В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Основные периоды развития постсоветской интеграции Назад
Вячеслав Лапидус: Основные периоды развития постсоветской интеграции
После распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) произошли кардинальные структурные преобразования, повлекшие за собой серьезные структурные и системные осложнения в политической, экономической и социокультурной сферах. Поэтому проблема интеграционных процессов на постсоветском пространстве, по-прежнему, стоит достаточно остро. Существует множество проблем, которые так и не были разрешены на постсоветском пространстве, даже с учетом образования СНГ.
По своей сути, постсоветское пространство представляет собой уникальную "исследовательскую площадку" для сравнительного поиска анализа моделей интеграции, когда на весьма значительной территории и в достаточно сходных условиях реализуется множество альтернативных способов интегрирования пространства.
На начальном этапе своей деятельности СНГ было механизмом, позволившим ослабить дезинтеграционные процессы, смягчить - некоторые негативные последствия распада СССР. Уже в базовых документах СНГ была сделана заявка на интеграцию высокого уровня. Однако основополагающий документ Содружества - Устав СНГ, не поставил перед государствами-участниками задач в достижении общей конечной цели, не налагал на них обязанностей, а лишь фиксировал их готовность к сотрудничеству.
В настоящее время СНГ - это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом. Наиболее полно и конкретно совокупность согласованных взглядов государств - участников СНГ, отражающих их общее видение Содружества, цели и задачи его эволюции изложены в Концепции дальнейшего развития СНГ, одобренной решением Совета глав государств в октябре 2011 года. В соответствии с Концепцией основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интеграционного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. Наряду с этим в Содружестве реализуются разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия, учитывающие специфику национальных интересов и внешнеполитического курса государств - участников СНГ.
После приобретения независимости перед странами СНГ встала задача не только сохранить кооперационные связи, но и обеспечить их дальнейшее развитие, только уже на новой рыночной основе. Необходимо было устранить допущенные странами Содружества в первые годы своего становления серьезные ошибки и просчеты, вызванные разрывом этих связей, падением производства и их массовым перепрофилированием, утратой доступа к традиционным источникам сырья, возросшей конкуренцией на мировых рынках теперь уже бывших партнеров по производству. Однако не все страны одинаково относятся к интеграционным процессам в рамках СНГ, одних сдерживает ориентация на Европейский Союз (Украина, Молдавия) или США (Грузия, Узбекистан), других - внутренне проблемы (Таджикистан).
Следовательно, развитие интеграционных процессов в СНГ является прямым отражением внутренних политических и социально-экономических проблем государств-участников. Существующие различия в структуре экономики и степени ее реформирования, социально-экономическом положении, геополитической ориентации государств Содружества определяют выбор и уровень их социально-экономического и военно-политического взаимодействия. В настоящее время в рамках СНГ реально приемлемой и действующей является интеграция "по интересам". Этому способствуют и основополагающие документы СНГ. Они не наделяют это международно-правовое объединение государств в целом, либо его отдельные исполнительные органы наднациональными полномочиями, не определяют действенные механизмы реализации принимаемых решений. Форма участия государств в Содружестве практически не налагает на них никаких обязательств. Так, в соответствии с Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ любое государство, входящее в него, может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не рассматривается как препятствие для принятия решений. Это позволяет каждому государству выбирать формы участия в Содружестве и направления сотрудничества.
Несмотря на то, что в последние годы между бывшими советскими республиками устанавливались и сейчас преобладают двусторонние экономические отношения, на постсоветском пространстве в рамках СНГ возникли объединения отдельных государств (союзы, партнерства, альянсы): Союзное государство России и Белоруссии - "двойка". Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана - "тройка". Центральноазиатское Экономическое Сообщество Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана - "четверка".
Эти "разноформатные", "разнообразные" и "разноформатные" интеграционные объединения отражают сложившиеся реалии в постсоветском государстве, интересы лидеров и части формирующейся национально-политической элиты постсоветских государств. Однако столь "разноформатные" процессы в СНГ объединяет одно - участие в различных форматах России и ее консолидирующая роль на постсоветском пространстве.
Поэтому следует выделить три периода трансформаций, каждой из которых соответствует особый характер отношений между Россией и другими государствами СНГ.
Первый период - СНГ, территория бывшего СССР как "ближнее зарубежье" России;
второй период - СНГ, как постсоветское пространство;
третий период - СНГ, как конкурентная зона регионального рынка.
Рассмотрим каждый из периодов:
СНГ, территория бывшего СССР как "ближнее зарубежье" России (1991-1993 годи). Этот период в развитии СНГ связан со стремительным преобразованием бывших союзных республик, входивших в состав СССР в новые независимые государства (ННГ), 12 из которых образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).
Начальный момент - это роспуск СССР и образование СНГ (декабрь 1991 года), а завершающий - окончательный распад "рублевой зоны" и введение в обращение национальных валют стран СНГ. Первоначально Россия именовала СНГ, а главное, психологически воспринимала его как свое "ближнее зарубежье", что было вполне обоснованно, и в политическом, и экономическом смысле. "Ближнее зарубежье" характеризовалось началом становления реального, а не декларированного суверенитета 15-ти новых государств, часть из которых объединилась в СНГ, а три прибалтийские республики: Латвия, Эстония и Литва стали именоваться государствами Балтии и с самого начала заявили о своем намерении не сближаться с Россией. Следовательно, Россия была признанным лидером в СНГ на начальном этапе развития и в политике, и в экономике. Ни один вопрос международного значения, касающийся новых независимых государств, не решался без ее участия. Более того Российская Федерация была воспринята международным сообществом как "правопреемница СССР". В 1992 г. РФ приняла на себя 93.3% всего накопившегося к тому времени долга СССР, что составляло более 80 млрд. долл. и стабильно его выплачивала.
СНГ как "постсоветское пространство" (1994-2004 годы). В этот период "ближнее зарубежье" трансформировалось по большинству параметров в "постсоветское пространство". Это значит, что страны СНГ, расположенные в окружении России из особой, полузависимой зоны ее экономического влияния постепенно становились по отношению к ней полноценными внешнеэкономическими партнерами. Торговые и иные хозяйственные связи между бывшими республиками стали выстраиваться, начиная с 1994/1995 годов в основном, как межгосударственные. Первоначальные цели макроэкономической стабилизации были достигнуты в разных странах СНГ примерно к 1996-1998 годам, в России - несколько раньше (1995). Это положительно сказалось на взаимной торговле: объем внешнеторгового оборота РФ - СНГ в 1997 году превысил 30 млрд. долл. Но период оживления производства и взаимной торговли был недолгим.
Финансовый кризис, который начался в России, распространился на весь постсоветское пространство. Дефолт и резкая девальвация российского рубля в августе 1998 года и последовавшее за этим нарушение торговых и валютно-финансовых отношений в СНГ привели к новому углублению дезинтеграционных процессов. После августа 1998 года экономические связи всех без исключения стран СНГ с Россией заметно ослабли. Дефолт продемонстрировал, что экономики новых независимых государств ко второй половине 90-х годов XX века не стали по-настоящему независимыми, они оставались тесно привязанными к наиболее крупной российской экономике, которая в период глубокого кризиса "потянула" за собой всех остальных членов Содружества.
СНГ, как конкурентная зона регионального рынка (2005-н.в.). На рубеже 2004-2005 годов страны СНГ ощутили острую необходимость смены парадигмы реформирования. Встала задача перехода от краткосрочных программ макроэкономической стабилизации и от ориентации на импортозамещение к новой промышленной политике, к более глубоким структурным реформам. Политика модернизации на основе инноваций, достижение на этой основе устойчивого экономического роста должна была сменить существующую политику экстенсивного роста. Ход экономических преобразований, их динамика четко показали, что влияние советского наследства в целом, а в особенности устаревшей производственно-технологической составляющей, оставалась весьма существенной. Оно сдерживало экономический рост в СНГ. Нужен был прорыв в новую постиндустриальную экономику и формирование регионального рынка товаров и услуг.
По мере укрепления политической и экономической самостоятельности новых независимых государств, в рассматриваемый период политическое влияние России в СНГ постепенно ослабевало. Это происходило на фоне двух волн экономической дезинтеграции. Первая, была вызвана распадом рублевой зоны. Вторая - усилением воздействие внешних факторов на процессы в СНГ. В этот период заметно выросло значение международных финансовых организаций МВФ, МБРР, активно кредитовавших правительства стран СНГ.
Примерно с середины 2008 года начался сдвиг в сторону преобразования СНГ из постсоветского пространства в пространство международной конкуренции. Эту тенденцию закрепили в период 2008-2012 годов такие внешнеполитические движения США и Китая как размещение американских военных баз на территории ряда стран Центральной Азии и размещение ЕвроПРО у границ России.
Таким образом, в результате осуществленных и продолжающихся реформ СНГ превращается из "ближнего зарубежья" России, каким оно было в самом начале 90-х годов XX века, а также из "постсоветского пространства", каким оно было в начале 2000 годов, в арену острейшей международной конкуренции в военно-стратегической, геополитической и экономической сферах.
И, тем не менее, следует отметить, что ряд государств и их лидеров придерживаются твердой линии на тесную интеграцию, как в рамках СНГ, так и всего Евразийского пространства (Белоруссия, Казахстан, Армения). В настоящее время наиболее перспективным направлением интеграции на постсоветском пространстве считается образование на базе СНГ объединений, где осуществляется сотрудничество по конкретным проблемам с конкретными задачами. В этом отношении Союзное государство России и Белоруссии является, во-первых, тем интеграционным проектом, который, охватывает политическую, экономическую, военную и социальную сферы двух государств: России и Белоруссии. Во-вторых, Союзное государство России и Белоруссии следует рассматривать как интеграционную основу всего постсоветского пространства.
Ключевой задачей по-прежнему остается правовое обеспечение в сфере экономического взаимодействия. Особую значимость приобрела работа над проектом нового Договора о зоне свободной торговли. Ведь известно, что уже активно реализуется проект Европейского союза "Восточное партнерство", также предполагающий создание зон свободной торговли со всеми европейскими странами Содружества, но уже без России.
В этой ситуации Россия взяла инициативу в свои руки и сделала все, чтобы ускорить подготовку нового договора о Зоне Свободной Торговли". К сожалению. Договор подписали не все государства-участники СНГ. В.В.Путину и И.Каримову даже пришлось подписать специальное коммюнике о присоединении Узбекистана к этому Договору. Российская Федерация первой завершила ратификацию Договора. Теперь российским парламентариям предстоит поработать с партнерами по СНГ, в том числе в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, чтобы ускорить вступление его в силу.
Консолидирующими событиями в деятельности СНГ на постсоветском пространстве стали принятие "Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года", которую поддержали все государства-участники, празднование 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, утверждение "Стратегии международного сотрудничества на период до 2020 года", а также подготовка ряда перспективных стратегических документов, в частности, новой редакции "Договора о Зоне свободной торговли", межгосударственной программы "Культурные столицы Содружества" и "Межгосударственной программы инновационного сотрудничества".
Одним из важнейших достижений СНГ за эти годы является сохранение общего гуманитарного пространства. Русский язык, по-прежнему, остается мощнейшей объединительной силой на пространстве Содружества. Этому, во многом способствует политика России и многих других стран Содружества, а также деятельность различных организаций, таких как Телерадиокомпания "Мир", журналы "Славянский мир" и "Содружество независимых государств", фестивали "Славянский базар" и детский музыкальный конкурс "Витебск", Международная общественная организация "Единство Наций" и Фонд социально-экономических отношений "Развитие нации".

Лапидус Вячеслав Михайлович, сотрудник Фонда социально- экономических отношений "Развитие нации" (г. Москва)

Док. 668576
Опублик.: 23.12.13
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``