В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Итоги референдумов на юго-востоке Украины в призме российских интересов Назад
Вячеслав Лапидус: Итоги референдумов на юго-востоке Украины в призме российских интересов
11 мая 2014 г. в Донецкой и Луганской областях Украины прошли референдумы, согласно официально объявленным итогам, которых подавляющее большинство населения высказалось за самостоятельность "Донецкой" и "Луганской" народных республик. Число жителей Луганской области, поддержавших "Акт о государственной самостоятельности" составило 96,2% от принявшего участие в голосовании населения (явка 81%), в Донецкой области аналогичное решение было поддержано 89,7% населения (явка 74,87%). По итогам голосования было объявлено о независимости вышеуказанных "народных республик", начаты переговоры по поводу их объединения.
Итоги референдума вызвали ожидаемое расхождение оценок между Россией и странами Запада. В частности в совместном заявлении министров иностранных дел ЕС было отмечено "незаконность и нелегальность" вышеуказанного референдума, итоги которого ЕС "не признает", и не намерен признавать в будущем. Схожая позиция была высказана действующим председателем ОБСЕ Д. Бурхальтером, верховным представителем ЕС по иностранным делам К. Эштон, другими представителями западной политической элиты, основным лейтмотивом заявлений которых стал тезис о "нелегитимности" прошедшего волеизъявления юго-востока Украины. Необходимо отметить полную синхронность заявлений и единство внешнеполитических позиций Запада и украинского руководства, акцентирующего внимание на "юридической ничтожности" данного мероприятия.
Важно уточнить, некоторые терминологические параметры, прошедшего голосования, который не вполне корректно обозначается как "победа сторонников федерализации". На референдум выносился вопрос о "государственной самостоятельности", фактически означающую независимость вышеуказанных регионов, что обозначает принципиально иную модель государственного устройства, чем в рамках "концепции федерализации", представляющей перераспределение полномочий между центром и регионами, децентрализацию в рамках единого государства. Иными словами, "суверенизация", не предусматривающая сохранение территориальной целостности Украины, выступает альтернативной, конкурирующей и более радикальной концептуальной идеей, чем "федерализация".
Данное обстоятельство вызвало неоднозначные комментарии представителей федералистского сегмента украинской политической элиты, некоторые из которых попытались дать свою интерпретацию итогов проведенного референдума. Так, по словам одного из лидеров "Партии регионов", кандидата на пост Президента Украины М. Добкина, итоги голосования на юго-востоке Украины являются примером протестного голосования, свидетельством недоверия к центральной власти в контексте проведения масштабной военной операции на юго-востоке Украины. В этой ситуации для сохранения целостности страны, необходимо "прекращение проведения антитеррористической операции", общенациональный диалог, "децентрализация власти в регионах", - подчеркнул М. Добкин. Подобная мысль высказывалась и в заявлениях лидера КПУ П. Симоненко, выступившим и за конституционное закрепление принципа "федерализации Украины".
Более радикальная позиция в этом вопросе была сформулирована другим кандидатом на пост Президента Украины, лидером движения "Юго-восток" О. Царевым, напрямую поддержавшим прошедшие референдумы, выступившим инициатором принятия резолюции "по защите суверенитета и организации государственного управления" "Донецкой" и "Луганской" народных республик.
При этом ни один из представителей федералистского движения Украины не поддержал инициативу Донецкой народной республики о вхождении ее в состав России.
Необходимо подчеркнуть, что официальная российская позиция в контексте восточно-украинского референдума была достаточно сдержанной. В официальном комментарии МИД РФ подчеркивается необходимость реализации итогов народного волеизъявления "в рамках диалога между Киевом, Донецком и Луганском", путем "незамедлительного налаживания широкой дискуссии относительно ее будущего государственного устройства с участием всех политических сил и регионов страны". Позиция Президента России В. Путина была обозначена косвенным образом, в телефонном разговоре с председателем ОБСЕ Д. Буркхальтером, в котором отмечается "важность активизации усилий по линии ОБСЕ, направленных на урегулирование кризисной ситуации", путём налаживания "прямого диалога между властями в Киеве и представителями юго-восточных регионов Украины".
Можно констатировать, что в настоящий момент Россия делает акцент на дипломатическом урегулировании украинского кризиса, а российская позиция в значительной степени определяется "федералистской повесткой". Россия в текущей ситуации встает перед серьезной внешнеполитической дилеммой: признания/непризнания новых государственных образований на юго-востоке Украины. Варианты действий тут могут быть различными. Необходимо отметить, что Россия пока занимает выжидательную позицию, находится в состоянии определения внешнеполитического курса в этом вопросе, реализуя вариант "непризнания", при благожелательном отношении к итогам голосования. С этой точки зрения, результаты прошедшего референдума имеют в большей степени инструментально-прикладное, а не формально-юридическое значение: они служит фактором, усиливающим российские переговорные позиции, выступают дополнительным элементом давления на украинское политическое руководство с точки зрения реализации "федералистской программы". Но данная ситуация может измениться. В случае признания независимости, можно выделить, по крайней мере, три сценария действий, имеющих прецеденты на постсоветском пространстве. Среди них: "приднестровский" (признание Де-факто, но не Де-юре), "абхазский" (полноценное признание), "крымский" (инкорпорация в состав России). Вышеуказанная позиция будет определяться российской правящей политической элитой с учетом действия целого ряда факторов, внимательным анализом бонусов, издержек и ограничителей, сопутствующему каждому из вариантов. Речь идет о влиянии правовых, санкционных, экономических, геостратегических, финансовых элементов, позиции украинской элиты, учете интересов русскоязычных жителей Украины, практической реализации концепции "федерализации", которые будут оказывать непосредственное воздействие на выработку российской политики в данном направлении.

Док. 671734
Опублик.: 14.05.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``