В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Итоги 2013 г. - интеграционный и тихоокеанский тренд российской внешней политики Назад
Вячеслав Лапидус: Итоги 2013 г. - интеграционный и тихоокеанский тренд российской внешней политики
Прошедший 2013 г. обозначил дальнейшее развитие системы интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Укрепление отношений с республиками бывшего СССР, поддержка интеграционных процессов между государствами-участниками СНГ является официальной позицией российской дипломатии, сформулированной в принятой в феврале 2013 г. "Концепции внешней политики России".
В данном документе подчеркивается, что "приоритетными направлениями российской внешней политики являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ, дальнейшее укрепление СНГ". Россия намерена "активно поддерживать процесс евразийской экономической интеграции", укрепляя действующие структуры (ЕвраАзЭС, Союзное государство, ТС, ЕЭП), и формируя новые (ЕАЭС), "способствовать развитию ОДКБ в качестве ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности", развивать формат зоны свободной торговли СНГ, "выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ" и "содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам". Вышеуказанные приоритеты определяли сущность и основные направления внешней политики России на пространстве СНГ в 2013 г.
Интересным аспектом Концепции является позиционирование формирующегося ЕАЭС не только как интеграционного объединения, призванного укрепить взаимные экономические и гуманитарные связи государств-участников, но и стать "моделью объединения, открытого для других государств", "эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом". С этой точки зрения, развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве четко вписывается в мировую тенденцию, в рамках которой прослеживается укрепление роли и влияния региональных и глобальных интеграционных объединений. В этом контексте одним из важных элементов является укрепление взаимодействия ЕАЭС с крупнейшими интеграционными объединениями на евро-азиатском пространстве: ЕС, АСЕАН, АТЭС, ШОС.
В 2013 г. отношения между действующими пророссийскими интеграционными форматами (ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП) и ЕС носили открыто конкурентный характер. Данное соперничество особенно активно проявилось в ситуации определения вектора интеграционного притяжения Украины, политическая элита которой в итоги приняла решение о приостановке процесса присоединения к Соглашению об ассоциации с ЕС. Неопределенность позиции Украины, сохраняющийся дуализм внешнеполитических подходов украинской политической элиты в отношении приоритетности векторов внешней политики привело к тому, что подобная ситуация перестала устраивать основных внешних игроков. В силу этого украинское руководство столкнулось с жестким давлением с обеих сторон с целью принудить Украину занять четкую позицию и присоединиться к одному из конкурирующих проектов - ТС или ЕС. Вместе с тем, несмотря на отказ от ассоциации с ЕС, можно констатировать, что правящая украинская политическая элита стремится уклониться от полноценного присоединения к ТС, хотя и демонстрирует готовность выборочного участия в евразийских интеграционных процессах. Россия в этих условиях предприняла попытку использования элементов политики "мягкой силы", включая методы экономического и финансового стимулирования с целью усилить российское влияние на Украине.
Важно подчеркнуть, что российская позиция в отношении необходимости участия Украины в евразийских интеграционных процессах базируется на объективных экономических показателях - Россия является крупнейшим инвестором в украинскую экономику, страны ТС занимают крупнейшую долю в украинском товарообороте, Россия и Украина имеют единую энергетическую и транспортную систему, тесно интегрированный хозяйственный комплекс, страны ТС представляют важный рынок сбыта для украинской промышленной и сельскохозяйственной продукции.
2013 г. зафиксировал растущую роль во внешнеполитической стратегии России Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Об этом свидетельствовал плотный график визитов высокопоставленных российских чиновников в страны АТР, подписание масштабных соглашений, касающихся различных сфер сотрудничества. Данное обстоятельство нашло отражение в Концепции внешней политики России 2013 г., в которой отмечается растущее значение во внешнеполитической стратегии России региона АТР, обусловленное принадлежностью России "к динамично развивающемуся геополитическому пространству, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики".
В этой связи, в Концепции отмечается, что Россия "заинтересована в активном участии в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока", в создании в регионе АТР новой архитектуры безопасности и сотрудничества на основе принципов международного права, открытости, внеблокововости, транспарентности, учете законных интересов различных стран. Важно отметить, что Россия пытается сбалансировать отношения с Китаем, который остается ее основным региональным партнером, дополнить российско-китайские отношения другими векторами интеграционного взаимодействия.

Дорогие друзья! От имени ОНПО "Родина" сердечно поздравляю всех с наступающим 2014 г. Удачи, счастья, здоровья и благополучия в Новом Году!

Док. 668734
Опублик.: 30.12.13
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``