда прав`.

`Кухня` красивых новостей

Давайте рассмотрим `пропагандистскую` кухню на примере конкретного региона. Возьмем Ставропольский край. Тем более, что нынешним губернатором региона является Владимир Владимиров — выходец с Ямала, где, судя по исследованию slon.ru, на СМИ тратились безумные бюджетные средства. Повторится ли аналогичный сценарий в южном крае?

`Оператором` информационной политики в ЯНАО является Департамент внутренней политики в структуре правительства округа. Ну а главным органом, пропагандирующим достижения властей, — Государственное учреждение `Северное издательство`, созданное в 2008 году бывшим губернатором Юрием Неёловым. В его состав вошли редакции всех государственных печатных изданий региона, которые ранее были самостоятельными, — журналов `Северяне` и `Ямальский меридиан`, газет `Красный Север`, `Няръяна Нгэрм` (печатается на языке коренного народа округа — ненцев) и `Лух авт` (печатается на языке хантов).

Главное электронное медиа — государственное учреждение культуры (ГУЧ) `Окружная государственная телевизионная и радиовещательная компания `Ямал-Регион`. Заметьте, это региональное телевидение. А есть еще и ямальский филиал ВГТРК — ведомства уже федерального.

Имеется в ЯНАО и собственное информагентство — государственное учреждение `Север пресс` (сейчас оно называется более витиевато `Центр развития интернет-коммуникаций`).
Помимо этого в ЯНАО существуют 5 муниципальных телерадиокомпаний и 11 муниципальных печатных изданий, расположенных в самых крупных городах и райцентрах: газеты `Полярный круг` в Салехарде, `Северный луч` в Тарко-Сале, `Рабочий Надыма` в Надыме и т.д. И вот на всё это тратится 2,1 млрд рублей при полумиллионном населении региона — чтобы ни единый шаг власти не ускользнул от внимания жителей в самом отдаленном стойбище.

Почили в бозе

Государственный сегмент информационного рынка на Ставрополье в сравнении с ямальским выглядит поистине пустячным. На это не преминул обратить внимание и сам Владимиров на недавней встрече с интернет-активистами края: `Мы даже в число пятидесяти лучших регионов РФ не входим по СМИ. Мы просто на коленях стоим, у нас та тема вообще неживая`. Вероятно, досадует, что информационный ресурс, сконцентрированный нынче в его руках, крайне слаб.

Например, в Ставропольском крае нет государственного информагентства (ранее существовавшее `СтавропольИнформ` было ликвидировано в 2012 году, просуществовав всего около года).

Также в бытность прежнего губернатора Валерия Зеренкова были созданы, а вскоре — по причине абсолютной убыточности — почили в бозе бесплатная газета (а точнее, боевой листок) `Ставрополье. Вчера, сегодня, завтра` (тираж 130 тысяч экземпляров) и издание `Фактор успеха` (50 тысяч экземпляров).

Два года назад закрылась редакция краевой газеты `Наше Ставрополье`, просуществовавшая к тому времени лишь более трех лет. Также в 2011 году краевое правительство провело масштабную `зачистку` районных издательств — по причине финансовой несостоятельности были закрыты 24 таких госучреждения. Также утратило правительство контроль над одной из крупнейших на Кавминводах газет — `Кавказская здравница`.

Что работает поныне, перечислить проще. Существует глянцевый журнал `Discover Stavropol kray. Открываем Ставропольский край` (5 тысяч экземпляров). Имеется также государственное телевидение — телекомпания `СТВ`, которая получила краевой статус вместо муниципального два года назад. А в селе Курсавка (Андроповский район) работает телерадиокомпания `Новый день`. Ну и это, разумеется, не считая муниципальных СМИ.

Вместе с тем, прежнее правительство, возглавляемое Валерием Зеренковым, пыталось максимально диверсифицировать каналы информации, доносящие до населения `благую весть` о работе властей. В их числе, судя по результатам тендеров на национальном портале госзакупок, — краевой филиал ВГТРК, собственная краевая телекомпания `СТВ`, издательский дом `Комсомольская правда`, информационные агентства `Интерфакс-Юг` и `ФедералПресс`.

 Но самый частый контрагент — это ГУП `Издательский дом `Периодика Ставрополья``, который объединяет 24 районные газеты. ГУП регулярно (по причине отсутствия альтернативы) выигрывал конкурсы на `распространение материалов о деятельности органов государственной власти Ставропольского края, поступающих от губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, Думы Ставропольского края`. За сухой формулировкой скрываются банальные пресс-релизы, которые готовятся пресс-службой губернатора. Стоимость такой услуги, судя по документам госконтрактов, — 400 тысяч рублей на пять месяцев.

Ломать. И строить

Придя в Ставропольский край, Владимир Владимиров первым делом упразднил краевой комитет по массовым коммуникациям и связи: его функции, соответственно, были разделены между Минпромом и новым ведомством — Управлением по государственной информационной политике, созданном (вернее, воссозданном) в структуре аппарата правительства. Пока что оно в процессе организации, и наблюдатели гадают, кто его возглавит. Наиболее вероятная кандидатура — 41-летняя Владимира Гармидер, в недавнем прошлом первый заместитель главного редактора телерадиокомпании `Ямал-Регион` и председатель Общественной палаты ЯНАО.

 `Да, это правда, я действительно уезжаю в Ставропольский край помогать Владимиру Владимирову. Там я пробуду до сентября 2014`, — заявила сама Гармидер. Сейчас она частый гость на различных мероприятиях с участием нового ставропольского губернатора. Ведь у него в будущем году предстоят выборы, и поэтому необходим лично преданный человек на столь важном направлении, как пропаганда.

К счастью, пока речь о создании новых СМИ, которые займутся пропагандой деятельности губернатора, не идет. Более того, в следующем году, похоже, предстоит еще и сокращение расходов на пропагандистские цели: согласно проекту бюджета-2014, краевая дума потратит 1,2 млн рублей (из них 200 тысяч на проведения конкурса журналистов на лучшее освещение нелегкой работы парламентария), а краевое правительство — 66 миллионов (в том числе 22 млн на электронные медиа, а остальное — на печатные). В то время как в нынешнем году, по подсчетам slon.ru, общие траты составляли 86 млн рублей.

Правда, аналогичные траты `распылены` и по другим распорядителям бюджетных расходов, в частности информационно-пропагандистская работа предполагается в рамках реализуемой Минэкономики краевой программы `Формирование положительного имиджа и пропаганда Ставропольского края, создание благоприятного инвестиционного климата, развитие выставочно-ярмарочной деятельности`.

Так что общую сумму средств, которые власти потратят на пиар себя любимых, подсчитать сложно. Видимо, Владимирову в условиях стремительно худеющего бюджета Ставрополья придется поиздержаться и на пропаганде. А ведь у него выборы на носу! Значит, придется искать альтернативные пути — когда услуги пиарщиков оплачивает близкий к власти бизнес, получающий, в свою очередь, преференции от администрации.

kavpolit.com/



Док. 668353
Опублик.: 16.12.13
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``