В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Жизнеописание Астраханского детского дошкольного дома. 1 часть. Предыстория Назад
Жизнеописание Астраханского детского дошкольного дома. 1 часть. Предыстория
Первая деревня в нескольких километрах к северу от современной Астрахани на правом берегу Волги была основана,по моей гипотезе, в 600 году н.э.,о чём имеется одно свидетельство.В деревне обитали племена охотников-рыболовов,земледельцев,скотоводов.С той поры для жителей этого селения,будущей Астрахани, поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времёна,более,чем за 1400 лет. Самым распространенным деянием благотворительности в то время была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи главной заботой было нравственное совершенствование дарующего.
В эпоху 6-15 веков западноевропейская церковь видела в глухоте, как и в других человеческих недугах, <кару божью>, посланную детям за грехи родителей. Не умея найти контакт с глухими и признавая их часто безумными, общество сторонилось таких людей, обвиняя их в колдовстве. Глухие нередко становились объектами преследования со стороны инквизиции.

Не мифом на территории нашего Астраханского края был период существования Хазарского каганата с 670-х годов по 969 год, где взрослые глухонемые с детьми жили мирно и, что важнее, не "за счёт пошлин и разбоя". Это было великое государство по сравнению с размерами Киевской Руси, и оно по уровню социального и экономического развития не уступало не только ей, но и многим современным Каганату государствам.
Крещение Руси в 988-989 годах и принятие христианства содействовало установлению тесных связей с Византией, с её "Номоканонами",которые сыграли исключительно первостепенную роль в становлении и развитии призрения глухонемых детей как убогих. Именно из Византийского права были заимствованы законоположения о глухонемых в "Кормчих книгах", благодаря чему забота о глухонемых,их детях являлась делом епископа.Религиозное воспитание глухонемых совершалось в системе призрения Русской Православной Церкви именно с эпохи князя Владимира.С момента крещения Руси благочестивое воспитание глухонемых бытовало в приютах при монастырях Русской Православной Церкви при полноценной человеколюбивой вере, призывающей быть не равнодушным друг к другу, заботиться об убогих.Тот же духовный перл создания глухонемых находился не в связи с природой, которой глухонемые опечалены, а только от Православной культуры, и он священен, ибо он был и есть идеал Православия до наших дней.
Милостивы были к глухонемым и Владимир II Мономах, и Ярослав Мудрый. Владимир II Мономах завещал детям: "Всего паче убогих не забывайте, но сколько вам возможно по силе своей кормите, снабдите сироту".
В 1039 году печенеги на территории Астраханского края были разбиты русскими. После победы князя Ярослава Мудрого над печенегами, обеспечившей Руси мир на 25 лет, до прихода в Степь половцев, проявилось милостивое отношение к убогим. Это нашло косвенное отражение и в летописи монаха Нестора "Повести временных лет".
В 13 веке изданы сборники церковных и светских законов Руси "Кормчие книги", где определёно общественное положение о глухонемых. Особое отношение к глухонемым, именно гуманное и человеколюбивое касательство этих людей,было оплодотворено вековым соборным опытом Русской Православной Церкви.Чаще других по характеру своей деятельности с глухонемыми имели дело духовные лица и врачи. Первые обеспечивали их призрение в монастырях, куда богатые люди часто отдавали своих глухонемых детей. Вторые предпринимали разнообразные попытки "вылечить" глухонемого, "разбудить" его слух. Повседневное взаимодействие с глухими позволяло обнаружить их обучаемость, возможность общения при помощи жестов. Специальные узаконения о глухонемых существовали до 1649 года.
В 1261 году на территории Астраханского края водворилось Православное христианство в столице Золотой Орды - Сарае, где построенные мечети явились судьбой убогих. При этом одновременно при мусульманине Берке (его брат Бату-хан в качестве государя "не придерживался никакой веры и секты") была основана епархия Русской Православной церкви, а точнее архиепископия Сарская и Подонская, где под покровительством архиепископа Митрофана наряду с христианами Поволжья фигурировали и глухонемые как неизбежное явление, к тому же были "организованы благотворительные учреждения и места поклонения" уже во время правления хана Узбека "Дешт-и-Кипчак".На Руси призрением глухих,глухонемых и других "убогих> занимались Православная Церковь и монастыри.
Эпоха 14-16 веков (эпоха Возрождения) стала поворотным пунктом в развитии отношений общества с глухонемыми.
В 15-18 веках. сформировались два направления сначала в индивидуальном ,потом в школьном обучении глухих детей путём словесного или жестового языка.
С покорением Астрахани в 1557 году выдающийся миссионер, игумен Кирилл, посланный царём Иваном Грозным с благословления митрополита Филиппа в Астрахань, устроил в 1573 году "Николы Чудотворца монастырь общий", именуя его "храмом Живоначальной Троицы", да ещё соорудив второй храм - "храм Пречистыя Введения". И собрал "уже 30 братий и примерно столько же слуг монастырских" и повелел "суд творить над мирскими людьми", отсюда завоевал авторитет как среди многонационального населения Астраханского края, так и среди глухонемых, посещавших Троицкий монастырь как общежительный с чтимым обрядом Владимирской Божьей матери, ставшим благословением для всего города Астрахани.
Первым учителем глухонемых в России по праву считается профессор Дерптского высшего учебного заведения Якоб Вильде, начавший обучать глухонемых в Пернове в 1690 году.Это был первый в Европе и,возможно,в мире институт для глухонемых детей.Позже уже во второй половине 18 века в Англии, Германии, Австрии, Франции появились для глухонемых детей институты в виде закрытых учебных заведений интернатного типа.
В России о судьбах глухих сирот и подкидышей традиционно заботились монастыри и благотворители ещё при Владимире в 996 году,как выше сказано. В городах Пскове, Новгороде, Твери, Ростове, Смоленске в приютах жили "убогие и глухии". В 1706 г. был организован первый в России приют для незаконнорождённых детей, в 1714 - богадельня для подкидышей и беспризорников в Петербурге.Собственным примером Церковь показывала, что надо помогать людям, особенно убогим,слепым,безногим,глухонемым, когда страна и народ переживали нелёгкие времена эпидемий, пожаров, войн, голода. Именно Церковь была тем островком защиты, в котором каждый нуждающийся мог найти приют.
В 1720 году в Астрахани насчитывалось примерно 115 глухонемых.Тогда глухонемые малолетние дети нередко становились подкидышами, а взрослые глухонемые "не имели родственников и не способны добывать себе средства к пропитанию". Именно они попали в категорию "призреваемых всякого звания", без дифференцированного подхода к ним. "Нет супротив Бога человеколюбца!" (по В. Далю).
В 1723 году по указу Святейшего Правительственного Синода при церквах Астраханской губернии были построены 11 богаделен. При этом воспитание глухонемых детей наряду с убогими состояло в учреждениях Приказа Общественного Призрения (сиротский дом, больница и дом для умалишенных). В сиротском доме приютилась девочка с фамилией "Глухонемая" и мальчик Григорий Неизвестнов.Благотворительность в Астрахани и губернии была довольно развитой,призналась тогда самой прогрессивной в Российской империи.Именно в Астрахани люди всегда обладали поистине всенародной щедростью и бескорыстием по отношению как к ближнему,так и к глухонемому человеку. История благотворительности в Астрахани берёт своё начало с 1750-х годов. Когда в городе появился первый специальный сословный институт - Астраханское купеческое общество. Именно оно поддерживало и социальную инфраструктуру, в этом сословии традиционно процветала филантропия.
В эпоху Екатерины II по замыслу Ивана Бецкого был построен Петербургский Императорский Дом (1760), где глухонемые "воспитывались в специально выделенных группах". Затем 1 сентября 1763 года основан Московский Императорский Воспитательный Дом, где Бецким предусмотрены "специальные группы" для глухонемых. В обоих Домах зарождались первоначальные принципы дошкольного воспитания глухих. Таким образом,опыт воспитания и обучения глухих и глухонемых в Российской империи был накоплен благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачным примером которого было создание Петербургского и Московского воспитательных домов, где вместе с детьми-сиротами воспитывались глухие и глухонемые дети, осваивая основы грамоты и ремесло.
В Астраханской губернии все призреваемые "получали по одной деньге в день на прокормление, и сумма эта назначалась из прибылей от продажи церковных свечей". В то же время второй астраханский губернатор А. Волынский приказал определить недорослей, "ничему не учёных", для обучения в архиерейские и цифирные школы при монастырях и приходских церквах.
В 1786 году в Астрахани учрежден Приказ Общественного Призрения, в котором "дело Общественного Призрения сосредоточивается" теперь уж под губернаторством, а не под управлением духовного ведомства. И это произошло при образовании Кавказского наместничества в составе Астраханской и Кавказской губерний с центром в Екатеринодаре.Приказом были открыты сиротский дом, богадельня, больница и дом для умалишённых.И в руках губернатора, старшего советника Иллариона Алексеева находились все сиротские дома и приюты, которые, по всей видимости, влачили жалкое существование.
В 1802 году на территории Российской империи было открыто Рижское частное училище глухонемых.Это была первая школа для такой категории. В 1805 году последовала Вильнюсская школа глухонемых, открытая по инициативе епископа Н. Касаховского.А в Астраханском крае и в Астрахани глухонемые по-прежнему находились на попечении (под опекой) Общественного Призрения.Вполне допустимо предположение о том, что глухие и глухонемые, воспитываясь как в семье,так и в учреждениях Общественного Призрения,позже с 1869 года Астраханского Благотворительного Общества осваивали не только навыки самообслуживания и домашнего труда, но и ремесла и доступные виды искусства (живопись, скульптура).
В 1804 году в кодексе Наполеона полностью включены все положения, определяющие права глухонемых, которые были изложены в кодексе Юстиниана. Как видно, юридический статус глухонемых людей около 1300 лет не пересматривался. Целых 13 веков! С 527 по 1804 год!
В качестве лидера выступал Романовский институт глухонемых с иезуитским училищем Новоградоволынского уезда Волынской губернии, учреждённый 25 мая 1805 г. сенатором графом Ильинским.Его значение и влияние в то время было весьма существенным:именно с началом школьного обучения мимическая и устная системы обучения глухих и глухонемых появились в этом же Институте. Позже, в 1806 году, французом В. Гаюи, приглашенным императором Александром I, была открыта Санкт-Петербургская частная школа глухонемых. За ней 2 декабря 1806 года по инициативе императрицы Марии Фёдоровны последовало Павловское опытное училище глухонемых из высших сословий , затем Санкт-Петербургское училище с 1810 года.
В 1846 году в Астрахани возникало Попечительство детских приютов, которое открывает два детских приюта.
В 1869 году в Астрахани открылось Благотворительное Общество.Большой процент его средств выделялся на детей - самую незащищённую категорию граждан. Совсем для маленьких общество открыло "Убежище для малолетних". По отчёту 1886 года в нём находилось 103 ребёнка, из которых: 45 - подкинуто к убежищу или доставлено полицией, 51 - передано из городского родовоспитательного дома, остальные были круглыми сиротами.Среди этих детей глухонемые -не исключение.На 1885 год в губернии насчитывалось 445 глухонемых оседлого населения и 345 глухонемых кочевого населения.

3 сентября 1885 года при численности 25 глухонемых школьного возраста в Астрахани глухонемой учительницей,выпускницей Санкт-Петербургского училища глухонемых было основано училище глухонемых в собственном доме отца N 42 по улице 2-й Бакалдинской (ныне Бакинской).Это в то время была третья по счёту школа в нынешних границах современной России после Санкт-Петербурга и Москвы.За ним в 1886 году последовало Казанское училище глухонемых.Астраханское училище содержалось с 1 августа 1886 на средства города,затем с 1 ноября 1892 года-на средства Астраханского Благотворительного Общества по 1917 год.Ремеслам обучались и воспитанники школы глухонемых детей. Здесь учили понимать окружающих и быть понятыми, обучали типографскому делу, переплётному и сапожному мастерству, делая способными к честному заработку, самостоятельно содержать себя.Жертвователями в пользу глухонемых детей были:Преосвященный Евгений,губернатор Цеймерн Н.М.,губернатор Вяземский Л.Д.,губернатор Тевяшев Н.Н.,Плотников И.Н.,Фонов Н.К.,Шавердов П.И.,Шарлау К.А.,Косов Е.З.,Беззубиков И.В.,братья Нобеля,Репины А.А. и И.А.,Воробьёв И.П.,Хлебников,Филиппович А.А.,братья Губины,Неузвестнов М.Ф.,священник Пропп Е.Д.,Фадеев М.В. и многие.
Развитие российской сурдопедагогики в 19 веке связано с педагогической деятельностью таких известных сурдопедагогов, как В. И. Флери, Г. А. Гурцов, И. Я. Селезнев, А. Ф. Остроградский, И. А. Васильев, Н. М. Лаговский, Ф. А. Рау.
В конце 19 века в разных странах давно существовали экстернаты и интернаты для дошкольников в возрасте от 3-х и даже 2 лет.
В 1896 году в Астрахани на улице Скаржинской (ныне ул.Адмиралтейская, 7 , дом вневедомственной охраны УВД) был открыт при женском ночлежном доме приют "Ясли" для детей в возрасте до 7 лет, матери которых в течение дня бывали на работе. Детей принимали без различия национальностей и вероисповедания, без всякой платы. Число детей в яслях достигало 200. Здесь же было до 50 постоянно живущих детей, которых с возрастом определяли в убежище для бесприютных детей и в ремесленные школы Благотворительного общества.В 1900-х годах в этих же "Яслях" воспитывались глухонемые девочки Мария и Надежда. Поскольку девочки не знают собственной фамилии, то Марии присвоена фамилия "Незнаева", а Надежде - "Неизвестная" (иногда "Неизвестнова"). Это были явно подкидыши из-за их глухонемоты и пола. Место рождения, возраст и звания их родителей неизвестны.Всё это свидетельствует об активном участии астраханских предпринимателей в благотворительной деятельности.Именно это участие было отнюдь не исключением, а существенной чертой менталитета "третьего сословия" тогдашней Астрахани.

Глухонемые Мария и Надежда в "Яслях" находились постоянно в возрасте до 7 лет, на всем готовом, за ними ухаживали наряду с сиротами и детьми, родители которых по болезни, старости и приговорам суда и другим причинам не могли иметь попечения. Попечительницей "Яслей" в 1911 была А.Х. Григорьева, через год И.А. Синицына, будущая попечительница училища глухонемых (В училище глухонемых уже 15 октября 1913 г. поступила Мария Незнаева). В "Ясли" Астраханского Благотворительного Общества принимались дети с 5 утра до 8 вечера, тогда как детдом Н.А. Рау в Москве существовал на частные пожертвования, переживал скитания из одного помещения в другое; только в 1915 г. создано общество попечения о глухонемых детях дошкольного возраста.

По переписи 1897 г. в Астраханской губернии насчитывалось 134 глухонемого и немого ребёнка в возрасте 1-9 лет (84 мальчика и 50 девочек), в том числе в городе Астрахани - 7, в сёлах - 49, в степях - 35, в городах - 10.
В январе 1900 г. в Астраханской губернии за счёт крестьянских обществ были устроены школы "для воспитания и обучения слепых, глухонемых и слабоумных детей" в сёлах Началово, Анютино, Большие Чакурники, в Дмитровской волости, в Черноярском уезде, в Икрянинском Обществе, в Енотаевском городском общественном управлении (из газеты "Астраханские Губернские Ведомости" N 11, 1900).
Официально считается, что в 1900 году было открыто первое в России дошкольное учреждение для глухих детей при Московском Арнольдо-Третьяковском училище глухих, директором которого был Фёдор Фёдорович Рау. Детский садик, куда принимались дети с 4-летнего возраста, возглавила его супруга Наталья Александровна Рау, разделявшая его новаторские начинания. Его считают первым в Европе, хотя ещё в 787 году был открыт воспитательный дом в Милане, в 1198 - дом для подкидышей и сирот в Риме, в 1362 - знаменитый воспитательный дом "Отель Дьё" в Париже (между тем сиротами и подкидышами зачастую бывали глухонемые и глухие).
26 сентября 1904 года двери распахнуло новое здание Астраханского училища глухонемых,построенное на средства купца И.И.Губина и Благотворительства Общества на набережной Кутума в Ямгурчеве (ныне дом N 225).В новом училище система обучения глухих, сформировавшаяся в 19 веке, опиралась на использование в учебном процессе и словесного, и жестового языков.

В течение 1914-1915 годов воспитанницы "Яслей" Мария Незнаева и Надежда Неизвестнова по-прежнему проживали в приюте, притом Мария числилась приходящей в Училище Глухонемых.

После революции 1917 г. школы для глухонемых в СССР были переданы в государственную систему образования. При установлении Советской власти в Астраханском училище глухонемых первой фребеличкой была Н.М. Коновалова, член (?) Киевского Фребелевского общества (1908), имеющего Фребелевский женский пединститут (высшее трёхгодичное учебное заведение; после 1917 г. преобразован в Институт педагогического образования). При этом ещё в 1872-1917 годах фребелевские курсы в России были платными педагогическими учебными заведениями для подготовки воспитательниц детей дошкольного возраста в семьях и детсадах.

30 июня 1919 года дошкольной группе вместе с Астраханским училищем глухонемых грозило закрытие, но отдел народного просвещения постановил об отказе в закрытии школы и предпринял срочные меры к улучшению школьного положения.

23 апреля 1923 г. проводилась кампания "Неделя материнства и младенчества", позже и "Неделя беспризорного и больного ребёнка".

В течение 1923-1924 годов положение глухонемых детей дошкольного возраста было катастрофическим: сумма ассигнований на социальное положение Астраханской губернии почти в 4 раза сократилась по сравнению с 1918 годом.

В 1926 года у председателя Астраханского Объединения Глухонемых (АстрОГ) И. Лабунского и секретаря ОРГБЮРО АстрОГ И. Домонтович возникла первая идея об устройстве детского сада для глухонемых. Вскоре при составлении "Плана работ АстраОГ" 7 октября 1926 года руководящие лица воздержались от устройства детсада, т.к. финансовый вопрос совместно с Соцвосом и Губпрофобором РОНО ещё не согласован.
18 октября 1927 года И. Лабунский и И. Домонтович совместно разработали план АстрОГа об организации детсада для глухонемых.
20 февраля 1928 г. на заседании Президиума городского Совета принято постановление "Открыть дошкольные детдома для глухонемых" (протокол N 64).

Был дан наказ депутатам Горсовета, в том числе и заведующему школой глухонемых депутату В.В. Фёдотову, бывшему руководителю ликбеза при Клубе АстрОГа: "Расширить объём и содержание работы школы глухонемых, создав дошкольный дом глухонемых... Усилить отпуск средств на ремонт школьного здания глухонемых и на медико-педагогическую работу".

В 1928 г. глухонемых в Астраханском округе насчитывалось 246 человек; в школе глухонемых обучалось 13 детей. О численности дошкольников не сказано.

В начале 1929 г. Астраханским отделом ВОГ проведена работа среди воспитанников школы глухонемых. Вскоре избранный 17 февраля 1929 г. в депутаты Горсовета И. Лабунский совместно с И. Домонтович начинали организацию первого в России провинциального детдома глухонемых, рассчитанного на 10 детей. Об этом факте гласит "Большая советская энциклопедия" (том 17, 1930, с. 288, "Глухонемота", Ф. Рау).

26 апреля 1929 года депутат И. Лабунский на заседании Президиума Астраханского Горсовета выступил с докладом "О состоянии Общества Глухонемых". В результате принято постановление "Секции Здравоохранения совместно с Обществом наметить мероприятия в отношении лучшего учёта глухонемых [в том числе и дошкольников]... Горчасти ОкрОНО принять меры к обеспечению педагогическим персоналом школы глухонемых [при которой намечено открыть детдом]... Горчасти ОкрСО при составлении сметы учесть средства, необходимые для укрепления финансового состояния данного общества....

В июне 1929 года к Правлению окротдела ВОГ прикреплен представитель от Окрздрава "врач-ушник", принимающий участие в работе ВОГа по профилактике и медобслуживанию детей дошкольного и школьного возраста, а также глухонемых взрослых.

13 декабря 1929 года И. Лабунский выдвинут в Москву на работу в Центральном Совете ВОГ в качестве старшего инструктора орготдела. Вслед за этим 21 декабря опубликована в газете "Коммунист" критическая статья "Нужна общественная поддержка...>>, где описывается бедственное положение воспитанников школы глухонемых (их всего 42) и катастрофическое состояние школьного здания; по "... фантазии первый класс, совсем было уже сформированный, был распущен". Для организации детдома глухонемых средств не было и дальше разговоров дело не пошло.

Статья составлена по материалам Государственного архива Астраханской области, Астраханской областной научной библиотеки им.Н.К. Крупской, архива редакции газеты "Мир глухих" (г. Москва), московского музея истории ВОГ,резервов Интернета.

Сентябрь 2013 года

Гусев Владимир Матвеевич,член Российского Общества историков-архивистов

Док. 668924
Опублик.: 15.01.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``