В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Мошкин: Предпринимательская экосистема инновационного университета Назад
Игорь Мошкин: Предпринимательская экосистема инновационного университета
На современном этапе общественного развития образование выступает важнейшей сферой человеческой деятельности, которая неразрывно связана со всеми другими областями жизнедеятельности. Университеты, ставящие перед собой задачу своего развития в условиях нестабильности финансово-экономической ситуации, должны соответствовать требованиям современности: внедрять инновационные формы образовательной и научной деятельности, осуществлять взаимовыгодные формы взаимодействия с бизнесом. Наиболее развитым в теоретическом и практическом отношении подходом к решению этой задачи выступает так называемая "предпринимательская организация" университета. Термин "предпринимательский университет" является дискуссионным в преподавательской среде. Однако "предпринимательская организация" является устоявшимся в литературе по менеджменту термином, обозначающим один из способов внутреннего устройства организации любого вида. Но использование данного термина применительно к университету не означает отождествление университета с другими видами организаций[1].

Более широкое распространение в последнее время получило совместное употребление экономической категории "предпринимательство" и биологической категории "экосистема". Использование в экономической науке категорий смежных дисциплин было известно и ранее. Это применяется для более выразительного объяснения происходящих явлений или процессов. В нашем случае, предпринимательская экосистема, - это набор условий, обеспечивающих успешное создание и развитие фирм. Ключевой особенностью такого объединения является основная характеристика этой категории - самоорганизация.

Считается, что инновационная или предпринимательская экосистема должна состоять из четырех основных компонентов: идеи, предпринимательского опыта, источника финансирования и сообщества, которое объединяет их в единое целое[2]. Университет, как источник генерации компетенций, способен стать такой средой. У него есть для этого все необходимые ресурсы:

- наличие исследователей, занимающихся разработкой передовых технологий в области конкретных знаний;

- сформированное сообщество;

- люди с предпринимательскими, менеджерскими и бизнес-способностями;

- бюджет развития.

В качестве одного из основных показателей эффективности модели университета инновационного типа является наличие при университете инновационных предприятий, обеспечивающих эффективную коммерциализацию наукоемких разработок и технологий. Наряду с этим - подготовка квалифицированных кадров; разработка нормативно - правовой базы; разработка и издание учебно-методических пособий, учебников; реализация силами инновационно-технических центров и научно-информационных учебных комплексов конкретных проектов коммерциализации и вывода на рынок разработок сотрудников университета; активное участие аспирантов, студентов, научной молодежи в разработке и реализации инновационных проектов, в организации инновационной деятельности [3]. Мировой опыт показывает, что малые предприятия являются тем звеном, которое связывает науку и промышленность. Вокруг ведущих западных институтов и университетов созданы инновационные пояса, где ученые воплощают свои разработки и на этом неплохо зарабатывают. В нашей стране инновационная цепочка оказалась разорванной: между наукой и промышленностью отсутствует важнейшее звено - малые предприятия, готовые взять на себя самую рискованную, начальную стадию коммерциализации [4].

Учреждать малые предприятия при научных и образовательных учреждениях стало возможным в соответствии с Федеральным законом N217- ФЗ от 2 августа 2009 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". На момент принятия закона о своей готовности создать такие предприятия заявило более 180 вузов страны. Однако действующий закон о федеральном бюджете запрещает образовательным учреждениям и другим бюджетным организациям направлять деньги, даже полученные от предпринимательской деятельности, на создание предприятий. Таким образом, университет вправе вкладывать в уставный капитал своих малых предприятий только нематериальные активы - лицензии, патенты, ноу-хау [5]. Институциональная автономия учебных заведений, реали-зующих программы высшего образования, предполагает значительную свободу в выборе средств обеспечения своего развития, но налагает ограничения по унификации общих для всех видов образовательных институтов управленческих моделей, методов работы.

Любое предпринимательство по своей сущности является инновационным. Его инновационный характер отмечается в работах многих ученых: П. Дракера, Ф. Хайека, Й. Шумпетера и др. Например, П. Дракер указывает на изначально инновационный или предпринимательский характер деятельности менеджера, который заключается в ориентации на постоянный поиск новых, более эффективных способов организации деятельности. Таким образом, инновационное содержание связано с поиском, активизацией, развитием и рациональным использованием ресурсов и заложено в истоках предпринимательской деятельности.

Для успешного перехода отечественной экономики на новый этап своего развития требуется решение множества проблем, но при этом важно иметь в наличии людей-предпринимателей, готовых начать свое собственное дело, открывать новые предприятия. В связи с этим необходимо предоставить гражданам возможность осваивать приемы по ведению бизнеса. Реализовать данное положение возможно несколькими способами. Рассмотрим некоторые из них. Наиболее значимым среди них, по нашему мнению, является институт "инкубаторов бизнеса". Бизнес - инкубатор - это среда, предоставляющая начинающему предпринимателю ресурсы, инфраструктуру для развития идеи проекта и вывода его результатов на рынок. Как правило, в развитых странах бизнес-инкубаторы связаны с университетами. Классический способ коммерциализации идеи - поместить ее в бизнес-инкубатор. Преподавательский коллектив и другие эксперты предлагают свои время и знания для того, чтобы обучить новых предпринимателей основам бизнеса, рассказать всё о тактике продаж, маркетинга, планирования, особенностей действующего законодательства и налогообложения. Предполагается, что у завершивших такой ускоренный курс подготовки будущих предпринимателей возникает мотивация к открытию своего предприятия. Тенденция времени "высоких технологий" требует отображения университетской среды в режиме "онлайн". Электронные учебные пособия, видео-лекции, по которым может учиться любой человек, имеющий доступ в Интернет, являются необходимым атрибутом.

В России существует несколько примеров предпринимательских экосистем на базе университетов. Прежде всего, это МФТИ, Высшая школа экономики, МГТУ им. Баумана, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Бизнес-инкубатор Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), по словам его руководителя Репина Д., выступает центром поддержки предпринимательства в вузе. Главная задача инкубатора - создание среды общения и обучения будущих предпринимателей, позволяющей мотивировать их на разработку потенциально интересных для бизнеса проектов, дать необходимые знания для менее болезненного выхода в свободное рыночное плавание, помочь привлечь экспертные и финансовые ресурсы. Во всех проектах, которые уже прошли через инкубатор ГУ-ВШЭ и находятся там сейчас, присутствует серьезный ИТ-компонент. Большой интерес начинающие предприниматели выказывают к созданию Internet-проектов. МФТИ, напротив, делает акцент на предоставление глубоких знаний в области экономики и бизнеса участникам своих проектов. Как отмечает куратор бизнес-инкубатора Сафронов В., среди основных задач- пропаганда технологического предпринимательства, конкурсы проектов студентов раз-личных факультетов, обеспечение победителей начальным финансирова-нием, помощь начинающим компаниям в решении различных юридических вопросов. Но на первом месте - бизнес-образование, а также коучинг - реализация бизнес-руководства проектами. Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор, созданный как подразделение Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники, предоставляет все необходимое для реализации достаточно сложных проектов в области ИТ и радиоэлектроники, от развитой технической инфраструктуры до возможностей дополнительного образования по вопросам российского законодательства и международного права, предпринимательства, научно-технической экспертизы, инновационной деятельности, защиты промышленной и интеллектуальной собственности и др.

Российские эксперты в области технологического предпринимательства сходятся на том, что в стране пока не сложились условия, в которых инновации востребованы экономикой, даже несмотря на то, что государство декларирует заинтересованность в смене вектора экономики с сырьевого на инновационный. Хотя внешне ситуация меняется, и об этом свидетельствует, например, прошедший в конце 2008 г. молодежный инновационный форум. Одной из обсуждавшихся тем на нем была идеальная экосистема для инноваций в области высоких технологий в России.

В основе идеи необходимости создания при Южном федеральном университете центра "Бизнес-технологий и развития" лежит концепция вложения относительно небольших средств в зарождающиеся инноваци-онные проекты, которые впоследствии могут стать основой для создания крупных компаний, стать брендом предпринимательского университета. Процесс коммерциализации начинается с образованием такого рода Центра. Осуществляется он следующим образом. До сведения университетских работников, студентов и сторонних лиц доводится информация о конкурсе инновационных идей Центра. Люди, потенциально готовые начать собственное дело и/или обладающие инновационной идеей, оформляют свои предложения в виде краткого бизнес-плана. Резюме рассматривается экспертной группой, состоящей из предпринимателей, представителей органов власти и университета. Если идея признается значимой и перспективной, то конкурсант переходит на следующую ступень. Конкурсанту на договорной (но бесплатной) основе выделяется рабочее пространство, предоставляется доступ к сети Интернет, комнате для переговоров и прочей инфраструктуре Центра. В таких условиях проще осуществить создание работающего прототипа идеи. В Массачусетском технологическом институте подобная процедура отбора идей не ограничивается отбором лучших. Например, идея может быть выбрана в качестве кейса для "iTeams" (Innovation Teams - инновационные команды). iTeams - это учебный предмет, который ведется в школе менеджмента Слоана при MIT. На занятиях iTeams студенты изучают основы предпринимательства, а также получают знания по продвижению своей идеи на следующем этапе (за счет поиска ее наилучшего рыночного решения, развития бизнес-модели и т.д.). По сути, это небольшая бизнес-лаборатория, где студенты, изучающие предпринимательство, берут инновационную идею "в сыром виде" и "работают с ней", пока им не удается найти ей хорошее рыночное решение.

Поддержка стартапов в университетской среде сейчас осложняется отсутствием государственного финансирования для создания и поддержки бизнес-инкубаторов. Не существует законодательной основы для участия ВУЗа в создаваемой на его базе компании, и у него нет коммерческого интереса способствовать выходу технологических инициатив на рынок. Кроме того, технарей по-прежнему не учат экономике и предпринимательству, а для будущих экономистов и менеджеров мало стимулов делать карьеру в технологической сфере. Решение проблемы невозможно без совместного поиска форм взаимодействия образовательного сообщества, ИТ-индустрии и государства. Успешные примеры университетских бизнес-инкубаторов и других инициатив по поддержке технологического предпринимательства в ВУЗах могут стать хорошим стартом на этом пути [6].

Инновационная экосистема - это система самоотбора. Ее двигатель приводится в движение успехом. Когда люди видят успешные выходы, у многих из них возникает желание самим получить что-то подобное. По-этому первый и самый важный шаг - инициирование процесса и отбор талантливых людей, способных генерировать идеи, отбирать лучшие и затем развивать их.

Одной из наиболее проработанных форм, успешно применяемых рядом европейских и российских университетов, является "предпринимательская организация". Такие инновационные "предпринимательские университеты" успешно решают задачи высшего образования, в том числе массового, научных исследований, которые обеспечивают высокое качество обучения, и задачи взаимодействия с регионами. Эти университеты также обеспечивают развитие собственной материальной базы и достойную оплату труда своих сотрудников.

Список источников:

1. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Дискуссионный клуб.

Преподаватель высшей школы: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации [Электронный ресурс]: www.ecsocman.edu.ru/db/msg/154905.html.

2. Копейкина Л. Экосистема для инновационного бизнеса // The ANGEL Investor, N 1(02) 2008.

3. Трушкина Е.Г. Стратегические направления развития инновационного университета // Экономика региона (электронный научный журнал) N 18 (ч. 2) декабрь. 2007. [Электронный ресурс]: http://journal.vlsu.ru.

4. Медведев Ю. Дело академиков // "Российская газета" N4960 (136) от 27 июля 2009 г.

5. Семенов А., Решетникова Н., Бухарова О., и др. Под крышей вуза // "Российская Бизнес-газета" N720 (36) от 22 сентября 2009 г.

6. Дубова Н. Экосистема инноваций // Открытые системы N01 04 март 2009.


Выходные данные статьи:

Мошкин И.В. Предпринимательская экосистема инновационного университета//Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. Северо-Кавказская академия государственной службы, 2009.

Док. 669006
Опублик.: 20.01.14
Число обращений: 0

  • Медведев Юрий
  • Мошкин Игорь Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``