В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Роль России в новых условиях полицентричного и многополярного мира Назад
Вячеслав Лапидус: Роль России в новых условиях полицентричного и многополярного мира
Сегодня наиболее убедительным представляется тезис о том, что формирующаяся международная система является полицентричной. При этом трудно спрогнозировать, какие именно контуры примет миропорядок в XXI в. и насколько он будет устойчивым и дееспособным. В этом контексте в качестве одной из основных целей России в ближайшей перспективе является содействие тому, чтобы международная система была саморегулирующейся, а добиться этого возможно лишь коллективными и партнерскими действиями. Поэтому Россия, ее партнеры по постсоветскому пространству должны быть настроены на объединение своих усилий.

В настоящий период произошло переосмысление представлений, широко распространенных в начале 1990-х годов о том, что мир движется в сторону некой единой унифицированной модели развития, что общество живет в эпоху глобализации представляющей собой бесчисленные попытки распространения западного универсального образца развития с добавлением местного колорита.

Вполне очевидно, что данная модель цивилизационного развития не может рассматриваться как единственная, а потому и правильная. Поэтому в качестве основного направления цивилизационного процесса в ближайшей перспективе следует рассматривать множественность центров влияния, по крайней мере, четырех: США, Россия, Китай и Евросоюз. Кроме этого, объединение силы влияния, следовательно, и интеграция стран вокруг центров влияния. Все это, в конечном итоге предполагает и множественность моделей развития, в том числе и всего постсоветского пространства.
Постоянной величиной в осмыслении места России в мировой политике XXI в. должно быть подтверждение независимого политического курса нашей страны.

Самостоятельность России - это достижение, завоеванное предшествовавшими веками исторического развития и опытом последних двадцати лет.

Россия просто не сможет существовать в качестве "пристяжной" к тому или иному мировому лидеру. Кстати, этого предположения, по мнению Министра иностранных дел России С. Лаврова придерживаются и многие политические лидеры, в частности председатель Еврокомиссии и бывший премьер-министр Италии Р. Проди.

По мнению Р. Проди, в сегодняшнем мире только три государства в полной мере сохранили полный суверенитет: США, Китай и Россия. Следовательно, Россия реально является одним из центров нового полицентричного мира. Такой статус России определяется ее военными, географическими, экономическими возможностями, ее культурой и человеческим потенциалом.

Место России в мире определяется также и тем, что в международных отношениях она твердо стоит на позициях права. Это дает возможность России играть уравновешивающую, стабилизирующую роль, которая все больше востребована российскими партнерами, причем даже теми из них, кто не мыслит себя вне союзнических отношений с США или НАТО. Этот тезис неоднократно подчеркивал Президент России В. Путин.

Россия последовательно нацелена на сближение с Европейским Союзом, учитывая, что наша страна является частью европейской цивилизации. Россия позиционирует себя как страна, которая последовательно углубляет интеграционные связи, в первую очередь, на постсоветском пространстве, развивая евразийскую интеграцию, которую Россия рассматривает как долгосрочный и взаимовыгодный проект. Евразийская интеграция и одновременное ощущение себя частью Европы, через соединение Запада и Востока, в тоже время сохранение собственной уникальной цивилизационной идентичности служит важнейшим стабилизирующим фактором в современном мире.

Место России на постсоветском пространстве. После распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) на постсоветском пространстве произошли кардинальные структурные преобразования, повлекшие за собой серьезные структурные и системные осложнения в политической, экономической и социокультурной сферах. Поэтому проблема реализации интеграционных процессов на постсоветском пространстве, по-прежнему, достаточно актуальна, и в тоже время стоит остро.

В настоящее время, существует множество проблем, которые так и не были разрешены на постсоветском пространстве, несмотря на функционирование СНГ.
Все усилия России по практическому сближению фрагментов постсоветского пространства позволяют рассматривать СНГ не только как организацию, призванную минимизировать последствия переходных процессов 1990-х годов, но и как стратегический инструмент, обеспечивающий продвижение интеграционных инициатив на основе пошагового согласования действий заинтересованных сторон. При этом многое в этом процессе зависит от реализации объединительной идеи российской государственности на постсоветском пространстве.

По своей сути, постсоветское пространство представляет собой уникальную "исследовательскую площадку" для сравнительного поиска, анализа моделей интеграции, когда на весьма значительной территории и в достаточно сходных условиях реализуется множество альтернативных способов интегрирования пространства.

СНГ - основа постсоветского пространства. Основу, .постсоветского пространства составляет Содружество Независимых государств образованное 8 декабря 1991 года. Первым практическим вопросом, с которым столкнулись страны-участницы СНГ, стала проблема правопреемства в отношении бывшего СССР. Юридическим каркасом СНГ стал Устав Содружества. На основании Устава различаются государства - учредители и государства-члены Содружества. К первой категории относятся государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и 11ротокол к нему от 21 декабря 1991 года. Таких государств на тот период было 11.
Государствами-участниками СНГ считаются те государства, которые приняли на себя обязательства но Уставу СНГ в течение года после его принятия Советом глав государств - в 1993-2008 гг. таким участником была Грузия. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированного члена: с 2005 г. им является Туркменистан.

В преамбуле Устава говорится, что Содружество действует в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, положениями Устава ООН, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Учредительные документы СНГ, его Устав, практическая деятельность позволяют сделать вывод, что СНГ - это международная региональная организация. Содружество создано суверенными государствами путем подписания международного договора, его юридической базой стало международное право. СНГ преследует определенные цели, которые зафиксированы в учредительных документах. Образованы и действуют координационные органы. СНГ должно рассматриваться как международная межправительственная организация потому, что в него входят суверенные независимые государства, получившие практически универсальное юридическое признание. Государства-участники СНГ признаны практически всеми странами мира, члены ООН, входят в состав многих ее специализированных учреждений, а также в составе ряда авторитетных международных межправительственных организаций.

Государства-участники СНГ поддерживают дипломатические отношения не только с сопредельными государствами и великими державами, но и со значительным числом государств Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Юридическую основу деятельности СНГ составляют международные договоры, подписанные и ратифицированные государствами-членами с учетом требований конституций.

Устав определил цели и задачи СНГ как регионального объединения государств. Его не подписали Туркмения и Украина, которые формально не являются государствами- членами СНГ и относятся к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. В Уставе определены условия членства государств в СНГ, цели и принципы деятельности организации, взаимодействие в сфере коллективной безопасности, усилия в области предотвращения конфликтов и разрешения споров, направления сотрудничества в экономической, социальной и правовой областях.
Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов, и входящие в СНГ страны являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Страны СНГ закрепили статус организации как исключительно межгосударственной структуры: "Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями". СНГ обладает статусом субъекта международного права. Это предопределяется положениями Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года и положениями Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 года. Главным органом Содружества является Совет глав государств. В нем на высшем уровне представлены все государства-члены. Совет глав государств принимает решения но принципиальным вопросам, связанным с деятельностью стран-участниц в сфере их общих интересов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. В первые годы СНГ не предполагалось создание каких-либо координирующих органов, а возникшие вопросы должны были решаться на ежемесячных встречах глав государств и правительств. Но в апреле 1999 года был принят документ о разграничении компетенции Совета глав государств и Совета глав правительств. Решения по всем вопросам принимаются простым большинством. Вопросы координации внешнеполитической деятельности государств-членов СНГ решает Совет министров иностранных дел стран участниц Содружества. Интересы государств представляет министр иностранных дел.
Вопросы военной политики и военного строительства решает Совет министров обороны государств-членов Содружества. Членами Совета являются министры обороны (кроме Молдавии, Туркменистана и Украины), а также начальник штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества.

Вопросы охраны внешних границ и обеспечение стабильного положения на них решает Совет командующих Пограничными войсками. Членами Совета являются командующие пограничными войсками или другие полномочные представители стран СНГ кроме Азербайджана, Молдавии и Украины, а также председатель координационной службы Совета командующих. Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов.

Постоянно-действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет. В его функции входит выработка и внесение предложений по вопросам развития социально-экономических связей. Комиссия по правам человека - консультативный орган, следящий за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества.

Цели обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников СНГ призван служить Экономический суд СНГ, образованный 15 мая 1992 года. Положением об Экономическом суде СНГ установлено, что его судьи избираются для избрания или назначения судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств- участников Содружества, сроком на 10 лет.

Экономический суд СНГ установил, что в качестве субъекта международного права Содружество Независимых Государств обладает следующими правами: на участие в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями; заключать международные договоры с государствами и международными организациями; применять санкции при нарушении международных обязательств; органы Содружества обладают правом принимать решения от своего имени.

В апреле 1999 года было принято решение о создании Исполнительного комитета СНГ. Основными направлениями деятельности Комитета являются: разработка предложений, проектов документов, направленных на развитие сотрудничества стран СНГ в политической, экономической и социальной областях; анализ хода экономических реформ в странах СНГ; оказание содействия развитию в странах СНГ частного предпринимательства, формированию транспортных коридоров, развитию сельскохозяйственного рынка; разработка предложений о стратегии Содружества. Исполнительный комитет состоит из департаментов.

На начальном этапе своей деятельности СНГ было механизмом, позволившим ослабить дезинтеграционные процессы, смягчить некоторые негативные последствия распада СССР. Уже в базовых документах СНГ была сделана заявка на интеграцию высокого уровня. Однако основополагающий документ Содружества - Устав СНГ, не поставил перед государствами-участниками задач в достижении общей конечной цели, не налагал на них обязанностей, а УУИШЬ фиксировал их готовность к сотрудничеству.
После приобретения независимости перед странами СНГ встала задача не только сохранить кооперационные связи, но и обеспечить их дальнейшее развитие, только уже на новой рыночной основе. Необходимо было устранить допущенные странами Содружества в первые годы своего становления серьезные ошибки и просчеты, вызванные разрывом этих связей, падением производства и их массовым перепрофилированием, утратой доступа к традиционным источникам сырья, возросшей конкуренцией на мировых рынках теперь уже бывших партнеров по производству. Однако не все страны одинаково относятся к интеграционным процессам в рамках СНГ, ограничителями для являются внешнеполитическая ориентация на Европейский Союз (Украина, Молдавия), США (Грузия, Узбекистан), а также внутренние проблемы (Таджикистан).

В результате развитие интеграционных процессов в СНГ является прямым отражением внутренних политических и социально-экономических проблем государств-участников. Существующие различия в структуре экономики и степени ее реформирования, социально-экономическом положении, геополитической ориентации государств Содружества определяют выбор и уровень их социально-экономического и военно-политического взаимодействия.

В настоящее время в СНГ входят: Россия, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан. Украина до настоящего времени не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре не является государством членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. Грузия официально вышла из состава СНГ 14 августа 2008 года. Что касается Туркмении, то на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркмения заявила о том, что будет участвовать в организации лишь в качестве "ассоциированного члена".

Необходимо отметить, что в настоящее время в СНГ реально приемлемой и действующей является интеграция "по интересам". Этому способствуют и основополагающие документы СНГ. Они не наделяют это международно-правовое объединение государств в целом, либо его отдельные исполнительные органы наднациональными полномочиями, не определяют действенные механизмы реализации принимаемых решений. Форма участия государств в Содружестве практически не налагает на них никаких обязательств.
Так, в соответствии с Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ любое государство, входящее в него, может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не рассматривается как препятствие для принятия решений. Это позволяет каждому государству выбирать формы участия в Содружестве и направления сотрудничества.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время государства-члены СНГ занимают значительное место в системе международных отношений и обладают значимым потенциалом. Площадь стран СНГ составляет более 16% мировой территории, на ней проживает более 4% населения мира. Запасы природных ресурсов оцениваются в 25% мировых, например, запасы нефти - 20%, природный газ - 40%, уголь - 25%, запасы леса - 25% мировых запасов . Промышленный потенциал стран СНГ оценивается в 10% мирового, в то же время их доля в мировом ВВП в 2000-2012 годах возросла с 1,1% до 3,1%.

Поэтому сегодня постсоветское пространство остается ареной конкуренции за энергетические коммуникации и месторождения, стратегически выгодные территории и плацдармы, ликвидные производственные активы, и одним из немногих регионов, куда идет постоянный поток российских инвестиций. Исходя из этого, в будущем, безусловно, будет нарастать как проблема их защиты, так и конкуренция с западным и китайским капиталом. Естественно будет расти и противодействие деятельности российских компаний, обострится конкурентная борьба за традиционный для отечественной обрабатывающей и перерабатывающей промышленности рынок.
Уже сейчас на постсоветском пространстве не осталось государств, во внешнеэкономических связях которых доминировала бы Россия^, исключение, составляет только Белоруссия.


Основные модели интеграционного развития на постсоветском пространстве в 1991-2012 годы: от Б. Ельцина до В. Путина.

Периодизация изучения истории постсоветского пространства нечасто встречается в научной литературе. Существует несколько вариантов периодизации. По нашему мнению, существуют пять этапов развития постсоветского пространства:
Первый этап (1991-1999 гг.) характеризуется отсутствием острых противоречий в отношениях между центрами геополитического влияния - Западом и Россией, в том числе на постсоветском пространстве, что было обусловлено аккумулированием внимания Запада на проблеме "интеграции в НАТО и Европейский Союз ряда государств - бывших членов Организации Варшавского договора (Польши, Чехии, Венгрии), а также стран Балтии: Литвы, Латвии и Эстонии и официальным декларированием Б. Ельциным намерения следовать либеральным и демократическим ценностям. Процесс становления Содружества Независимых Государств проходил в сложных условиях. Руководство республик бывшего СССР по-разному оценивали перспективы этого объединения и избирательно подходили к целям и задачам СНГ.

В начале 1990-х годов пришлось решать ряд сложнейших задач, связанных с формированием нового формата межгосударственных отношений, проблемой правопреемства и разделом собственности бывшего СССР, разрешением конфликтных, ситуаций. Отметим, что политические элиты новых государств, в первую очередь, были сосредоточены на решении задач, связанных с укреплением национальной государственности, реформировании политической власти, интеграции в международную систему.

Вместе с тем выявилось, что система отношений между республиками, существовавшая в рамках СССР, обладает значительными возможностями, и многие элементы, составлявшие ранее экономический, политический, общественный механизм большой страны, продолжали действовать на всем постсоветском пространстве. 1991-1993 годы характеризуется становлением СНГ как регионального объединения постсоветских государств, большое внимание было уделено разработке организационно правовой основы взаимодействия. С присоединением Грузии в 1993г. расширился круг участников СНГ. Были созданы уставные органы и более 70 органов отраслевого сотрудничества, которые в настоящее время координируют совместные усилия государств СНГ в экономической сфере, гуманитарном сотрудничестве, борьбе с преступностью и терроризмом, в других областях. На данном этапе был осуществлен раздел собственности бывшего СССР, решены вопросы, связанные с правопреемством государств СНГ в отношении договоров о разоружении и ограничении вооружений бывшего СССР. Важной задачей являлась стабилизация обстановки, замораживание возникших конфликтов и предупреждение возникновения новых очагов напряженности.
В эти годы сформировалась региональная система коллективной безопасности государств СНГ, основу которой составили "Договор о коллективной безопасности" с участием Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана (1992 г.), позднее присоединились Азербайджан, Беларусь, Грузия, "Концепция военной безопасности государств СНГ" (1992 г.), "Концепция коллективной безопасности" (1995 г.). Был определен правовой статус границ Содружества,-приняты "Соглашение об охране внешних границ" (1992 г.), "Договор о нераспространении ядерного оружия", согласно которого "государства - участники Содружества, кроме Российской Федерации, присоединятся к "Договору о нераспространении ядерного оружия" (1968 г.) в качестве государств, не обладающих ядерным оружием.

Большое внимание было уделено организации сотрудничества в экономической сфере: подписано "Соглашение о взаимоотношениях в области торгово-экономического сотрудничества" (1992 г.), "Соглашение о принципах таможенной политики" (1992 г.), "Соглашение о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа" (1993 г.).

Важное значение в эти годы имели подписанные "Договор о создании Экономического союза" (1993 г.) и "Соглашение о создании зоны свободной торговли" (1994 г.). В силу различных причин не все проекты были реализованы, что привело к определенному торможению процессов интеграции стран-членов СНГ.

Вторая половина 1990-х годов характеризуется противоречивыми процессами на постсоветском пространстве. В условиях глобализации более активно реализовывалась тенденция к интеграционным проектам, но вместе с тем продолжался процесс децентрализации, связанный как с несовпадением региональных интересов государств, так и с недоверием политических элит к созданию наднациональных органов, хотя бы и в отдаленном отношении напоминающих о едином государстве^. Многое на постсоветском пространстве зависело от позиции РОССРШ - политические и экономические проблемы не позволили ей сформировать и реализовать эффективные геополитические проекты.

Своеобразным рубежом для развития СНГ был 1997 год. Ряд государств на саммите в Кишиневе подвергли критике позицию РФ и сложившиеся формы взаимодействия в рамках Содружества. В то время политические элиты формируют концепцию "разноскоростной интеграции", которая позволяла по примеру стран ЕС сформировать новые экономические объединения в рамках СНГ при сохранении достигнутого уровня сотрудничества. В этом процессе были свои особенности: страны, экономически и политически ориентированные на РОССРГЮ, участвовали в создании объединений при ее ведущей роли. Другие государства, определившие своими целями интеграцию в евроатлантические структуры, декларировали создание организаций, ориентирующихся на ЕС и НАТО.

Еще в январе 1994 года Казахстан и Узбекистан заключили Договор о создании "Центрально-Азиатского сообщества (ЦАЭС)", к которому позднее присоединилась Киргизия. В апреле 1994 года они подписали Договор о создании "Единого экономического пространства". В марте 1998 года к нему присоединился Таджикистан.
Таким образом, в Центральной Азии было сформировано региональное объединение постсоветских государств (с 2002 г. - организация "Центрально-Азиатское сотрудничество").

Следует особо подчеркнуть, что наибольшую готовность к экономической и военно-политической интеграции с Россией в этот период проявляла Белоруссия. В декабре 1999 года был подписан "Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии". Параллельно с этим Россия усиливает интеграцию с государствами Центральной Азии. К Соглашению о Таможенном союзе РОССИРХ, Беларуси, Казахстана (1995 г.) присоединились Киргизия (1995 г.) и Таджикистан (1999 г.). В апреле 1999 года Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Протокол о продлении "Договора о коллективной безопасности" (ДКБ).
На втором этапе (2000-2004 гг.) на постсоветском пространстве обозначались серьезные противоречия в отношениях между Россией и США. По мнению Президента РФ В. Путина США предприняли попытки торпедировать интеграционные процессы на территории бывшего СССР, ссылаясь на негативные последствия восстановления "имперских амбиций России". Результатом этого стало создание межгосударственной организации, объединявшей страны СНГ, политическое руководство которых считало внешнеполитическим приоритетом развитие отношений со странами Запада, в первую очередь, с США. Речь идет о создании межгосударственного объединения ГУУАМ, включающего Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию, а также реализацию проектов строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум в обход российской территории.

В начале 2000-х годов новое российское руководство формулирует новую концепцию, связанную с усилением политического и экономического присутствия России на постсоветском пространстве. В этот период в Восточной Европе Россия вынуждена была конкурировать с Европейским Союзом, в Центральной Азии - с Китаем. Президент В. Путин в 2000-2002 годах фактически инициировал процесс переформатирования пространства СНГ. На базе "Договора о Таможенном союзе" в октябре 2000 года создается "Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)". В мае 2002 года осуществляется преобразование "Договора о коллективной безопасности" в "Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В октябре 2002 года подписывается Устав ОДКБ как региональной организации коллективной безопасности. Россия предпринимает шаги, направленные на привлечение к процессам интеграции Украины. В феврале 2003 года было принято Заявление Президентов Белоруссии, Казахстана, России, Украины о создании "Единого экономического пространства". Соглашение четырех государств о Концепции формирования Единого экономического пространства в сентябре 2003 года сформировало правовую базу для конкретной работы по его созданию. Существенно повлиял па ситуацию на постсоветском пространстве процесс смены политических элит в результате "цветных" революций (Грузия, 2003 г. - "революция роз"; Украина, 2004 г. - "оранжевая революция").
Третий этап (2004-2008 гг.) ознаменовался усилением позиции США в Закавказье и Центральной Азии, включая страны ОДКБ: Армению, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, а также на Украине, в ходе осуществления "оранжевой" революции. В это время происходит "тюльпановая революция" в Киргизии (2005 г.), попытки смены власти в других странах (Молдавия, Узбекистан). В итоге произошло существенное усиление евроатлантического вектора во внешней политике Грузии, Украины, Молдавии, что при его дальнейшем развитии привело бы к окончательному разрыву этих государств с постсоветскими традициями.

Указанный период характеризуется усилением интеграционных позиций России. Так, в мае 2004 года, в Послании Федеральному Собранию Президент РФ В. Путин назвал интеграцию постсоветского пространства приоритетным направлением российской внешней политики. "Нашим приоритетом, остается работа по углублению интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств, в том числе в рамках Единого экономического пространства. Евразийского экономического сообщества. Это, без преувеличения, одно из условий региональной и международной стабильности". Это заявление обнадежило многих сторонников регионального лидерства России и во многом отвечало существовавшим на тот момент тенденциям. В сентябре 2004 года была подписана Декларацию о формировании Единого экономического пространства Президентами России, Белоруссии, Казахстана, Украины. На тот момент это было относительным успехом российской политики в СНГ, поскольку оно ознаменовало вовлечение в интеграционный процесс одной из ключевых стран постсоветского пространства - Украины, хотя и весьма относительное. С самого начала это вовлечение было ограниченным и двусмысленным, поскольку представители Украины на переговорах разного уровня прямо или косвенно давали понять, что рассматривают ЕЭП лишь как механизм формирования зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, а не как торгово-экономический союз, способный консолидировано выступать на международной арене.

С 2005 года Украина приостановила работу по участию в формировании ЕЭП. Позиция руководства Узбекистана по отношению к "цветным революциям привела к его отходу от ГУУАМ и выходу из этой организации в 2005 году. В 2006 году Узбекистан вступил в ЕврАзЭС и восстановил свое членство в ОДКБ. Продолжали развиваться и другие интеграционные проекты с участием стран постсоветского пространства. Так, в декабре 2005 года было объявлено о создании "Содружества демократического выбора", в состав которого вошли Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Румыния, Словения, Македония, Украина, Эстония, целью которого являлось развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмен опытом в укреплении демократии и соблюдении прав человека. В 2006 году на Киевском саммите ГУАМ была преобразована в "Организацию за демократию и экономическое развитие - ГУЛМ", был подписан ее Устав.

Приостановление Украиной участия в интеграционных проектах на постсоветском пространстве привело к тому, что с 2006 года создание ЕЭП и формирование Таможенного союза осуществляется в рамках ЕврАзЭС Белоруссией, Казахстаном и Россией. Параллельно Россия усиливает свое участие в интеграционных процессах в Центральной Азии в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В 2006 году происходит слияние организации "Центрально-Азиатское сотрудничество" (ЦАС) с ЕврАзЭС. В октябре 2007 года страны СНГ приняли "Концепцию дальнейшего развития СНГ" и "План основных мероприятий по ее реализации".

Четвертый этап (2008-2011 гг.) характеризуется некоторым охлаждением отношений между Россией и странами СНГ, прежде всего в отношениях между Россией, Грузией, Азербайджаном, Киргизией, Узбекистаном. Данный период характеризуется также активизацией на постсоветском пространстве политического влияния ЕС. Так, в мае 2009 года на Пражском саммите Евросоюза было принято решение о "форсировании стратегического сотрудничества с шестью республиками бывшего СССР и утвержден план "Восточное партнерство", который призван вывести на новый уровень взаимоотношения между Евросоюзом и Украиной, Молдавией, Грузией, Азербайджаном, Арменией и Белоруссией, естественно Россия, в этом списке не была обозначена. Восточном партнерством ЕС обозначил свой политико-экономический инструментарий для формирования собственных интеграционных структур на постсоветском пространстве. Россия оказалась в целом к этому не готовой.

2008 год явился очередным рубежом в истории СНГ. С началом мирового финансового кризиса, отрицательно повлиявшего на состояние экономик стран, произошли и другие важные политические события. Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина получили приглашение участвовать в программе ЕС "Восточное партнерство". Данный фактор создал атмосферу, способную создать новый уровень взаимодействия между странами СНГ и изменить роль России на постсоветском пространстве. Грузия и Украина прилагали большие усилия, чтобы получить статус кандидатов на вступление в НАТО. Война Грузии и России в 2008 г. привела к существенному изменению подходов России к ситуации на Кавказе, что выразилось в признании де-юре Российской Федерацией независимости Абхазии и Южной Осетии. Конфликт повлек за собой выход Грузии из состава СНГ - первый случай за всю историю организации.
В 2010 году три страны: Белоруссия, Казахстан и Россия согласовали подходы в отношении формирования Таможенного союза. В июле .2010 года "Договор о Таможенном союзе" вступил в силу. В конце 2010 года три страны подписали пакет соглашений по формированию "Единого экономического пространства". Предложенный Россией проект создания "Евразийского союза" также встретил поддержку у партнеров по СНГ и в ноябре 2011 года Президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали "Декларацию о евразийской экономической интеграции". Стороны заявили о переходе к следующему этапу интеграции - Единому экономическому пространству.

В октябре 2011 года главами правительств восьми стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан PI Украина был подписан "Договор о зоне свободной торговли". Уже в ближайшем будущем к договору могут присоединиться Азербайджан, Туркмения, Узбекистан. Это формирует новый фундамент торгово-экономических отношений в рамках постсоветского пространства.
Следует отметить, что новые объединения (ЕЭП) и договоры (Договор о зоне свободной торговли) формируются с учетом принципов Всемирной торговой организации. Членами ВТО являются десять из стран постсоветского пространства: Киргизия (1998 г.), Латвия и Эстония (1999 г.), Грузия (2000 г.), Литва и Молдавия (2001 г.), Армения (2003 г.), Украина (2008 г.), Россия (2011 г.).
В сентябре 2011 года в Душанбе главы государств СНГ сделали Заявление в связи с 20-летием образования Содружества: "За короткий исторический период СНГ прошло сложный путь становления, поиска оптимальных форм сотрудничества и межгосударственных отношений и утвердило себя в качестве интеграционного объединения, призванного обеспечивать развитие взаимодействия между государствами- участниками". Главным итогом работы Содружества, по их мнению, является создание условий для взаимовыгодного сотрудничества.

В качестве перспективных задач было определено углубление экономического сотрудничества; расширение и укрепление взаимодействия в гуманитарной сфере; содействие повышению уровня жизни, правовой и социальной защите, охране Здоровья граждан; укреплению сотрудничества в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма, организованной преступностью, незаконной миграцией и торговлей людьми, незаконным оборотом наркотиков, последствиями техногенных катастроф и стихийных бедствий; мирное урегулирование конфликтов; продолжение практики политических консультаций по ключевым вопросам мировой политики и международным проблемам, представляющим взаимный интерес.

Пятый этап (2011 - н. в.). В настоящее время СНГ - это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом. Наиболее полно и конкретно совокупность согласованных взглядов государств-членов СНГ, отражающих их общее видение Содружества, цели и задачи его эволюции изложены в Концепции дальнейшего развития СНГ, одобренной решением Совета глав государств в октябре 2011 года. В соответствии с Концепцией основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интеграционного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. Наряду с этим в Содружестве реализуются разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия, учитывающие специфику национальных интересов и внешнеполитического курса государств-участников СНГ.

Несмотря на то, что в последние годы между бывшими советскими республиками устанавливались и сейчас преобладают двусторонние экономические отношения, на постсоветском пространстве в рамках СНГ возникли объединения отдельных государств: Союзное государство России и Белоруссии ("двойка"). Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана ("тройка"). Центрально-азиатское Экономическое Сообщество Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана ("четверка").
Вышеуказанные разноформатные интеграционные объединения отражают текущую ситуацию на постсоветском пространстве, интересы лидеров и части национально-политической элиты постсоветских государств. Однако столь "разноформатные" процессы в СНГ объединяет одно - участие в различных форматах России и ее консолидирующая роль на постсоветском пространстве.

Следует отметить, что нынешнее состояние СНГ позволяет учитывать национально-государственные интересы государств-участников, которые в силу географических, цивилизационных, культурных, исторических, международных, иных факторов могут существенно отличаться.

Современный статус СНГ формирует минимальный уровень взаимодействия в рамках данной организации: в политической сфере - сохранение постсоветской геополитической реальности, укрепление региональной безопасности, формирование региональных стандартов государственности, в экономической сфере - формирование зоны свободной торговли, развитие сотрудничества в культурной, образовательной, научной и других областях.

По мнению автора, следует выделить несколько элементов трансформационных процессов, происходящих в рамках СНГ каждый из которых свидетельствует об особом характере отношений между Россией и государствами СНГ:
первое направление - СНГ, территория бывшего СССР как "ближнее зарубежье" России;
второе направление - СНГ как постсоветское пространство;
третье направление - СНГ как зона регионального рынка;
четвертое направление - СНГ как межгосударственный кластер, ядром которого является Россия.

Рассмотрим каждое из направлений:

СНГ, территория бывшего СССР как "ближнее зарубежье" России (1991-1993 гг.). Это направление в развитии СНГ связано со стремительным преобразованием бывших союзных республик, входивших в состав СССР в новые независимые государства (ННГ), одиннадцать из которых образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).
Начальный момент - это роспуск СССР и образование СНГ (декабрь 1991 г.), а завершающий - окончательный распад "рублевой зоны" и введение в обращение национальных валют стран СНГ. Первоначально Россия воспринимала СНГ как "ближнее зарубежье", что было вполне обоснованно в политическом, и в экономическом смысле. "Ближнее зарубежье" характеризовалось началом становления реального, а не декларированного суверенитета пятнадцати новых государств, часть из которых объединилась в СНГ, а три прибалтийские республики: Латвия, Эстония и Литва стали именоваться государствами Балтии и с самого начала заявили о своем намерении не сближаться с Россией.

Россия являлась признанным политическим и экономическим лидером в СНГ на начальном этапе развития. Ни один вопрос международного значения, касающийся новых независимых государств, не решался без ее участия. Более того Российская Федерация была воспринята международным сообществом как "правопреемница СССР". После распада СССР Россия приняла на себя 93,3% объема внешнего долга СССР, который составил более 80 млрд долл., и стабильно его выплачивала.

СНГ как "постсоветское пространство" (1994-2004 гг.). В этот период "ближнее зарубежье" постепенно трансформируется в "постсоветское пространство". Это означало, что страны СНГ, расположенные в окружении России из особой, полузависимой зоны ее экономического влияния постепенно становились по отношению к ней полноценными внешнеэкономическими партнерами. Торговые и иные хозяйственные связи между бывшими республиками стали выстраиваться, начиная с 1994-1995 годов в основном, как ` межгосударственные. Первоначальные цели макроэкономической стабилизации были достигнуты в разных странах СНГ примерно к 1996-1998 годам, в России - несколько раньше к 1995 г. Это положительно сказалось на взаимной торговле: объем внешнеторгового оборота РФ-СНГ в 1997 году превысил 30 млрд долл.
Вместе с тем период оживления производства и взаимной торговли был недолгим. Финансовый кризис, который начался в России, распространился на все постсоветское пространство. Дефолт и резкая девальвация российского рубля в августе 1998 года и последовавшее за этим нарушение торговых и валютно-финансовых отношений в СНГ привели к новому углублению дезинтеграционных процессов. После августа 1998 года экономические связи всех без исключения стран СНГ с Россией заметно ослабли. Дефолт продемонстрировал, что экономики новых независимых государств ко второй половине 1990-х годов не стали по-настоящему независимыми, они оставались тесно привязанными к наиболее крупной российской экономике, которая в период глубокого кризиса "потянула" за собой всех остальных членов Содружества.

СНГ, как зона регионального рынка (2005-2011 гг.). На рубеже 2004-2005 годов страны СНГ ощутили острую необходимость смены парадигмы реформирования. Встала задача перехода от краткосрочных программ макроэкономической стабилизации и от ориентации на импортозамещение к новой промышленной политике, к более глубоким структурным реформам. Политика модернизации на основе инноваций, достижение на этой основе устойчивого экономического роста должна была сменить существующую политику экстенсивного роста. Ход экономических преобразований, их динамика четко показали, что влияние советского наследства в целом, а в особенности устаревшей производственно-технологической составляющей, оставалась весьма существенной. Оно сдерживало экономический рост в СНГ. Нужен был прорыв в новую постиндустриальную экономику и формирование регионального рынка товаров и услуг.

По мере укрепления политической и экономической самостоятельности новых независимых государств, в рассматриваемый период политическое влияние России в СНГ постепенно ослабевало. Это происходило на фоне двух волн экономической дезинтеграции. Первая, была вызвана распадом рублевой зоны. Вторая - усилением воздействие внешних факторов на процессы в рамках СНГ. В этот период заметно выросло значение международных финансовых организаций МВФ, МБРР, активно кредитовавших правительства стран СНГ.

Примерно с середины 2008 года начался сдвиг в сторону преобразования СНГ из постсоветского пространства в пространство международной и региональной конкуренции. Эту тенденцию закрепили в период 2008-2011 годов такие внешнеполитические события как размещение американских военных баз на территории ряда стран Центральной Азии, размещение ЕвроПРО у границ России.

СНГ как межгосударственный евразийский кластер, ядром которого является Россия (2011- н. в.). В настоящее время политически и экономически постсоветское пространство отнюдь не едино, а представляет собой изменяющееся явление, в котором формируются и распадаются различные интеграционные объединения. В этой связи России необходимо стать фундаментом и основой постсоветского объединения, своеобразным ядром межгосударственного евразийского кластера, вокруг которого в дальнейшем и будут концентрироваться и кооперироваться страны и народы. Одновременно с этим России необходимо превратиться в сильное государство, имеющее равные возможности и партнерские отношения со всеми участниками интеграционного процесса.

России следует предложить модель мощного наднационального интеграционного объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Таким образом, в результате преобразований СНГ постепенно трансформируется из "ближнего зарубежья" России, каким оно было в начале 1990-х годов, а также из "постсоветского пространства", каким оно было в начале 2000 годов, в арену острейшей международной конкуренции в военно-стратегической, геополитической, экономической сферах. Неопределенным фактором остается возможность сохранения Россией своих позиций на постсоветском пространстве. В этих условиях важным элементом становится существенная модернизация принципов взаимодействия в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве.

Док. 669002
Опублик.: 20.01.14
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``