В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Артемьев: Законопроект о лицензировании управляющих компаний требует серьезной проработки. Назад
Валерий Артемьев: Законопроект о лицензировании управляющих компаний требует серьезной проработки.
В исполнительных и законодательных органах власти продолжается активное обсуждение реформы ЖКХ. Одна из ее целей - снятие социальной напряженности. По мнению министра строительства и ЖКХ России Михаила Меня, главное недовольство граждан связано с недобросовестностью управляющих компаний, высокой доли суммарного платежа за коммунальные услуги и изношенностью коммунальной инфраструктуры, которая приводит к повышению уровня аварийности.
В Государственную Думу РФ направлен законопроект, который должен регламентировать лицензирование управляющих компаний. Кроме того, руководители УК в течении 1,5 лет должны будут сдать квалификационные экзамены. С 1 сентября 2014 года обслуживающие организации, не получившие лицензию, не смогут управлять многоквартирными домами. Также, законопроект предусматривает введение серьезных штрафов (до 500 тыс.руб.) управляющим компаниям за неправильное начисление платы за коммунальные услуги.
Предполагается, что требования к управляющим организациям будут устанавливаться Правительством РФ и станут едиными для всех. Если государственная жилищная инспекция выявляет в многоквартирном доме 2 нарушения со стороны управляющей компании, и эти нарушения обслуживающая организация не устраняет, то дом отзывается из списка обслуживания данной организации. УК, набравшая за год более 15% таких нарушений, лишается лицензии. Лишить компанию лицензии можно будет только через суд, но для того, чтобы суды могли выносить объективные решения, необходимо внимательно сформулировать и прописать претензии, из-за которых управляющая организация этой лицензии лишается. Да и сама аттестация также вызывает много вопросов. В частности, на сегодняшний день нет специализированных курсов по подготовке руководителей УК. А если нет единых стандартов оценки, то как тогда их оценивать?
Чтобы вводить санкции против УК, нужно более четко регламентировать их работу. Так ожидается, что лицензию на продолжение своей работы должны будут получать не только управляющие компании, но товарищества собственников жилья. И, если уровень квалификации УК еще более менее профессиональный, то в ТСЖ кадры, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Кроме того, штрафы прописанные в законопроекте для многих ТСЖ просто непосильны, так как в их управлении часто находятся по 1-2 многоквартирных дома. Такие ТСЖ должны быть освобождены от обязательного лицензирования.
Еще одной мерой, направленной на наведение порядка в сфере ЖКХ, станет усиление контроля за управляющими организациями со стороны общественности. Так, будет создан единый открытый федеральный реестр, в который будет собираться, обрабатываться и храниться вся информация о лицензиатах и дисквалифицированных УК. Уже утверждены стандарты раскрытия информации управляющими компаниями и ТСЖ, а также разработаны стандарты раскрытия информации в сферах водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения. Собственники жилья и другие потребители услуг ЖКХ обязаны иметь доступ к информации формирования тарифов, а общественный контроль должен стать сдерживающим фактором их необоснованного роста.
По мнению властей и независимых экспертов общественный контроль за управляющими организациями должен быть более жестким. Это кстати, поможет рынку ЖКХ избавится от УК, дискредитирующих добросовестных поставщиков коммунальных услуг, которые заинтересованы в качественном обслуживании населения.
Еще один не маловажный вопрос: кто будет лицензировать управляющие компании? Если этим будут заниматься муниципалитеты, то не исключена вероятность появления коррупции. Ни для кого не секрет, что многие управляющие компании являются аффелированными структурами муниципальных властей или, так или иначе, подконтрольны им. Поэтому, при лицензировании УК на местах, у некоторых недобросовестных муниципальных чиновников может появиться соблазн избавится от неугодных конкурентов в лице независимых управляющих компаний.
Пока существует противоречие между законом, защищающим права потребителей, и законом о защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей. Не только производители, но и потребители должны нести симметричную ответственность. К сожалению, эти механизмы пока не достаточно отрегулированы. А пока это так,мы никогда не получим цивилизованного рынка и нормальных отношений в сфере ЖКХ.
В конце хотелось бы сказать, что введение такого закона затронет интересы миллионов граждан, поэтому его обсуждение должно осуществляться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях с привлечением широких слоев общественности.

Валерий Артемьев,
руководитель проекта "Жилой комплекса "Мечта",
председатель Дмитровского отделения МО
Общероссийской общественной организации
"Деловая Россия"

Док. 669793
Опублик.: 18.02.14
Число обращений: 0

  • Артемьев Валерий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``