В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Сергеев: Зачем России патриотизм? Назад
Олег Сергеев: Зачем России патриотизм?
Зачем России патриотизм?
Когда есть суверенная демократия и нефтяная труба.

Возникновение и гибель великих цивилизаций сопровождают внутренние конфликты, интеграционные и дезинтеграционные процессы.
    Распад знаменуется предательством ближайших союзников и изоляцией могущественной империи во враждебном окружении. Происходит автономизация регионов, усиление сепаратизма, раскол населения на этнические группы, слои, классы.
Общество перестает быть единым социальным организмом.
    Для сохранения своего места в истории цивилизации стране требуются огромные усилия миллионов людей, готовых к жестокой борьбе и самопожертвованию во имя спасения своего государства и общества.
Как отмечал Л.Гумилев, в истории этносов наблюдаются взлеты и падения пассионарности. Для самосохранения народа требуется мощный источник ее энергии. Рождающий патриотизм, цементирующий общество.
Анти патриотизм составлял содержание информационной войны США и НАТО в Ираке и Югославии. С концепцией сете центрических войн в ее основе. Берущей начало в идеях Клаузевица о войне, как об акте насилия. Так и в утверждении великого китайского мыслителя Сунь-Цзы: "Те, кто побеждает в каждом сражении, не являются действительно искусными. Те, кто приводит армию противника в состояние беспомощности без сражения, являются самыми искусными". Где главная цель - обезоружить противника психологически и сломить его волю к сопротивлению.
Такая же цель у терроризма: духовно разрушить общество изнутри. Что показал теракт на Дубровке, во время патриотического мюзикла "Норд-Ост". В День знаний в Беслане. И в Московском метро.

Для служения Отечеству мало кодекса чести

Что же такое патриотизм? Как он связан с личностью человека и гражданина? Можно ли воспитать патриотизм у отдельного человека, социальной группы, класса, народа в целом? Как соотносятся с патриотизмом такие понятия как мужество, храбрость, бесстрашие, героизм?
    Что есть цель, задачи и средства воспитания патриотизма?
    Действительно, чтобы воспитать мужество, храбрость, бесстрашие достаточно создать для отдельного человека или небольшой группы комплекс экстремальных ситуаций, подавляющих чувство страха.
Такие комплексы создаются на развитой научно-методической базе для подготовки бойцов спецподразделений.
    Ветеранам войны известно привыкание к смерти, переходящее в презрение к ней. Когда до героизма, как говорится, рукой подать.

Только агитпроп рисует глупых, трусливых врагов. Быстрой победе над которыми помешала только некомпетентность высшего руководства.
    Такой подход оскорбителен для народа, победившего сильного, хорошо обученного и подготовленного профессионально врага, имевшего собственный кодекс чести, с мужеством и храбростью во главе угла.
Кодекс чести имели и герой Отечественной войны 1812 года Барклай-де-Толли и, ныне забытый, автор стратегического плана кампании Фуль.
Однако для Бородинского сражения и жертвы Москвы история выбрала Кутузова, возложив на него выполнение "божьей воли" ("Когда б на то не божья воля, не отдали Москвы").
Величие Кутузова состоит в том, что он смог вселить в народ России веру - главное условие победы над французской армией.
Разумеется, наша Победа в Великой Отечественной войне имела в своей основе высокий потенциал патриотизма. Однако она состояла не только из успешных операций. Были и крупные поражения. Неизбежные в борьбе с сильным врагом. Когда выстоять помог только "чистый патриотизм".
А просто храбрые, идейные, хорошо подготовленные в военном отношении люди ломались и становились даже предателями.
Для победы кодекса чести и профессионализма оказалось мало. Необходимо нечто более основательное, серьезное и глубинное. Это "нечто"- вера в правоту своего дела у защитников Отечества. О чем говорит ожесточенность гражданских войн, где патриоты противостоят друг другу.
Один из важнейших постулатов ислама - это мысль о том, что любовь к Родине является частью веры. Что объективно трансформируется в принцип патриотизма: - "Защита Родины является частью твоей веры". Как защита независимости и суверенитета страны в мирное и военное время.
Армия победившей много миллионной державы родила героев и как фильтр отсеяла кучку трусов и предателей. Выброшенных за борт историей.
Поэтому безнравственно переписывать историю по статистике, отбросов общества. Как это делают падкие на сенсации журналисты. (НВО N 43 2006)
Барахтаясь в пене и нечистотах на поверхности глубинного хода истории, такие Иваны, не помнящие родства, остаются равнодушными к исторической памяти народа, и ценностям прогресса человечества.
Спад пассионарности по окончании войн, рождающий это явление, обусловлен сменой "боевого синдрома" общественного сознания глубинным желанием избежать этой беды вновь. Разнузданная антивоенная и антипатриотическая пропаганда в этот период явилась причиной потери уважения к защитникам Отечества и упадка патриотических чувств.
Сопутствующих экономическому и духовному кризису общества.
Исторически сложилось так, что укрепление государственности России начиналось с восстановления военного образования и армии.
Примером служит военная реформа Д.А.Милютина после поражения в Крымской войне, важнейшим направлением которой было военно-патриотическое воспитание молодого поколения.
Милютинские военные гимназии, как и современные образовательные учреждения - нахимовское и суворовские училища, кадетские корпуса и классы, готовили опору государственности России - офицерский корпус.
Служивший подъему патриотизма в общественном сознании. И сохранивший армию и флот в тяжелейших условиях 90-х, не допустив распад страны.

Нельзя приказать быть патриотом

Патриотизм есть чувство любви к Родине. Поэтому он, по словам видного русского философа И.А.Ильина, как всякое чувство, уходит корнями в глубину человеческого бессознательного, генного инстинкта. Когда духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом сознания,
Любовь возникает сама, а если она не возникнет, то ее и не будет.
Чтобы пробудить любовь к Родине необходимо главное условие - не допустить насилия при плановом выращивании сознательных патриотов, в чем преуспел советский агитпроп. Не отмеченный знанием азов педагогики и психологии. Его представители и сегодня занимают ключевые позиции в молодежной политике России. Разрушая законодательство о патриотизме и образовании в Государственной Думе.
Развалившей, несмотря на отрицательное заключение Минобороны, Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России". И приравнявшей дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России, ко дню студенчества - веселья и юмора - дню Татьяны.
Прилагалась масса усилий с целью вычеркнуть из истории день победы над Японией (3 сентября 1945 год), заменив его не отмеченным славой - день окончания Второй мировой войны. В первых рядах здесь стоит депутат ГД А.К.Исаев, автор присно памятного 122 ФЗ, всероссийских новогодних каникул и удушающего образование закона об автономных учреждениях.
Патриотическое воспитание - это самый естественный путь, который должен пройти каждый человек, открывающий в себе талант патриотизма. Талант этот сродни любому другому дарованию, которое нуждается в поддержке и бережном отношении.
Нельзя приказать быть патриотом. Патриота нужно воспитать. Это долгий и трудный процесс, он проходит в семье и в других социальных институтах, где исторически формируется личность человека.
К.Д.Ушинский отмечал, что "если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях. В противном случае она превращается в простой набор практических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю".
Поэтому патриотизм формируется при передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, с учетом возраста личности, начиная с младенческого и детского, ее подготовкой к общественной жизни и производительному труду. При взаимодействии воспитателей ("питателей разума") и воспитуемых, самих воспитуемых между собой.
Основным инструментом "питания разума" служит принятый в педагогике и психологии деятельностный подход, рассматривающий организованную совместную деятельность в качестве необходимого условия становления и развития нравственности, патриотических чувств и сознания.
Нравственность и патриотизм - неразрывные понятия, ибо не может быть патриотом безнравственный человек. По определению нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у людей моральных качеств, норм и принципов поведения на базе ценностей высшего порядка.
Исходящих из формулы аксеологического ряда европейской культуры - "Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благодать, Слава". И определяющих культуру воспитательной деятельности.
Освобождение Гитлером профессиональных солдат-завоевателей от морали лишило их преимуществ над противником, сохранившим чувство патриотизма, и поставило исторический крест на фашистском государстве.
Казалось бы безобидная молодежная организация "Свободны все", не связанная канонами нравственности, может открыть двери экстремизму.
Как пророчески утверждал И.А.Ильин, в отсутствие нравственного воспитания любовь к Родине "становится злой и хищной страстью - презрительной гордыней, буйной и агрессивной ненавистью, когда переживается не творческий подъем, а временное ожесточение, воинственный шовинизм, тупое национальное самомнение, слепое пристрастие к бытовым пустякам и лицемерный "великодержавный" пафос".

Чудес не бывает

Не секрет, что патриотизм всегда воспитывался на примерах высокохудожественной литературы, поэзии, кино, музыки и театра. Благодаря способности культуры и искусства формировать высокую духовность путем создания положительных образов и моделей поведения
Препятствием для культурной "терапии" нравственных проблем служит тот факт, что большинство молодых людей не приучены читать книги и газеты, ходить в театры и музеи. По причине перманентных реформ образования они утратили фундамент культуры - литературу и словесность.
А также необходимую для творчества речемыслительную среду общения. Основанную на развивающем знании русского языка.
Языка - создающего и аккумулирующего новый понятийный аппарат.
В первую очередь для федерального законодательства. Например, если не раскрыть смысл слова "технология" и "инновация" никакие мольбы не помогут нано технологиям. Последнему прибежищу научного прогресса и шансу соскочить с "нефтяной иглы". Даже при масштабных льготах.
Ожидание чуда от замысловатого ново яза сродни анекдоту: человек каждый день ходит молиться в храм и просит Бога, чтобы тот помог ему выиграть в лотерею. В какой-то момент сверху раздается голос: "Мужик, ну ты бы хоть лотерейный билет купил...>>.
Законодательно-лингвистическая слабость породила нечувствительность государственного управления к технологическим факторам. Что явилось причиной утраты потребительских свойств наукоемкими товарами (самолеты, автомобили, электроника, сервис), техногенных и антропогенных аварий и катастроф. Не ставших предметом патриотической гордости.
Творчество - исключительное состояние не только художественной, научной или изобретательской деятельности инженера, врача или ученого.
Где патриотизм служит источником вдохновения - напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения. Ведущих к возникновению нового знания и реализации замыслов и идей творцов произведения.
Вдохновения требует любая область продуктивной деятельности.
Решающую роль в японском "экономическом чуде" 70 - 80-х годов сыграло формирование патриотических чувств и сознания в производственных, рабочих "кружках контроля качества" (ККК).
Впервые в мировой практике освоивших высокие технологии массового производства (хай-тек). Переняв для этого идею генерации вдохновения в условиях социалистическом соревновании в СССР, загубленного обязательностью, формализацией и бюрократизмом.

Ресурс патриотизма

Музыка, поэзия, театральное и художественное творчество в блокадном Ленинграде воскрешали дух и стойкость защитников города в тяжелейших условиях голода и холода, непрерывного огневого контакта с врагом.
Рост интереса к истории государства, гордость за его прошлое, верность героико-патриотическим традициям борьбы русского народа с иноземными захватчиками стали основой единства Ленинграда со всей многонациональной страной. Его рождали строки стихов Джамбула с обращением: "Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!".
В бессилии последнего штурма умирающего города противник был сломлен духовно и потерял главное качество воина, - веру в победу и наступательный порыв. По всем канонам военного искусства для наступления требовалась замена группировки, находящейся в обороне. На что Германия после поражения под Москвой была неспособна.
Примечательный факт, после войны немцы, остановившиеся в "Астории" сказали ленинградскому дирижеру К.И.Элиасбергу: "Когда мы слушали вашу музыку, понимали: город никогда не сдастся".
Возобновляемый ресурс патриотизма - традиции, которые работают на решение современных проблем. Прошлое - такое же хранилище полезных ископаемых, как недра. Не разведав их нельзя полагаться на прочность здания будущего, возведенного в настоящем.
В наследство стране досталось крайне слабое историческое образование.
Не ставшее инструментом разведки прошлого - реконструкции истории. Который смог бы позволить человеку ощутить себя участником какого-то процесса, имевшим начало до нас и продолжение после.
Потребность в этих ощущениях первыми осознали удаленные регионы России, чья инициатива послужила мощным фактором активизации разработки программы патриотического воспитания.
На что ушло 7 лет аппаратной борьбы с непримиримым противником патриотизма - министерством экономики и финансов. Сдавших свои позиции после агрессии США и НАТО в Югославии и второй Чеченской кампании 1999 года. Когда наступил поворотный пункт в общественном сознании, и подъем патриотизма стал свершившимся фактом.
Подобно напряжению, поданному на электромагнит, патриотизм сориентировал линии геополитической напряженности с Востока на Запад, в одночасье высветив дремавший последние годы духовный потенциал противодействия диктату со стороны стран Запада.
В этих условиях государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", принятая постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 122, явилась первым документом, имевшим цель консолидации общества и сохранение стабильности, единства и дружбы народов страны.
То, что многонациональность в эти годы не разрушила Россию, признак сохранившихся традиций интернационализма, высокой гражданской зрелости, мужества и терпимости коренных народов России. И в этом есть заслуга первой программы, ставшей знаменем идеи патриотизма.
Не так уж и стыдно признаться в ее авторстве.

Патриотизм настоящего в величии прошлого

На разломах истории становится очевидным, что патриотизм эпохи Дмитрия Донского, Александра Невского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова не имеет отличий от советского патриотизма и патриотизма белогвардейцев и белоэмигрантов. Отказавшиеся сотрудничать с гитлеровцами во время Великой Отечественной войны.
Патриотизма граждан бывшего СССР из ближнего и дальнего зарубежья, готовых поддержать Россию в трудный исторический период.
Исключительно точно по этому поводу высказался в своем политическом завещании известный русский либеральный демократ и ученый П.Б.Струве.     "России безразлично, веришь ли ты в социализм, в республику или общину, но ей важно, чтобы ты чтил величие ее прошлого и чаял и требовал величия для ее будущего".
К сожалению, сегодня политики рассматривают патриотизм не как самоцель, а в качестве бесплатного довеска к их программам.
Жизнеспособность идеологии суверенитета и демократии, на которую монопольно претендует партия власти, зависит от соответствия содержания идей и замыслов глубокому, присущему россиянам, природному чувству патриотизма. Порожденному верой в успех проектов с четко обозначенными результатами и долгосрочной перспективой.
Вспомним историю. Сила КПСС была в умении мобилизовать потенциал патриотизма на решение понятных задач ускоренной индустриализации, победы над врагом и послевоенного восстановления страны. Удар по ее могуществу был нанесен технологической революцией, вызов которой партийная элита (в отличие от КПК) попросту проспала. Как и сегодня в России, - в нефтяной колыбели.


Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник,
ветеран РВСН, E-mail Sergeevolegl @ rambler. ru
(статья подготовлена в 2006 г.)

Док. 669011
Опублик.: 20.01.14
Число обращений: 0

  • Сергеев Олег Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``