В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Токарев: Тактика России в отношении Молдавии и Приднестровья Назад
Алексей Токарев: Тактика России в отношении Молдавии и Приднестровья
Политика России в регионе, по мнению многих местных экспертов , заключается в том, чтобы пригласить Республику Молдова (РМ) присоединиться к пророссийским экономическим организациям и настойчиво способствовать вступлению в них Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), несмотря на ее двусмысленный формальный статус. При этом для "убеждения" Кишинева используется широкий арсенал средств. В частности, звучат предупреждения о возможном повышении цен на газ (РМ платит за тысячу кубометров 380 долл., а соседняя Украина - 415 долл.), намеки на формализацию отношений РМ и ПМР в газовой сфере (Кишинев не признает за РМ газовый долг ПМР, формально находящейся в составе РМ), на возможное закрытие границ для молдавских гастарбайтеров (по данным за 2011 г., треть молдавского ВВП составляли поступления от работающих в России). Этим же целям служит запрет на экспорт молдавских вин в Россию (на данное направление приходится 35% от общего винно-коньячного экспорта РМ).

Несмотря на ориентацию молдавской экономики на Россию (по состоянию на 2013 г., экспорт составлял 31,5%, импорт - 20,2%,), жесткие заявления относительно общеевропейской цены на углеводороды и претворение в жизнь этих заявлений вряд ли будут способствовать вовлечению Кишинева в сферу российского влияния. В краткосрочной перспективе ужесточение ценовой политики вызовет не только повышение уровня договороспособности молдавских элит, но и негативную реакцию у населения. В долгосрочной перспективе это может привести к "утрате" России в качестве цивилизационного ориентира. Кроме того, высокая зависимость молдавской экономики от российского экспорта приведет к изменению политики элит, стремящихся диверсифицировать источники прибыли, в том числе для повышения степени суверенности РМ.

В качестве одного из возможных вариантов Россия будет вынуждена признать безуспешность усилий по сохранению РМ в пространстве собственных геоэкономических и геополитических интересов, "дать добро" на ее интеграцию в ЕС и НАТО. При этом придется продолжать гуманитарные усилия по сохранению русскоязычного населения Молдавии в пространстве русского мира. В этом варианте в экономическом смысле РМ останется один на один с европейскими рынками, а в политическом - окончательно потеряет ПМР. Активизация усилий по вступлению в НАТО будет автоматически способствовать более тесному сближению ПМР с Россией и более сильному отторжению приднестровцами государственной модели РМ. Соответственно, в этом случае расширяются возможности по изменению формального статуса ПМР и использованию ее территории для российских военных структур (по аналогии с Абхазией, где размещена 7-я военная база России).
Альтернативный вариант - прекратить использовать запретительные меры и попытаться сохранить и усилить привлекательность России и ее интеграционных образований для Молдавии.

Комплекс малой нации и пророссийская ориентация

Одним из отличий ПМР от РМ является тип идентичности. В РМ она этническая, причем раздвоенная: либо "мы - молдаване", либо "мы - румыны". Приднестровское государство, часто называемое местными жителями "маленькой Швейцарией", основывает свою идентичность на общей принадлежности к единому гражданству вне зависимости от этно-национального происхождения русских, украинцев или молдаван: "мы - приднестровцы".

Комплекс малой нации проявляется в соотнесении своего государства, общества и себя лично с государством-патроном - Россией. Так, при обсуждении вопроса о восстановлении в Тирасполе гражданского аэропорта один из экспертов вспомнил, как президент Армении Саргсян обещал первым сесть в самолет, узнав, что Азербайджан будет сбивать вылетающие из НКР воздушные суда. В качестве одного из действенных способов открыть аэропорт эксперт риторически предложил "кому-нибудь из российского руководства сесть в самолет Москва-Тирасполь".

Для приднестровского общества характерен низкий уровень восприятия суверенности собственного государства. Большинство граждан считают, хотя и не заявляют об этом публично, что проблемы региона должна решать Россия. В ответ на любую критику этого тезиса, как правило, приводятся данные референдума 2006 г., на котором 97% граждан высказались за независимость от Молдавии и последующее добровольное вхождение в состав России.

Тема "признания" ПМР в общественном дискурсе

Наиболее актуальным вопросом в международных отношениях и внешней политике для приднестровцев является вопрос о признании ПМР. Их задевает то, что Россия признала Абхазию и Южную Осетию. ПМР они считают более совершенным государством, что во многом справедливо. При этом в общественном дискурсе нет понимания того, что поводом к признанию Абхазии и Южной Осетии послужили военные действия Грузии. Именно это заставило Россию выступить не просто государством-патроном для реализующих сецессию, а перейти к непосредственной вооруженной защите своих граждан. Напротив, мотив "лишь бы не было войны" вербализирован в обществе в высокой степени. Конфликт 1992 г. памятен, поскольку живы многие его участники. Подавляющее большинство населения воспринимает смешанные миротворческие силы исключительно как российские и ратует за сохранение миротворцев в ПМР, рассматривая их в качестве одной из немногих зримых гарантий сохранения спокойствия в республике.

Ни в приднестровском обществе, ни в экспертных кругах нет ответа на вопрос, почему Россия не признает ПМР. После признания суверенитета Южной Осетии и Абхазии приднестровцы считают подобные шаги в отношении Приднестровья едва ли не обязанностью российского руководства. Речь идет о различных форматах: от полного признания с размещением дипломатической миссии до включения ПМР в качестве ассоциированного члена в надгосударственные образования, ориентирующиеся на Россию (например, в Таможенный союз). В данном случае понятия "евразийская интеграция" и "признание Россией" отождествляются. Второе рассматривается в качестве следствия первого.

Использование угрозы западного влияния

В отношении Молдавии России, на наш взгляд, следует больше акцентировать внимание местного населения на самобытность молдаван. Тренд расширения румынского государства (нет молдаван, молдавского языка, молдавской истории - есть аналогичные концепты, но румынские) вызывает раздражение у пророссийски настроенной части общества. России нужно поддерживать граждан, не желающих ассимилироваться с Румынией (прежде всего, гуманитарными проектами по линии Россотрудничества). Кроме того, целесообразно вовлекать действующие в регионе пророссийские молодежные организации в политический процесс РМ.

Тренд западно-ориентированной элиты на уменьшение значения русского языка в обществе вызывает протест у русскоговорящего населения РМ и у приднестровцев. Риторика членов правящего Альянса за европейскую интеграцию объективно ведет к объединению русскоязычного населения РМ и населения ПМР. Поэтому необходимо подробно освещать их инициативы, направленные на укрепление молдавско-румынской идентичности через редукцию значения других идентичностей, прежде всего русской. Кроме того, на объединение российско-ориентированных молдаван в РМ и жителей ПМР работает вербализированный в общественном дискурсе сценарий "Молдова - член НАТО".
Дополнительное разъяснение последствий возможного вступления РМ в Североатлантический альянс будет способствовать усилению внутренней интеграции.

Схожий результат будет иметь освещение инициативы молдавских властей о введении миграционных постов вдоль границы с ПМР. Иностранные граждане, пересекшие де-юре молдавско-украинскую границу (де-факто - границу Украины и ПМР), обязаны зарегистрироваться на этих постах в течение трех суток, иначе к ним будут применены административные меры.

"Мягкая сила" России

По мнению приднестровских экспертов, России следует теснее работать с молодым молдавским поколением. Речь идет об использовании "мягкой силы", формирующей привлекательный образ государства и общества. Гранты на обучение в российских вузах, международные олимпиады для школьников и студентов, двойные магистерские программы с местными вузами и т.п. - все эти технологии, которые Россия использует в отношении других государств, должны быть перенесены и на РМ. Этот шаг будет способствовать формированию поколения, более лояльного Москве.

Ни для кого не секрет, что Запад взращивает своих экспертов. Начиная со студенческой скамьи, посредством различных организаций ЕС формирует пул лояльных экспертов, которые выигрывают на фоне приднестровских, прежде всего в масс-медиа. Приднестровские спикеры уступают не только качественно, но и количественно. Можно привести немало примеров, когда против десятка молдавских, ориентированных на ЕС и Румынию экспертов выступал лишь один приднестровский (пророссийский). Поэтому необходимо наладить в регионе каналы формирования лояльных России экспертов и лидеров общественного мнения.

Хотя большинство граждан ПМР имеют активную пророссийскую ориентацию, целесообразно использовать не только политические, но и PR-технологии, способствующие поддержанию этой ориентации. По аналогии с Днем Европы, который прошел в Приднестровье летом 2013 г., можно было бы проводить в ПМР дни России и другие мероприятия по связям с общественностью. Стоит отметить, что Россотрудничество обладает богатым опытом организации подобных мероприятий на постсоветском пространстве и в африканских странах.

Еще одно возможное направление работы российских специалистов - заказ социологических исследований с использованием формирующих опросов. По наблюдениям приднестровских социологов, активность европейцев на этом направлении существенно возросла.

Визиты российских политиков

В последнее время внимание общества и экспертов было приковано к визитам российских политиков, в частности, патриарха Кирилла и вице-премьера Дмитрия Рогозина. Присутствие на этой земле - впервые за постсоветскую историю - столь высоких персон означало для местного населения жест внимания со стороны Москвы и, как следствие, сохранение надежды на то, что "Россия нас не оставит". С именем Д. Рогозина связывают и решение вопроса об ассоциированном членстве ПМР в пророссийских международных организациях. Повышение международного статуса Приднестровья интересует общество, поскольку укрепляет уверенность граждан в том, что они дождутся признания ПМР Россией.

Учитывая неуклонное усиление влияния румын на православное духовенство в РМ, РПЦ стоило бы более внимательно отнестись к материальному и кадровому состоянию Тираспольско-Дубоссарской епархии. Это особенно актуально в контексте разгорающегося в РПЦ скандала вокруг сексуальной ориентации ряда архиереев. По мнению экспертов, РМ работает над созданием в регионе конфессионального конфликта между Румынской православной церковью, Кишиневской митрополией РПЦ и ее же Тираспольско-Дубоссарской епархией. В отличие от светских властей, структура РПЦ, окормляющая территорию ПМР, подчиняется Кишиневу. Но, как заявил бывший приднестровский архиепископ Юстиниан, ровно настолько, насколько Кишиневская митрополия подчиняется Московскому патриархату.

Визит патриарха в Приднестровье в сентябре 2013 г. расценивается не только как политический шаг, укрепляющий надежды приднестровцев на сохранение связей с Россией (фигура патриарха, безусловно, рассматривается как политическая), но и как косвенная поддержка, оказываемая президенту Шевчуку. Информационный фон визита, помимо тезисов о его пастырском характере, содержал идеи относительно повышения статуса епархии до митрополии в ПМР. Это вызывает крайнее раздражение Кишинева, так как формальное уравнивание религиозной территории ПМР с молдавской будет означать ее вывод из церковно-административного подчинения Кишиневу и переход под прямое управление Москвы, что будет способствовать сецессии.

* * *

Ключевой вопрос тактической линии России в ПМР - открытие российского консульства. Одним из основных моментов общения Д. Рогозина со студентами Приднестровского государственного университета стала идея об охране консульства в случае его открытия силами миротворческого контингента (формальный повод для отказа властей в открытии консульства в Тирасполе - невозможность обеспечить его охрану). Логика российского вице-премьера такова: "Если ПМР - территория РМ, то тут нужно открывать консульство, поскольку здесь проживает значительное число граждан России. В противном случае нужно открывать посольство". Открытие консульства в Тирасполе способствовало бы упрочению влияния России в регионе, переносу центра решения формальных проблем граждан ПМР из Кишинева в Тирасполь и, как следствие, снижению зависимости ПМР от РМ.
Представляется полезным рассмотреть возможность введения упрощенной процедуры получения приднестровцами российского гражданства. Пока молдавское гражданство им получить гораздо легче, чем российское.

Целесообразно шире распространить на Приднестровье образовательные и просветительские программы по линии Россотрудничества. Россия упустила годовщину Ясского мирного договора в качестве информационного повода, хотя некоторые эксперты ПМР предлагали широко отметить эту дату. В вопросах использования "мягкой силы" и PR-технологий мы, к сожалению, пока проигрываем западным партнерам, которые активно наращивают свое присутствие в регионе.
Несмотря на "плотную" работу с регионом со стороны европейских НКО и правительственных акторов других государств (прежде всего, Украины и РМ), Европейский союз, НАТО и Запад в целом по-прежнему воспринимаются приднестровцами весьма негативно. Ориентирами для них на ближайшие годы останутся Восток, Россия, Таможенный и Евразийский союз.

А.А. Токарев,
к.п.н., научный сотрудник
Центра глобальных проблем ИМИ

Док. 671579
Опублик.: 05.05.14
Число обращений: 0

  • Токарев Алексей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``