В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бирюков: Украина. Через федерализацию к единому государству. Назад
Евгений Бирюков: Украина. Через федерализацию к единому государству.
Итак, переговоры Лаврова и Керри явили всему миру схожее видение руководствами России и США путей выхода из правительственного кризиса на Украине. В результате встречи в Париже стороны единодушно пришли к мнению, что только федерализация способна закрепить государственность Украины. Это достаточно яркое событие. Дело в том, что о федерализации Украины как единственном способе обеспечить реальную защиту прав и интересов русскоязычного населения юго-востока Россия говорила достаточно давно. И не секрет, что официальные киевские власти всячески противились этому. Равно как и приданию русскому языку статуса второго государственного. Украинские власти давно видят в русском языке и в русской идентичности Харьковской или Одесской областей угрозу украинской государственности. Еще В.А. Ющенко заявлял, что Россия кончается там, где кончается русский язык. И не секрет, что как только произойдет федерализация Украины, в юго-восточных областях русский язык получит статус государственного. И не вызывает удивления первое решение Верховной Рады после захвата власти, отменяющее официальный статус русского языка на Украине. Ведь именно на противопоставлении России строится государственность сегодняшней Украины, на противопоставлении Одессы и Львова, Харькова и Ровно, Луганска и Ивано-Франковска. И вот мы увидели, что только на этих духовных скрепах существовать Украина не способна, что констатировали главы внешнеполитических ведомств России и США.
    А что же дальше? Почему федерализация выгодна в сегодняшних исторических реалиях не только для России, но и для США? Что касается России, то здесь все достаточно ясно. России необходим юго-восток именно потому, что проживающее здесь население ментально и исторически связано с Россией. Жители юго-востока имеют одинаковый с россиянами взгляд на историю, одинаковое понимание враждебности стран западной Европы по отношению к России, одинаковое недовольство наличием границы между Украиной и Россией и одинаковое стремление жить вместе, в тесной кооперации, пусть даже и не в едином государстве. Кроме всего прочего, на юго-востоке располагаются промышленные предприятия, осуществляющие выпуск высокотехнологичной продукции, основные потребители которой находятся в России. Россия, конечно, сможет обойтись, например, без двигателей "Мотор Сич", но ведь в этом случае пришлось бы тратить время и деньги на развертывание аналогичного производства на территории России, а этого очень не хотелось бы. И покупая продукцию на этих предприятиях, мы в первую очередь поддерживаем тех людей, для которых Россия не соседнее государство, а вместе с Украиной часть Родины.
    Но какой интерес у США в федерализации Украины? Очевидно, что руководство США осознало, что унитарную Украину очень сложно затянуть в евро-атлантические структуры. Украина очень неоднородна. Количество граждан Украины, имеющих диаметрально противоположные взгляды на будущее развитие своей страны, примерно одинаково. Поэтому рассчитывать на одобрение вступления Украины в НАТО большинством населения, как это было в случае с Польшей или странами Прибалтики, не приходится. Все многочисленные гранты на формирование благоприятного образа Североатлантического союза на территории Украины каких-либо ощутимых результатов не дали. Американские корабли не стали встречать хлебом-солью в Одессе или Крыму. Но ведь в той же Львовской области с вожделением смотрят на запад и американских военных, почитают их едва ли не богами. И очевидно, что в случае федерализации Украины США и страны ЕС свой основной упор сделают именно на население западных областей Украины. В их лице они получат верных союзников в противостоянии с Россией, среди них найдут солдат, готовых воевать за американские интересы по всему земному шару. Но только юго-восток будет мешать агрессивной политике США в отношении России, проводимой руками западноукраинских политиков. Совершенно очевидно, что в первую очередь американцам не нужна единая Украина. Именно единая Украина мешает США расположить свои базы еще в одной точке вблизи границ России. И именно США первыми признают независимость Западно-Украинской республики, объявившей о своей независимости, особенно в случае прихода к власти в Киеве президента, ориентированного на более тесные отношения с Россией. Единственное, что останавливает США в настоящее время,- это международное законодательство. Но мы с вами помним, как "трепетно" к нему относились в Белом доме при отрыве Косово от Сербии. В отличие от США для России важна именно единая и сильная Украина. Слишком многое объединяет жителей России и Украины, чтобы можно было предположить, что россияне желают ослабления или разрушения Украины. Аристотель говорил, что только семейные узы жителей двух полисов, имеющих общую стену, способны объединить эти полисы в один. У нас же практически каждая семья разделена границей между Россией и Украиной. Таким образом, сама мысль о желании гибели Украины со стороны России не просто абсурдна, но и весьма опасна.
    Вот тут начинается самое интересное. Не надо думать, что Россия будет безучастно наблюдать за действиями США на Украине и смотреть, каким образом американцы станут использовать идею федерализацию для того, чтобы закрепиться поближе к границам России. В этом случае Кремль вынужден оказывать всестороннюю поддержку юго-востоку Украины. Но самое забавное, что при этом жизнь населения как запада, так и юго-востока значительно улучшится.
Вполне возможно, что страны запада постараются вдохнуть жизнь в депрессивные регионы. Попытаются развить производство. Скорее всего, это будет сельское хозяйство и легкая промышленность, связанная с обработкой и переработкой шерсти. Возможно и развитие компактного высокотехнологичного производства. Ведь не случайно еще в советское время во Львове производили лазеры. Не стоит забывать и про туризм. Западная Украина обладает значительным туристическим потенциалом. Это не только древний Львов, но и целебные источники на Карпатах, и девственная природа, слабо тронутая хозяйственной деятельностью человека, и расположение в самом центре Европы, рядом с Чехией и Польшей.
В свою очередь Россия сможет полностью потреблять продукцию, производимую предприятиями юго-востока Украины, сможет произвести модернизацию предприятий и восстановить некоторые технологические связи, разрушенные при развале Советского Союза. Очевидно, будут брошены силы на поднятие уровня жизни населения до среднероссийского, а потом и выше. Жители юго-востока будут реинтегрированы в общероссийскую культурно-историческую среду, произойдет унификация образования.
     Безусловно, мы в итоге получим некоторую гонку: ЕС и США, с одной стороны, постараются "облагодетельствовать" запад Украины , в сою очередь, Россия будет стимулировать юго-восток Украины. Такая политика способна привести только к расколу Украины. И судя по всему, раскол произойдет по германскому образцу. Запад получит ФРГ в виде западной Украины, а Россия - ГДР в лице юго-восточной Украины. Как и в случае с Германией, юридически оформленный раскол произойдет спустя некоторое время после федерализации Украины (разделение Германии на зоны оккупации тоже можно назвать федерализацией). Эти части некогда единой страны станут развиваться в разных политико-экономических реальностях. Россия будет изо всех сил пытаться продемонстрировать населению запада все преимущества интеграции в рамках евразийского пространства, а США и ЕС - преимущества западного пути развития. Но сейчас не середина 20 века. Сейчас отсутствует жесткое противостояние двух идеологий, а экономики государств взаимосвязаны, невзирая на идеологии. Эти части некогда единой Украины станут жить каждая по-своему и мечтать о скором воссоединении. По аналогии с Германией, будут совместно выступать на Олимпийских играх или чемпионатах мира и наблюдать друг за другом.
    Конечный результат такого развития событий только один: Украина воссоединится. Другой вопрос, в каком формате? В формате вхождения ГДР в состав ФРГ? Или наоборот? Россия получила второй исторический шанс. Если объединение Германии в 20 веке и можно представить как победу одной противоборствующей идеологии над другой, то в данном случае победу той или иной стороны следует рассматривать исключительно в фокусе противостояния двух экономических моделей. Поэтому в случае федерализации Украины в задачу Кремля входит не просто организация сбыта продукции, произведенной на предприятиях юго-востока, но и значительные вложения в модернизацию производства, изношенную инфраструктуру, образование, нормализация социальной среды. Не думаю, что потребуется много денег. Если принять во внимание, что на юго-востоке проживает около 20 миллионов человек, то есть как удвоенное население Республики Беларусь, то суммарный объем ежегодных инвестиций не превысит 15 миллиардов долларов в год, что составляет менее процента от ВВП России. Эти деньги Кремль уже был готов выделить Киеву для предотвращения дефолта. На наше счастье, ЕС и США не столь щедры. Маловероятно, что они будут вкладывать даже 5 миллиардов долларов ежегодно в экономику западной Украины, если учесть существенные проблемы ЕС в Италии, Испании, Греции, Исландии. Достаточно вспомнить, как долго и безуспешно Греция ждала существенной помощи со стороны ЕС. А ведь греки больше европейцы, чем украинцы. Но тогда западно-украинские области станут еще более депрессивными и бедными. Ведь бюджеты этих областей до 70% являются дотационными. При федерализации Украины можно будет забыть про деньги, зарабатываемые на юго-востоке. Вполне возможно, что пару лет голодания вынудят жителей западных областей удостовериться в безальтернативности вхождения Украины в Таможенный союз и формирование евразийского экономического пространства как единственно правильного.

Док. 670753
Опублик.: 02.04.14
Число обращений: 0

  • Бирюков Евгений Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``