В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Мошкин: Генезис электронного бизнеса: категориальный анализ Назад
Игорь Мошкин: Генезис электронного бизнеса: категориальный анализ
Широкое распространение информационных технологий, основанных на использовании сети Интернет, предоставляет потенциальную возможность для интеграции всех субъектов экономики в особую информационную среду, где происходящие количественные изменения в сфере функционирования предпринимательства приносят качественно новые результаты. Уже в 1970-х гг. появились первые упоминания об информационной революции, информационном обществе и информационной экономике в работах Э. Тофлера и Р. Дрюкера. Как отмечает Е. Майминас, "суть происходящих изменений, если их коротко охарактеризовать, состоит в переходе от "материального" к "информационному" обществу - обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении информации. ...Материальная составляющая в структуре материальных благ уступает первенство информационной" [1]. Если раньше ресурсы экономического развития были достаточно жестко привязаны к территориям, технологиям, то сейчас главным ресурсом становится информация, что во многом способствовало развитию Интернет.

С начала 1990-х годов распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) приобрело всеобъемлющий масштаб, причем скорость их распространения превысила все ожидания. Развитые страны, а затем и часть развивающихся стран приняли национальные программы развития информационного общества [2]. В современных условиях не только предприятия нуждаются в решении задач управления на качественно новом уровне, но и государство осознает необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка. Развитие информационного общества характеризуется возникновением неоэкономики - экономики, основанной на знаниях (в 1980-е годы ее называли информационной экономикой). В условиях дефицита ресурсов и благодаря возможностям, открываемым ИКТ, возрастает экономическая роль знаний, что делает их главным ресурсом развития. В результате скорость роста численности занятых в сфере производства, обработки и распространения информации превышает численность занятых в мате-риальном производстве. В развитых странах она в конце 1980-х годов превысила 50 % от общего числа занятых и стабилизировалась на этом уровне [3].

Ключевыми составляющими трактовки неоэкономики или информаци-онной экономики выступают категории "информация" и "знание". На наш взгляд, предпочтительнее использование термина "информационная экономика", поскольку исходной категорий является все-таки "информация", которая трактуется как сведения, знания о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах [4]. Это, на наш взгляд, абстрактно-логическое определение информации, отражающее категориальные характеристики информации вообще. В силу этого представляется несколько суженным определение В.Л. Тамбовцева, который понимает под информацией "...продукты или услуги, которые предназначены их производителем для передачи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме" [5]. На наш взгляд, данное определение отождествляет понятия "информация" и "информационный продукт". Действительно, именно информационные продукты (услуги) представляют собой информацию, предназначенную их производителем для передачи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме.

Расширительная трактовка содержится в определении понятия информации, данном Майминасом Е.: "информация - это не любые сообщения, сведения, данные, а лишь те, которые уменьшают у получателя неопределенность знания об интересующем его объекте" [1]. Кастельс М. в своем отношении к понятиям "информация" и "знание" оперирует определениями Бэлла Д. и Пора М. Так, Бэлл Д. определяет знание как "совокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат, которая передается другим посредством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме" [6]. По мнению Пора М. "информация есть данные, которые были организованы и переданы" [6]. Кастельс М. полагает, что термин "информационное общество" отражает растущую роль информации в обществе, но информация в широком смысле слова (как передача знаний) всегда имела значение.

Иноземцев В. при рассмотрении современной хозяйственной системы использует термин "экономика знаний", подчеркивая, что "важнейшим производственным ресурсом общества становится не столько информация, ... сколько знания, т.е. информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания" [7]. Кроуфорд Р. характеризует знание как "способность применить информацию к конкретному роду деятельности" [8]. Сапир Ж. считает, что знание первично по отношению к информации, которая представляет собой "любые извлеченные сведения, которые могут быть почерпнуты из сигнала и добавлены к уже существующему знанию" [9]. При характеристике современного общества Ходжсон Дж. выделяет важность именно знания: "Информация - совокупность данных, которые уже интерпретированы, которым удалось придать некий смысл. А знания - продукт использования информации" [10]. Анализ вышеприведенных определений выявляет их весьма противоречивый характер [11], но в то же позволяет сделать вывод об общности их предметной области. На наш взгляд, экономически развитие информационного общества означает формирование экономики, основанной на знаниях, в которой экономический рост все в большей степени зависит от производства и эффективного использования информации и знания. Системообразующим элементом экономики знаний выступает сеть Интернет - основной элемент инфраструктуры информационного общества, который из научно-исследовательского и учебного инструмента превратился в общедоступный глобальный инструмент инфокоммуникации. По мере развития сети Интернет появились новые специфические термины с приставкой -Интернет: "Интернет-бизнес", "Интернет-коммерция", "Интернет-рынок" и др., а с популяризацией электронного бизнеса возникает и вводится постепенно в оборот новый понятийный аппарат, методология и инструментарий: сетевой-портал, сетевая интеграция, сетевое управление и др. Эти термины отражают процессы, происходящие в экономике с точки зрения развития и практического применения сети Интернет. Несомненно, что объединение национальных, частных и корпоративных локальных компьютерных сетей в глобальную сеть Интернет оказало влияние на процессы становления и развития электронного бизнеса. Попытки трактовки электронного бизнеса как совокупности методов, предоставляемых сетью Интернет для решения определенного круга задач, нельзя считать, на наш взгляд, перспективными, поскольку частные свойства технических систем не позволяют описать объективную картину экономических процессов [12]. К тому же часть бизнес-процессов сегодня осуществляется без применения инновационных технологий, что позволяет разделять понятия "бизнес" и "электронный бизнес" как самостоятельные категории, грань между которыми постепенно стирается.

На основе использования технологий Интернет строится Интернет-экономика или, в широком смысле, информационно-сетевая экономика. Этот распространенный термин наиболее полно характеризует новые социально-экономические явления. Интернет-экономика представляет собой глобальную сетевую, сложно организованную многоуровневую структуру взаимоотношений между экономическими агентами, осуществляемых через сеть Интернет и другие телекоммуникационные сети, единство нескольких составляющих по горизонтали, вертикали и глубине (по уровням) [13]. В настоящее время развиваются два параллельных процесса в области ИКТ - "электронный бизнес" и "управление знаниями". Используемые сегодня определения электронного бизнеса и в целом Интернет-экономики лишь частично охватывают новые явления в экономике, вызывая дискуссии в научном сообществе. В то же время даже в последних формулировках терминов информационно-электронной сферы прослеживается неоднозначное понимание сущности и значения процессов, протекающих в киберпространстве.

Первые концепции электронной коммерции и электронного бизнеса появились в США в начале 80-х гг. XX в. и были основаны на ранее выдвинутых идеях глобальной информационной экономики (Ф. Махлуп). Процесс купли-продажи, осуществляемый с помощью различных электронных средств коммуникации, получил название электронной коммерции [14], а электронные рынки характеризовались как информационные инструменты с описанием товаров и услуг, предлагаемых продавцами, которые позволяют покупателям производить поиск информации, определять свои желания и потребности, а также делать заказы, после чего осуществляется доставка товара. Корпорация IBM в 1999 г. начала активно продвигать концепцию электронного бизнеса, определяя его как использование Интернет-технологий для усовершенствования бизнес-процессов предприятия.

Одним из первых определил электронную коммерцию Звасс В. (1996 г.): "Электронная торговля - распределение деловой информации, отношений окружения бизнеса и проведения деловых сделок посредством телекоммуникационных сетей. В сегодняшнем бизнес-окружении оперативные границы между фирмами стали проницаемыми, поскольку они, эти границы, стали мешать предпринимательству и разделять межфирменные и внутрифирменные деловые процессы. Поэтому электронная коммерция здесь включает отношения покупки-продажи и сделки между компаниями, а также общие процессы, которые поддерживают торговлю в пределах отдельных фирм" [15]. Однако, на наш взгляд, описываемые формы информационного взаимодействия рассматриваются только в рамках отношений купли-продажи, хотя внут-ренние бизнес-процессы эффективно осуществляются в виртуальном пространстве без обменных операций. Кроме того, не все телекоммуникацион-ные сети являются необходимым условием ведения электронного бизнеса.

Многожественность определений электронного бизнеса, по нашему мнению, свидетельствует об эмпирическом уровне исследований данного термина специалистами различных областей знания, занимающихся проблемами становления информационного общества, создания информационных технологий, формирования рынка информационных услуг и т.п. Основываясь на классическом определении электронной коммерции В. Звасса, С. Пун сняла ряд неточностей, ограничившись только одним видом открытых телекоммуникационных сетей - "распределение деловой информации, отношений окружения бизнеса и проведения сделок бизнеса посредством технологий, основанных на использовании Интернета" [16]. Такое определение является более узким, поскольку в электронном предпринимательстве, особенно для внутрифирменных деловых процессов, используются внутренние сети и специально построенные внешние телекоммуникационные сети, не являющиеся подмножеством глобальной сети Интернет. С этой точки зрения трактовка, данная консалтинговой компанией Ernst&Young (1998г.) лишена подобных ограничений: "Электронная коммерция определяется как практика проведения маркетинга, закупок и продажи товаров и/или информации через электронные сети, включая Интернет и частные сети" [17]. В силу этого следует согласиться со Смирновым С., что "электронный бизнес, который изначально служил средством эффективной реализации транзакций, постепенно эволюционировал в новую культуру, новую систему принципов производства и распределения на базе электронных цепочек добавленной стоимости" [18].

С позиции OECD (2004г.) электронная коммерция - это "автоматизированные бизнес-процессы (внутри- и межфирменные) на базе подключенных к достижимым сетям компьютеров" [19]. Это краткое определение предполагает, что электронная коммерция - нечто большее, чем просто электронная коммерческая деятельность, которая ограничивается коммерческими сделками между компаниями и их клиентами, так как включает в себя бизнес-процессы за пределами компании. Определение OECD неявно указывает, что ключевая задача электронной коммерции концентрируется в сфере автоматизации бизнес-процессов, предполагая расширение потенциальных возможностей для исследования электронного бизнеса. Оценка масштабов сделок электронной коммерции через объем продаваемых в Сети товаров и услуг, в целом аналогична оценке объемов традиционной торговли, однако анализ электронной коммерции должен быть дополнен исследованиями бизнес-процессов, т.е. электронного предпринимательства.

Р. Калакота и Э. Винстон предложили следующее расширенное определение электронной коммерции (1995г.): "Покупка и продажа информации, продукции и услуг через компьютерные сети" [20], которое стало основой выделения основных бизнес-моделей электронной коммерции. За прошедшее десятилетие понятие "электронный бизнес" расширилось от узкой дефиниции до масштабной проблемы экономики.

С развитием информационных систем концепция электронного бизнеса стала вбирать в себя другие виды предпринимательской деятельности, напрямую не связанные с отношениями купли-продажи, уделяя больше внимания характеру взаимодействий между субъектами экономической деятельности: "Электронный бизнес - любой бизнес, проводимый по цифровым средствам массовой информации. Он включает в себя не только продажу товаров и услуг непосредственно по Интернету, но также обслуживание клиентов и сотрудничество с бизнес-партнерами" [21].

Следовательно, в начале XXI в. мировое научное сообщество определило соотношение понятий "электронная коммерция" в узком смысле и "электронный бизнес" как части и целого: "Электронный бизнес - это непрерывная оптимизация продуктов и услуг организации, а также производственных связей через применение цифровых технологий и использование Интернет в качестве первичного средства коммуникаций" [22]. В широком смысле электронная коммерция является синонимом электронного бизнеса. Однако термин "электронная коммерция" в узком смысле используется европейскими экономистами в силу их приверженности к изучению преимущественно стадии распределения и обмена при недостаточном внимании к процессам производства и потребления Сущность электронного бизнеса невозможно отразить через анализ его отдельных сторон, поскольку вследствие их взаимодействия возникает синергетический эффект. Тем не менее, идентификация места понятия "электронный бизнес" как категории понятийного аппарата информационной экономики позволяет выделить наиболее адекватную его трактовку: "Электронный бизнес - любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли" [23]. Таким образом, в настоящее время электронный бизнес рассмат-ривается как одна из ключевых тенденций в развитии экономики ЕС с четко тестируемыми систематическими позитивными изменения. С 2001 г. траектория распространения сети Интернет в Европе по количеству пользователей стала более однородной, определяя стабильную положительную перспективу [24].

В 2005 г. объем рынка электронной торговли в России составил порядка 4,5 млрд. долл. [25]. Наиболее быстрый прирост объемов наблюдался в сегменте B2B, его объем утроился и составил 1,3 млрд. долл. [25], причем 62% пришлось на компании ТЭКа. Объемы госзакупок в Интернете в 2005 г. почти не изменились, так как их проводили те же ведомства, при этом 80% госзакупок-онлайн пришлось на Росатом. Согласно исследованиям НАУЭТ и маркетингового агентства PM Group, за 2005 г. в российском сегменте сети Интернет продано товаров и услуг на 1,2 млрд. долл.

Значение информации и технологий коммуникации пережило несколько этапов: от широкомасштабного раздувания "мыльного пузыря .com" в течение фазы бума Интернет-экономики до их кризиса и последующей стабилизации. Историко-генетический анализ категориального содержания основных понятий Интернет-экономики позволяет выделить следующие специфические отличия электронного бизнеса:

- электронный бизнес представляет собой любую транзакцию, совер-шенную посредством сети связанных между собой компьютеров с передачей права собственности или права пользования товаром (услугой), т.е. критическую роль играет использование ИКТ, а не непосредственный обмен;

- благодаря свойствам интерактивности, использованию сетевой нави-гации электронный бизнес превосходит средства общения с существующими и потенциальными клиентами традиционной экономической деятельности;

- максимальное использование информационных технологий для улучшения эффективности и контроля за бизнес-процессами компании.

Таким образом, электронный бизнес является инструментом, позволяющим эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность посредством интерактивной коммуникации всех заинтересованных сторон.

Литература

1. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. - 1997. N11.

2. Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. М.: Логос, 2002.

3. Чирченко О.Н. (Вершинская). Информационные аспекты компьютериза-ции. М.: Наука, 1989.

4. Афанасьев Э.В., Ярошенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. - М.: Экономика, 1987.

5. Тамбовцев В.П. Пятый рынок: Экономические проблемы производства информации. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Под. ред. О.И. Шкаратана. М.:ГУ ВШЭ, 2000. С.39.

7. Иноземцев В. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. N3.

8. Crawford R. In yhe Era of Human Capital: The Emergence of Talent, Intelli-gence, and Knowledge as the Worldwide Economic Force and What it Means to Managers and Investors. New York: Harper Business, 1991. P10.

9. Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем: Опыт Исследования децентрализованной экономики / Под. ред. Н.А. Макашевой. М.: ГУ ВШЭ, 2001. С.150.

10. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. N8. С.34.

11. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии- М.: Издательство "Экзамен", 2003.

12. Данько Т.П., Завьялова Н.Б. Электронный маркетинг. Уч. п. М.-2003.

13. Дятлов С. А. Функции электронного правительства по регулированию Интернет-экономики // Международная конференция "Электронное правительство на Северо-Западе: зарубежный опыт и российские тенденции", 2002.

14. Mann С. Global Electronic Commerce. Washington, DC: Institute for International Economics, 2000.

15. Zwass. V. Electronic Commerce: Structured and Issues // International Journal of Electronic Commerce, Vol.1, N1, 1996.

16. Poon S. Determinants of Small Business Internet Usage: A Multi-method Investigation of Perceived Benefits // 10-th International Electronic Commerce Conference, Bled, Slovenia, Moderna Organizacija, 1999.

17. Ernst&Young: E-Commerce & connecting to the customer, 1998.

18. Смирнов С.Н. Электронный бизнес. - М.:ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003. (Серия "ИТ-Экономика").

19. OECD Information Technology Outlook, 2004.

20. Kalakota R., Whinston A. Frontiers of electronic commerce. - Addison-Wesley, 1996. Р. 487.

21. Nitya L. Karmakar "Global Forum/Shaping the Future 2005" Agenda for Today Growth of E-Business, 2005.

22. GartnerGroup, E-Business Business Myths Can Destroy an Enterprise, 1999.

23. Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. - СПб: 2001.

24. Сантарелли Э. Природа электронной коммерции: имеют ли значение трансакционные издержки? // Российский журнал менеджмента N3, 2004.

25. Материалы пресс-конференции "Состояние и тенденции развития электронной торговли в России за 2005 год", Москва, 30 марта 2005.

Выходные данные статьи:

- Мошкин И.В. Генезис электронного бизнеса: категориальный анализ//Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. N3. С. 222-227

Док. 669005
Опублик.: 20.01.14
Число обращений: 0

  • Иноземцев Владислав Леонидович
  • Мошкин Игорь Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``