В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Перспективы Евразийского интеграционного проекта Назад
Вячеслав Лапидус: Перспективы Евразийского интеграционного проекта
24 декабря 2013 г. в Москве состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств-участников Таможенного Союза. Позднее заседание продолжилось с участием Президента Киргизии А. Атамбаева, Президента Армении С. Саргсяна и Премьер-министра Украины Н. Азарова. В ходе встречи обсуждались основные направления интеграционного взаимодействия стран-участниц ТС, ход работы по формированию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вопросы присоединения Киргизии и Армении к евразийскому интеграционному проекту. Необходимо подчеркнуть, что вопрос присоединения Украины к ЕАЭС в рамках прошедшего мероприятия не поднимался. По итогам заседания было подписано десять документов, в том числе "дорожная карта", регулирующая вопрос присоединения Армении к ТС и ЕЭП.
Важнейшим элементом обсуждения стали институциональные аспекты формируемого с 1 января 2015 г. ЕАЭС. Речь идет международно-правовом статусе данного интеграционного объединения, целях и механизмах реализации решений, роли и полномочиях наднациональных органов. Данные детали в целом были согласованы на экспертном уровне, хотя некоторые противоречия среди политических элит государств-участников ТС остались.
Одна из позиций была обозначена в выступлении Президента Белоруссии, по словам которого необходимо уточнить правовой статус и иерархию актов Евразийского союза. В частности решения Высшего и Межправительственного советов должны стать "не просто политическими документами, а обязательными для всех сторон нормативными актами", - подчеркнул А. Лукашенко. Подобный подход был оспорен Президентом Казахстана, отметившим неприемлемость наделения вышеуказанных органов наднациональными полномочиями. По его словам подобные функции могут быть сосредоточены лишь в рамках Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), действующим наднациональным органом управления, полномочия которого "регулируются подписанными договорами и соглашениями и относятся исключительно к экономической сфере". "Необходимо сохранить эту структуру", - отметил Н. Назарбаев.
Другой группой обсуждавшихся вопросов стали функциональные аспекты интеграционного процесса. Речь идет о кодификации всей договорно-правовой базы ТС и ЕЭП, устранении остающихся изъятий и ограничений из общего торгового и инвестиционного режима, обеспечении свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов, создании единой информационной системы. В этом контексте планируется расширение полномочий Евразийской экономической комиссии, которая получит полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции. Для рассмотрения дел, касающихся возможных нарушений этих правил, создаётся специальный наднациональный орган в рамках Суда ЕврАзЭС.
Важно подчеркнуть, что участники заседания определили основные временные параметры формирования нового интеграционного образования. Так, к 1 марта 2014 г., планируется завершить формирование списка остающихся в рамках ТС и ЕЭП изъятий и ограничений, включая алкогольную и табачную продукцию, лекарственные средства, медицинские изделия, углеводороды, автомобильное производство и определить конкретные сроки их устранения, а к 1 мая 2014 г. подготовить текст договора об образовании ЕАЭС, который будет направлен на ратификацию в национальные парламенты стран-участниц ТС.
Необходимо отметить, что одной из важных проблем в процессе формирования Евразийского экономического союза остается вопрос определения роли и полномочий наднациональных органов. В более широком аспекте этот вопрос охватывает дискуссии правящих политических элит постсоветских государств относительно характера интеграционного объединения, идущего на смену действующим структурам - ТС и ЕврАзЭС. ЕАЭС представляет собой следующую стадию интеграционного взаимодействия стран-участниц, однако одни страны (Белоруссия) выступают за его превращение в экономический союз с перспективой преобразования в политико-экономический союз, другие (Казахстан) требуют ограничиться уровнем общего рынка. Оба формата представляют разный уровень интеграционного сотрудничества: если в рамках общего рынка государства-участники договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы, то на стадии экономического союза речь идет о координации макроэкономической политики и унификации законодательства в ключевых областях - денежной, валютной, бюджетной. Значение и роль наднациональных органов увеличивается: они занимаются не только координацией экономической политики, но и принимают решения в рамках своей компетенции без согласования с национальными правительствами.
Вместе с тем, несмотря на существующие разногласия, Белоруссия и Казахстан стремятся ограничить влияние России в рамках создаваемого интеграционного проекта, поскольку не желают возникновения одного доминирующего центра силы и пытаются повысить международный авторитет своих государств. В этом контексте в программных документах существующих (ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП) и планирующегося (ЕАЭС) интеграционных объединениях акцент делается на прагматизме, добровольности, открытости, равенстве участников при принятии решений.
В настоящий момент, за основу будущего договора об образовании ЕАЭС берется менее амбициозный проект, базирующийся на основе общего рынка с некоторыми элементами экономического союза. Данное обстоятельство было подчеркнуто Президентом Казахстана, отметившим необходимость сохранения на национальном уровне всех полномочий, выходящих за пределы экономической интеграции, включая вопросы "охраны границ, миграционной политики, системы обороны и безопасности, вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным и административным делам". Данные вопросы "урегулированы в формате многосторонних соглашений в рамках ОДКБ, СНГ и в двустороннем формате", "являются предметом внутренней политики государства и должны быть исключены из кодифицированного договора", - подчеркнул Н. Назарбаев.
Открытым остается вопрос позиционирования ЕАЭС в мировых экономических процессах, который может пойти путем сближения с другими крупными мировыми интеграционными объединениями (например, ЕС), либо путем регионализации, означающей некоторую изолированность от глобальной мировой экономики.
Российская позиция в отношении евразийских интеграционных процессов, рассматривает их как важный инструмент экономического роста и повышения конкурентноспособности постсоветских государств в условиях глобализации. В условиях неустойчивой глобальной конъюнктуры единый евразийский рынок становится одним из основных источников роста экономик стран-участниц, способствует развитию различных отраслей экономики, увеличивает внутренний спрос.

Док. 668640
Опублик.: 25.12.13
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``