В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Гусев:Взгляды на проблемы школы глухих (2010-2011 годы) Назад
Владимир Гусев:Взгляды на проблемы школы глухих (2010-2011 годы)
Я говорю о необходимости широкого использования ЖЯ в педагогическом процессе. Естественно, что и глухие ребята и педагоги должны владеть этим инструментом познания мира. А как насчёт изучения истории и культуры глухих?
Поднимая вопрос о необходимости исследований и государственной поддержки ЖЯ, я исхожу из признания глухих как особого культурного микросоциума.
Мы- глухие носители не только своеобразного языка, но и социальных моделей поведения, несколько отличающихся от общепринятых. У глухих есть свой исторический опыт, свой взгляд на мир, свои организации.
В цивилизованных государствах стали относиться иначе к глухим - их начали воспринимать как людей, имеющих право на индивидуальность, которых не обязательно "подгонять" под слышащих. Уже с конца 1970-х годов акцент с оценки глухоты на патологию начал переноситься на восприятие глухих как лингвистического меньшинства.
Различия между глухими и слышащими рассматриваются как культурные различия, а не как отклонения от нормы слышащих.
Что может дать предмет? "История и культура глухих" глухим школьникам.
Во-первых, предмет предполагает сообщение учащимся основных сведений об истории развития взглядов на глухих людей.
Во-вторых, ими изучается борьба глухих за гражданские права, история возникновения и деятельности их общественных организаций.
В-третьих, на занятиях рассматриваются аспекты культуры глухих: жестовый язык, традиции, фольклор, искусство, стиль жизни и т.п. Очевидно, что всё это поможет глухим подросткам по-новому взглянуть на самих себя, оценить своё место в мире, свои взаимоотношения со слышащим большинством.
Один из важнейших механизмов социализации - это идентификация. Если молодой человек понимает, он будет идентифицировать себя с обществом глухих, сведения о котором будут укреплять его позитивное чувство групповой идентичности.
Подчеркну: сообщество глухих даёт своим членам чувство групповой идентичности, которое они нигде больше не могут обрести!
Важно способствовать развитию личности глухого подростка, освободив его от давления стереотипных взглядов на глухих как людей, ущербных и ограниченных в своих возможностях.
Наша школа всё ещё остается в плену так называемой биолого-медицинской концепции и основная цель обучения по-прежнему видится в воспитании "говорящего" индивидуума. В школьной программе практически не учитывается специфика социального типа развития глухих старшеклассников, своеобразия формирования их интересов, особенностей социализации, вхождения в культуру микросоциума. Не секрет, что учителя наших школ обходят вниманием многие насущные вопросы бытия и жизнеустройства глухих людей, простодушно обличают модели поведения, которые считаются нормальными и приемлемыми в среде глухих.
Система ценностей, норм и стандартов поведения принятые в разных группах в силу внешних обстоятельств часто противоречат друг другу, ставя индивида перед внутренним выбором. Следует учитывать, что, если сигналы "правильного поведения", поступающие от взрослых путаны и противоречивы, социализация глухого человека может сопровождаться стрессом.
Недостаточное внимание в школах уделяется психосоциальным последствиям глухоты (трудности получения выбранной специальности, проблема трудоустройства, тяготение и совместному проведению досуга, "внутригрупповые" браки и пр.). А ведь развитие у старшеклассников способность к осознанному личностному росту в условиях далеко не всегда благоприятного социального окружения является одной из задач педагогического воздействия. Обсуждение специфических проблем социальной адаптации глухих, проблем, возникающих у них в процессе профессиональной деятельности, как раз содействует адекватной ориентации молодых людей в современном мире, трезвой оценке своих возможностей на пути самореализации.
Статья составлена по книге << Материалы Международной конференции."Лингвистические права глухих: государственная поддержка,изучение и применение жестового языка">> (Сборник статей.Москва,2008,составители А.А.Комарова,Н.А.Чаушьян).

Владимир Гусев,
член Союза журналистов России,
член Российского Общества историков-архивистов,
отличник здравоохранения России,
отличник ВОГ,студент 1-го курса Южно-Российского гуманитарного института (Астраханский филиал)
26.09.2010

Комментарии читателей:

Света Светлова (13.06.2011):Правильно писал уважаемый Владимир Гусев!Начало от семьи,сада,школы даётся нам своё восприятие мира,увы...

Ирина Ошуркова (13.06.2011): Я считаю, что каждому глухому подростку нужен предмет -урок психологии.Многие глухие не знают психологию.Ваше мнение, Владимир Гусев?

Виктор Муратов (13.06.2011):В точку сказал: "сообщество глухих дает своим членам чувство групповой идентичности, которое они нигде больше не могут обрести!"

Маргарита Васильева (13.06.2011):В России,действительно,в некоторых школах неслышащих подгоняют под"слышащих",им запрещают использовать жестовый язык.И есть проблема с трудоустройством,когда неслышащему не разрешают работать по полученной им специальности.Владимир Гусев правильно выложил взгляды на проблемы глухих в школе.

Magister Sergey (13.06.2011):
Здравствуйте! Я всё прочитал. Думаю. Если вы, неслышащие (неважно, глухой или слабослышащий), хотите такое, что описано выше, нужно подумать сначала про обновление своей организации, изучив опыт становления и развития зарубежных обществ глухих. Это - превратить по-настоящему общество в государство в государстве, сделать его более организованным и эффективным в своём управлении. Иметь своих людей в высших органах, в том числе, законодательных, чтобы они лоббировали их интересы. Вот тогда можно и будет говорить про учебник, в который нужно включить историю и жизнь замечательных неслышащих людей... И не только...
Поделюсь с вами одним интересным примером. Когда я учился в одной общеобразовательной школе (а школу я, действительно, закончил общеобразовательную), в нашем классе была одна девочка. Она, безусловно, слышащая как и все ребята, а я был в этом классе единственным неслышащим, но учился на отлично. И то, что я учился на отлично, у многих вызывал удивление. Прошло много лет, как эта моя бывшая одноклассница нашла меня в интернете и начала общаться. Оказывается, у неё родился сын - он глухонемой от рождения. Сказывалась на этом наследственность. Для неё, конечно, это было неприятностью и беспокойством за будущее своего сына, поэтому, получилось, вспомнила обо мне, когда училась со мной в родном классе общеобразовательной школы. Меня нашла в интернете и решила узнать, как у меня дальше после этой школы складывалась жизнь. Я ей рассказал всё о том, что я закончил после школы техникум, затем университет, и, наконец, академию. Магистр. Она очень обрадовалась, ей очень нужна такая информация, чтобы передать своему сыну, который у неё растёт. Ему нужен пример для подражания. Чтобы он не боялся всякие преграды в своей жизни, идя к своей заветной цели.

Татьяна Захарова (13.06.2011): Да! Необходимо пересмотреть школьную программу для спецшкол глухих и слабослышащих.Ещё я думаю: особенно в начальных классах, чтобы неслышащие дети научились получать знания, а не зубрить без всякого смысла, и не списывали бы с доски, не понимая смысла, что написал учитель в процессе урока. Только после этого есть смысл учить неслышащих по общей программе для всех школ. А это значит, что учителя для спецшкол в начальных классах должны быть глухими и слабослышащими...
Полностью согласна, что не нужно глухих заставлять стараться быть как слышащие - это бессмысленно!
В спецшколах работают слышащие учителя и воспитатели, которые не в состоянии понять психологию глухих, которые настраивают детей против ВОГа. Результат очевиден. Общество глухих, созданное глухими для обьединения и защиты прав инвалидов по слуху, теряет свою силу, из-за недоверия глухих.

Рысь Рысь (15.06.2011):Давно пора изменить программу обучения в спецшколах для глухих...Смешно получается...Недавно ко мне обратился адвокат,который защищал глухого человека,у которого 10 классов образования(спецшколы)...И мне пришлось объяснять,что программа обучения разная...Глухие были на суде без сурдопереводчика,переписывались записками...и не до конца поняли.Суд проиграли...А когда обратились к адвокату,то адвокату пришлось делать запрос в Москву (по моей подсказке) и доказывать,что образование 10 классов глухих и говорящих---большая разница!!!От семьи очень много зависит,где растёт ребёнок с повреждением слуха...но не всегда под силу преодолеть этот недуг даже взрослому...Порой от незнания...

http://my.mail.ru/community/deafworld/F054B83ED694EFC.html

DEAF MURATOFF Виктор Муратов, 13.06.2011

Док. 668820
Опублик.: 10.01.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``