В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бизнес санкций не боится. Политические события на Украине лишь ускорят `экономическую перестройку` в России Назад
Бизнес санкций не боится. Политические события на Украине лишь ускорят `экономическую перестройку` в России
В Госдуме будет создана парламентская группа по защите интересов российского бизнеса, пострадавшего от смены власти на Украине. В нее войдут представители различных комитетов, деятельность которых связана с экономикой, финансами, международной политикой и правом.

"Предлагается сопровождение, анализ и, если нужно, даже подача исков от парламента России и парламентских структур, связанных с защитой физических и юридических лиц, прежде всего в сфере бизнеса", - рассказал "Известиям" член комитета Госдумы по делам СНГ Василий Лихачев. По его словам, в связи с ситуацией на Украине на ближайшие годы это будет одним из главных трендов парламентской дипломатии России.

Поводом для создания этой группы послужили последние события на Украине, связанные с захватами и блокадой работы российских предприятий, включая захват "Правым сектором" в Чернигове 43 "КамАЗов", купленных Казахстаном. Правда, потом машины вернули, но актуальность темы от этого не снизилась. Потому что, как заявил Лихачев, "речь идет о десятках миллионов долларов и евро".

Предложение о создании группы уже поддержано спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, который неоднократно говорил о нарушении интересов российского бизнеса на Украине. "Мы обсудили вопрос о необходимости выстроить систему защиты интересов России в связи с тем, что наша страна сегодня является крупнейшим кредитором экономики Украины, в которую российские банки вложили уже под 1 трлн. рублей", - сообщил глава комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов, добавив, что только субсидирование цены на газ обошлось России в 16 млрд. долларов.

По данным украинской службы статистики, за пять месяцев прошедшего года, когда ситуация в стране была еще стабильной, Украина ввезла товаров в Россию на 6,4 млрд. долларов. Среди них на первом месте идут черные металлы, которых Россия импортировала почти на 1 млрд. долларов, более чем на 800 млн. мы закупили у Украины локомотивов, реакторов, котлов и т.д., еще на 500 млн. долларов затоварились электромашинами. Далее в топе украинских товаров идет неорганическая химия - на 600 и 700 млн. долларов соответственно, бумага, картон и пластмассы - на 400-500 млн.

Со своей стороны, Россия поставила на Украину товаров на 8,4 млрд. долларов. Главный российский товар, пересекающий украинскую границу - нефть. "Черного золота" и ее продуктов за полгода мы поставили на 5 млрд. долларов с лишним - это две трети всего объема российского импорта на Украину.
"Мир так устроен, что главная проблема в международных торговых отношениях не в том, чтобы купить на глобальном рынке какой-нибудь товар, а в том, чтобы продать свой, - говорит президент промышленного союза "Новое содружество", сопредседатель Московского экономического форума Константин Бабкин. - Поэтому, если украинцы откажутся поставлять нам котлы или машины, то мы всегда сможем найти им замену - это не представляет никаких трудностей. Были бы деньги, а деньги у нас есть. К тому же, это будет еще и стимулировать производство собственной аналогичной продукции в России. Вот у Украины возникнут большие проблемы - это больно ударит по ее производителям, которые будут вынуждены останавливать производство и увольнять работников. А наша нефть и нефтепродукты - большая часть экспорта в Украину - всегда найдет покупателя в мире".

К тому же это может стимулировать российское правительство заняться новой индустриализацией экономики не на словах, а на деле. По мнению экспертов, вопрос о проведении "новой индустриализации", о которой говорится уже не первый год, в связи с событиями на Украине встанет на первое место среди неотложных задач правительства. Причем, даже независимо от того, "заморозят" ли наши активы на Украине и на Западе. Ведь давно очевидно, что Россия должна производить не только сырье, и последние политические события лишь ускорят "экономическую перестройку" в стране.

К примеру, обострение отношений Москвы и Киева уже заставило российские оборонные предприятия спешно разрабатывать стратегию замещения украинских комплектующих. Речь идет в первую очередь о двигателях для авиа - и судостроения, без которых могут сорваться крупные военные заказы. По словам источников "Коммерсанта", производители боятся, что Украина может ограничить поставки этой продукции.

Пока в Киеве это отрицают, что, в принципе, понятно - в долгосрочной перспективе от этого гораздо сильнее пострадают украинские предприятия. А вот Россия чувствует себя вполне уверенно, и уже ограничила поставки Украине локомотивов и грузовиков.

На прошлой неделе курирующий ВПК вице-премьер Дмитрий Рогозин провел совещание с главами крупнейших российских промышленных корпораций для "преодоления возможных санкций Запада" против России из-за событий на Украине, о чем он написал в своем Twitter. По итогам совещания Рогозин сообщил, что возможные санкции "заставят отечественную промышленность работать лучше, а бумеранг санкций ударит по западным партнерам". В частности, на совещании было решено "строить и покупать свои гражданские самолеты".
Впрочем, как говорят эксперты, понимание рисков и решение сокращать зависимость российской "оборонки" от Украины появилось еще после войны в Южной Осетии в 2008 году, но с тех пор почти ничего не изменилось. Сейчас Россия пытается вести переговоры с украинским госконцерном "Укроборонпром", чтобы не допустить срыва контрактов, но ясности пока нет. Отвечая на вопрос "Коммерсанта" о возможном принятии закона о запрете экспорта в Россию, украинский министр Остап Семерак заверил, что никаких документов по этому поводу в правительстве нет. Депутат Верховной рады Украины от партии "Батькивщина" Сергей Соболев добавил, что и там нет такого законопроекта. Но, судя по последним событиям, его могут внести в любой момент.
Между тем, как считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, например, выпуск двигателей, альтернативных украинским, можно организовать на петербургском "Климове". К тому же некоторые украинские двигатели все равно уже устарели и им нужно искать замену. "Прекращение сотрудничества, безусловно, приведет к проблемам для России в перспективе десяти-пятнадцати месяцев, но их можно будет купировать, а вот украинский ВПК это убьет окончательно", - полагает эксперт.

Правда, для России введение санкций также чревато потерей многолетнего рынка сбыта. К примеру, одно только предприятие "Авиационное оборудование" поставляет комплектующие для украинских производителей авиадвигателей на 500 млн. рублей в год. Концерн "Радиоэлектронные технологии", входящий в "Ростех", поставляет на Украину модули и реле давления РДИИ, платы усиления, кабельно-проводниковую продукцию, комплексные системы электронной индикации и сигнализации на сотни миллионов. В общем, без потерь российской экономике, конечно, не обойтись.

Однако, как считает Константин Бабкин, мы с этим справимся. "Наша страна обладает огромным потенциалом для развития несырьевого высокотехнологичного производства, - напоминает эксперт. - Россия богата ресурсами, имеет трудолюбивое и образованное население, имеет большой рынок и соседей, которые готовы покупать российские товары. Единственное, чего нам не хватает - это экономической политики правительства, направленной на развитие и созидание новых производств. Кроме того, в случае успешного проведения индустриализации, значение Таможенного и Евразийского союзов значительно повысится, продукция стран-членов сможет конкурировать с импортом из дальнего зарубежья на пространстве СНГ".

Кстати, по его мнению, после всех этих политических событий на Украине, экономическая интеграция наших предприятий только усилится, потому что "правящая в Киеве хунта временна, а межотраслевые промышленные связи стран имеют долгую историю".

 

www.novopol.ru/index.html



Док. 670719
Опублик.: 01.04.14
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``