В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Визит В.Путина в Китай в контексте экономической диверсификации и построения многополярной системы международных отношений Назад
Вячеслав Лапидус: Визит В.Путина в Китай в контексте экономической диверсификации и построения многополярной системы международных отношений
20-21 мая 2014 г. состоялся официальный визит Президента России В. Путина в Китай. Данное мероприятие характеризуется беспрецедентно высокой интенсивностью переговорной повестки: по итогам визита был подписан 51 документ, охватывающий различные сферы взаимного сотрудничества. Интересным аспектом здесь выступило то обстоятельство, что итоговое количество подписанных соглашений превысило предварительные прогнозы, обозначенные как высокопоставленными российскими чиновниками, так и китайскими руководителями в ходе российско-китайских переговоров. Это может свидетельствовать о том, что по некоторым соглашениям, в силу различных причин, переговоры продолжались до самого последнего момента, и они были подписаны после напряженного переговорного процесса и согласования позиций заинтересованных сторон.
Одним из важнейших направлений двустороннего российско-китайского сотрудничества выступает энергетическая сфера. Ключевым событием в этой области стало подписание масштабного контракта по поставкам российского газа в Китай. Согласно официальной информации, данное соглашение заключается "сроком на 30 лет", оно предусматривает "экспорт в Китай 38 млрд м? российского газа в год". При этом не раскрывается стоимость газовых поставок, хотя и подчеркивается, что принципы ценообразования основываются на "привязке к нефтяной корзине". Большая часть экспертов склоняется к тому, что данное соглашение заключено на условиях цены, озвученных китайской стороной, что составляет около 350 долл. за м?. Следует, однако отметить, что ключевыми элементами здесь выступают долгосрочность и диверсификация энергопоставок, что в перспективе позволит России укрепить влияние в международной системе экономических отношений.
Основным элементом переговорной повестки выступил вопрос развития взаимного российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. Необходимо подчеркнуть, что ЕС является крупнейшим экономическим партнером для России. Вместе с тем, Китай выступает ключевым страновым торговым партнером для РФ: взаимный двусторонний товарооборот в 2013 г. составил 89,2 млрд долл. В перспективе планируется значительно усилить российско-китайское экономическое взаимодействие. В принятом по итогам визита российского лидера в Китай "Совместном заявлении" отмечается необходимость "увеличения объема двустороннего товарооборота до 100 млрд долл. к 2015 г., до 200 млрд долл. к 2020 г.". Речь также идет о значительном интенсификации подобного сотрудничества, расширении областей экономического взаимодействия. Среди них: инвестиционная, банковская, инфраструктурная, транспортная, сельскохозяйственная, фармацевтическая сферы, другие отрасли торгово-экономического партнерства. Внимательный анализ подписанных документов показывает, резкое усиление роли межрегионального сотрудничества, с помощью которого будут реализовываться достигнутые договоренности.
Обращает на себя внимание активизация российско-китайского партнерства в военно-технической и высокотехнологической сферах. В подписанных соглашениях упоминаются масштабные проекты в области гражданской авиации, спутниковой навигации, космической, атомной, отраслях. Важно также подчеркнуть и тот факт, что Китай является одним из крупнейших мировых импортеров российских вооружений, и данное сотрудничество будет успешно продолжаться.
Следует отметить, что визит Президента России не ограничился двусторонними российско-китайскими переговорами: В. Путин принял участие в пленарном заседании глав государств и правительств стран-участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Данный проект был инициирован Казахстаном в 1992 г. как общеазиатский диалоговый форум с целью обсуждения ключевых региональных проблем и вопросов развития сотрудничества между государствами-участниками. В настоящий момент идет процесс институционализации данного интеграционного объединения, превращение его во влиятельную международную Организацию, объединяющую 24 государства, причем еще 9 стран и 4 международные организации имеют статус наблюдателя. По итогам заседания СВМДА принимается Декларация, в которой констатируется необходимость укрепления партнерства в азиатском регионе в различных сферах, строительство новой архитектуры региональной безопасности основанной на равноправии, суверенитете, отсутствии разделительных линий, совместном противодействии актуальным вызовам и угрозам в сфере безопасности.
Можно констатировать, что состоявшийся визит В. Путина в Китай стал масштабным внешнеполитическим событием, позволяющим отметить растущую значимость Китая во внешнеполитической стратегии России. Данное государство превращается в ведущего экономического партнера РФ, что, с одной стороны, является следствием объективных процессов происходящих в современной мировой экономике, в которой центр экономической активности все более смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. С другой стороны, активизация российско-китайского партнерства происходит на фоне "украинского кризиса", следствием которого стало значительное ухудшение отношений России со странами Запада и введение против России санкционных мер со стороны вышеупомянутых государств. В этой ситуации, Китай выступает для России как ключевой партнер, позволяющий в определенной степени компенсировать экономические издержки и потери, а также диверсифицировать систему внешнеэкономических связей. С этой точки зрения, можно отметить трансформацию подходов российской правящей элиты в этом вопросе, до недавнего времени относившейся с некоторой настороженностью к масштабному экономическому взаимодействию с Китаем, в силу опасений китайской экспансии, которая может привести к экономическому и демографическому доминированию в регионе вышеуказанной страны. Сейчас данный фактор перестает быть сдерживающим компонентом: декларируется активизация взаимного экономического и энергетического взаимодействия, охватывающего различные сферы двустороннего сотрудничества, целый ряд отраслей российской экономики "открывается" для китайских инвестиционных программ.
Китай превращается и в важного международного партнера для России. По итогам российско-китайских переговоров стороны констатировали близость подходов двух государств на мировой арене по актуальным вопросам международных отношений, необходимость координации усилий и синхронизации деятельности, как на двустороннем уровне, так и в рамках многостороннего формата (ШОС, СВМДА, БРИКС, АТЭС, АТР, АСЕАН, АСЕМ). В этом контексте состоявшийся визит В. Путина в Китай можно рассматривать как важный элемент повышения международного авторитета и влияния России, как фактор формирования многополярной системы международных отношений.

Док. 672078
Опублик.: 26.05.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``