В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Дилеммы внешней политики Украины, и реакция на эту политику внешних факторов Назад
Вячеслав Лапидус: Дилеммы внешней политики Украины, и реакция на эту политику внешних факторов
Смена украинских политических правящих элит, обострение отношений с Россией вследствие "крымского кризиса" актуализировали проблему определения внешнеполитических приоритетов Украины. Внимательный анализ последних заявлений и действий высокопоставленных украинских чиновников, показывает отказ от политики многовекторности, проводимой Администрацией В. Януковича и резкое усиление евро-атлантического внешнеполитического крена. Вместе с тем целый ряд обстоятельств, касающихся характера, масштабов, долгосрочности текущего внешнеполитического тренда, а также масштабов его поддержки в украинском обществе остаются неопределенными.
Одним из важных факторов, подвергающихся пересмотру новыми украинскими властями, являются параметры участия Украины в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве. Очевидно, что новая украинская политическая элита исключает возможность присоединения Украины к ТС и формирующемуся ЕАЭС, полноценного участия в которых избегали и прежние, гораздо более тесно ассоциированные с Россией украинские правящие круги во главе с Президентом В. Януковичем. Ревизии подвергаются и другие форматы интеграционного взаимодействия на территории бывшего СССР. 20 марта 2014 г. Украина уведомила Исполком СНГ, соответствующей нотой украинского МИД, о сложении полномочий страны-председателя Содружества. В заявлениях и.о. министра иностранных дел Украины А. Дещица подчеркивается тезис о возможности выхода Украины из СНГ по причине ее неэффективности и неспособности данной Организации служить инструментом решения конфликтов между государствами-участниками.
21 марта 2014 г. в Брюсселе руководством ЕС и премьер-министром Украины А. Яценюком была подписана политическая часть соглашения об ассоциации ЕС с Украиной. Данное событие, по мнению украинской стороны, "закрепляет цивилизационный выбор Украины в пользу европейских ценностей демократии, верховенства права, соблюдения прав и свобод человека". В заявлении МИД Украины особо подчеркивается, что подписание экономической части Соглашения, имеющего принципиальное значение для украинской экономики, включающего положение о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС откладывается до согласования всех необходимых деталей.
В рамках подобного подхода вышеуказанное соглашение имеет для Украины в большей степени ценностный и декларативный, чем практический характер, выступая как индикатор движения к сближению с ЕС в различных областях. Естественным ограничителем на пути к полноценной интеграции с ЕС для Украины выступает структура национальной экономики и тесная кооперация в системе хозяйственных связей между российской и украинской экономиками. Необходимо отметить, что полноценный допуск на украинский рынок европейских товаров создает долгосрочные угрозы для целых сегментов экономики Украины, в частности для машиностроения и аграрного сектора страны. Ситуацию может усугубить возможное закрытие российского рынка для украинской продукции с целью защиты отечественных товаропроизводителей от массированного наплыва европейских товаров на рынки стран-участниц ТС. Все это создает серьезные риски для украинской экономики, которые необходимо учитывать в ситуации подписания экономической части Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной.
Важно подчеркнуть, что правящая политическая элита Украины не представляет собой единого целого, а расколота на различные коалиции, имеющие различные представления о приоритетности и характере взаимоотношений с ключевыми внешнеполитическими акторами. В целом правящие круги Украины занимают отчетливо прозападную позицию, но ориентируются на различные силы в рамках западного сообщества: одни, в большей степени, - на ЕС и Германию, другие - на США и Великобританию. По отношению к России можно выделить, по крайней мере, две подобные фракции: "прагматики" и "ястребы", противоборство которых оказывает прямое влияние на формирование внешнеполитической повестки Украины.
Речь в частности идет о принятом 18 марта 2014 г. Секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины А. Парубий решении о введении визовового режима c Россией, а также о начале процедуры выхода Украины из СНГ. Законопроект о прекращении членства и участия Украины в органах СНГ, автором которого выступил бывший министр иностранных дел Украины Б. Тарасюк, был сразу же внесен в Верховную Раду Украины для ратификации. С другой стороны, переход на визовый формат взаимоотношений между Россией и Украиной было дезавуировано премьер-министром Украины А. Яценюком, подчеркнувшим нецелесообразность этого действия и значительный ущерб для национальных интересов Украины от введения данной меры. Наиболее жесткую антироссийскую позицию обозначил бывший министр обороны Украины А. Гриценко, обвинивший украинское руководство в предательстве национальных интересов, подчеркнувший необходимость силового возвращения Крыма в состав Украины, установления тотальной блокады России со стороны международного сообщества и оказания военной помощи Украине со стороны США и Великобритании.
Данная позиция, носящая по сути экстремистский характер, не получила поддержки как среди украинской политической элиты, так и со стороны международного сообщества. Президент США Б. Обама на саммите по ядерной безопасности в Гааге опроверг возможность оказания военной помощи Украине со стороны США, подчеркнув, что ситуация на Украине "не представляет первостепенной угрозы национальной безопасности США". Важно отметить, что в настоящий момент США готовы использовать против России санкционные и экономические, а не военные инструменты.
В целом можно констатировать, что текущая политическая ситуация на Украине, оказывающая прямое воздействие на выработку внешнеполитического курса определяется целым рядом проблемных факторов. Среди них: нестабильность существующей социально-политической системы управления, отсутствие стратегического видения в рамках украинской правящей элиты, борьба за влияние и лидерство на Украине между региональными и внерегиональными игроками, конфликт идентичностей между Востоком, Центром и Западом Украины, активизация деятельности экстремистских сил. Для России развитие ситуации на Украине представляет жизненно важный интерес, по сути "красную линию", за которую она не может отступить. В этой связи Россия сохраняет значительные возможности воздействия на выработку внешнеполитического курса Украины, при помощи использования различных механизмов и инструментов, при тесной координации своей политики и активизации сотрудничества с Китаем и с партнерами по СНГ.

Док. 670562
Опублик.: 26.03.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``