В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Мошкин: Инновационная политика муниципального образования (на примере города Таганрога) Назад
Игорь Мошкин: Инновационная политика муниципального образования (на примере города Таганрога)
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Задачи преобразования Таганрога"

Мошкин И.В.
к.э.н. экономический факультет, кафедра теории и технологий в менеджменте, Южный федеральный университет


Последнее десятилетие характеризовалось благоприятной конъюнктурой мировых рынков для российской экономики. За это время было предпринято много попыток проведения реформ, сделано немало шагов в области развития приоритетных для России направлений. Несмотря на прошедший финансово-экономический кризис, позитивная динамика изменений была сохранена. Это подтверждают различного рода международные индексы и рейтинги. Например, рейтинг экономической свободы, формируемый Американским исследовательским центром "The Heritage Foundation" и деловым изданием "The Wall Street Journal". Однако в общей структуре индексов Россия занимает низкие позиции относительно других стран. Это связано с тем, что российская и региональные экономики оказались не готовы к системным вызовам, требованиям современности. Решение существующих проблем возможно посредством формирования государственной инновационной политики, тесно связанной с работой на уровне муниципального образования.

В Ростовской области усиление инновационной активности имеет первостепенное значение не только для субъектов крупного предпринимательства, но и для субъектов малого и среднего предпринимательства в целом. Особенно это актуально для территории города Таганрога, где предприятия малого и среднего бизнеса получили широкое распространение во всех сферах экономики.

Вместе с тем, существующие разрывы в инновационном процессе, проблемы в коммерциализации фундаментальных исследований, относительная неразвитость инновационной инфраструктуры приводят к недостаточной инновационной активности субъектов города Таганрога.

Предприятия промышленного сектора традиционно являются одной из ведущих сфер экономики города Таганрога. Они образуют устойчивое направление для инвестирования - которое, в свою очередь, определяет объемную и бюджетную базу города. Модернизация и внедрение новых технологий на предприятиях рассматривается как необходимое условие повышения конкурентоспособности предприятий и муниципальной экономики, что в настоящее время является значимой проблемой развития города.

Гипотеза работы заключается в том, что инновационная политика муниципального образования позволяет реализовать мероприятия по модернизации экономики, посредством стимулирования экономического роста локальной территории. В этом процессе важна эффективная связь: федеральный уровень - уровень субъекта федерации и муниципальный уровень.

Существенное значение в усилении инновационной активности играет государственная поддержка в широком смысле. В настоящее время общепризнанным стал тезис о том, что конкурентную победу одержат предприятия, способные обеспечить главенствующую роль в своей деятельности высокотехнологических производств и наукоемких технологий. Следовательно, субъекты малого и среднего предпринимательства, как и остальные хозяйствующие субъекты, должны иметь свою политику в области инноваций и привлечения инвестиций.

Целью формирования инновационной политики является повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и предприятий города, направленное на повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня; обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки; замещение импортной продукции и перевод промышленности на основе инновационного производства в стадию эффективного роста; развитие инфраструктуры и обеспечение социальной защищенности работающих.

Задачами при формировании инновационной политики являются:
- применение форм публичного обсуждения;
- создание условий для формирования высокотехнологичного промышленного комплекса (финансирование прикладной и фундаментальной науки, НИОКР, поддержка наукоемкой промышленности);
- развитие информационного обеспечения деятельности передовых предприятий;
- стабильное поступление налогов и прочих платежей в бюджеты всех уровней;
- содействие предприятиям города в освоении рынков сбыта продукции (стимулирование внутреннего спроса, импортозамещения, лизинга, содействие экспорту);
Ведущая роль в муниципальной инновационной политике принадлежит определению целей социально-экономического развития и безопасности территории, в структуре которых четко определяются социальные, инновационные, организационные составляющие. Такой подход демонстрирует, что избранная система целей не всегда отождествляется в ходе своей реализации с достижением ряда традиционных показателей экономического роста, связанного с развитием производительных сил, а также приумножением производственного потенциала и интеллектуальной собственности. Поэтому при планировании перспективных объемов производства и продаж продукции территориальных предприятий необходимо исходить из целевых социальных показателей и необходимых объемов финансирования социальных программ, которые намечены для выполнения в границах муниципального образования. Кроме этого, необходимо реализовывать мероприятия Долгосрочной целевой программы развития инновационной деятельности на территории города Таганрога на 2013-2015 годы.

Повышению эффективности муниципальной инновационной политики способна оказать система взаимосвязанных товарных и научно-технических приоритетов хозяйственной деятельности муниципального образования, включающая оценочную значимость территориальных хозяйствующих субъектов для его социально-экономического развития. Такой механизм государственно-частного партнерства определяет информационное взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.

Интеллектуализация производства все больше выступает условием экономического роста, целью которого становится абсолютное и относительное повышение уровня доходов населения и, как следствие этого, увеличение расходов домашних хозяйств, которые должны быть направлены на воспроизводство человеческого капитала. Залогом успешной реализации данного подхода в муниципальной политике следует считать ее органическую взаимосвязь с региональной и общегосударственной политикой, осуществляющейся на основе долгосрочной социально-экономической стратегии.
Инновационная деятельность как важнейший элемент муниципальной политики призвана обеспечить воспроизводство главных материальных и нематериальных факторов, необходимых для обновления научно-технической и технологической базы производства, а также для поддержания и развития кадрового потенциала науки и промышленности. Поэтому для развития любого крупного города наиболее благоприятен третий сценарий. Он предполагает приток инвестиций, кадров, обладающих современными квалификациями и компетенциями. В то же время для его реализации требуется запуск специальных программ, связанных с осуществлением в городе масштабных проектов.

Инновационный сценарий развития муниципального образования должен быть ориентирован на:

- приоритетные научно-технологические направления, которые должны формироваться как "заказ" бизнеса на результаты прикладных НИР, опытно-контрукторских и технологических работ с учетом конкретных требований к технико-экономическим характеристикам новых технологий, материалов, систем машин и оборудования,
- рост технологической сложности производимой продукции и рост продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме выпуска посредствам эффективного экономического регулирования (решение задач привлечения инвестиций и активизации локальной инвестиционной деятельности);
- реорганизацию системы подготовки кадров, рост под?готовки кадрам по инженерным специальностям, в сфере естественнонаучных исследований, логистике и т.д.;
- формирование эффективной пространственной организации предприятий на территории города (территориальная локализация, инфраструктурное, транспортно-коммуникационное обеспечение, экология).

В целом развитие Таганрога в данном варианте соответствует по параметрам сценарию инновационного варианта развития российской экономики до 2020 года, утвержденного Министерством экономического развития России, инновационной динамике инвестиционного процесса и высокой инновационной активности.

Реализация инновационного сценария включает в себя три этапа.

Первый этап - 2013-2015 годы. Формирование условий обеспечения системного перехода экономики города Таганрога на инновационный путь развития и повышения качества жизни населения города Таганрога (согласно утвержденной Долгосрочной целевой программы города Таганрога).

Второй этап - 2016-2020 годы. Динамичный рост производства и в базовых, и в новых отраслях промышленности. Расширение налоговой базы и собственных источников фи?нансирования инноваций. Реализация подготовленных на первом этапе инвестиционных и инновационных проектов на крупных, средних и малых предприятиях. Развитие всех составляющих инновационной системы города. Улучшение кадровой и социальной ситуации. Повышение доходов занятых в научно-промышленном комплексе.

Третий этап - 2021-2025 годы. Переход из стадии экономического роста к стадии интенсивного развития. Этот рост достигается на основе:

- диверсификации экономики города, в структуре которой ведущая роль перейдет к отраслям "экономики знаний" и высокотехнологичным отраслям промышленности;
- повышения эффективности и конкурентоспособности экономики муниципального образования, без существенного наращивания производственных ресурсов;
- повышения инновационной активности субъектов, свя?занной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса;
- активизации фундаментальных и прикладных иссле?дований и разработок при кардинальном повышении их результативности;
- повышения качества человеческого капитала и эф?фективности его использования в промышленности, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников.

Док. 669004
Опублик.: 20.01.14
Число обращений: 0

  • Мошкин Игорь Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``