В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Евразийский интеграционный процесс как важный этап развития экономического сотрудничества на постсоветском пространстве Назад
Вячеслав Лапидус: Евразийский интеграционный процесс как важный этап развития экономического сотрудничества на постсоветском пространстве
29 мая 2014 г. в Астане состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, в ходе которого был подписан Договор об образовании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Участниками вышеуказанного объединения стали три страны ТС (Россия, Казахстан, Белоруссия), в ближайшей перспективе планируется присоединение еще двух государств на постсоветском пространстве: Армении и Киргизии. Данный проект стал важнейшим региональным экономическим интеграционным образованием: он вступает в силу 1 января 2015 г., и должен заменить некоторые из существующих интеграционных структур (ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП). По сути, текущий документ, подписанный лидерами государств-участников ЕАЭС, представляет кодифицированную, гармонизированную, усовершенствованную и дополненную версию международных правовых актов, лежащих в основе ТС и ЕЭП, многие из которых прекращают действие, заменяясь соответствующими статьями нового Договора.
По мнению Президента России В. Путина, результатом создания ЕАЭС станет формирование единого рынка трех стран "с общим населением свыше 170 млн человек, со свободным движением капиталов, товаров, услуг, рабочей силы". По его словам, товарооборот внутри ТС "составил 66,2 млрд долл. в 2013 г.", увеличившись за три года "на 23 млрд долл.". Важно отметить, что упрощение внешнеторговых процедур, снятие тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, отмена внутриграничного контроля приведет к позитивному экономическому эффекту, будет способствовать росту национальных экономик стран-участниц вышеуказанного интеграционного объединения, интенсификации их экономического взаимодействия. В результате, cущественно расширятся "возможности для бизнеса, для реализации совместных инвестиционных и кооперационных проектов, для проведения согласованной макроэкономической политики, для координации на внешних рынках", - подчеркнул Президент России.
Одной из важных проблем в процессе формирования ЕАЭС остается вопрос определения роли и полномочий наднациональных органов. Речь идет о разных концептуальных подходах правящих элит государств-участников в отношении роли наднациональных органов, характере и задачах, стоящих перед новым интеграционным образованием. Интересным обстоятельством, здесь выступает значительная трансформация итогового проекта Договора о создании ЕАЭС. Работа над документом была начата в ноябре 2011 г., когда в ходе первого саммита Высшего Евразийского экономического совета, Президентами России, Белоруссии и Казахстана принимается декларация о евразийской экономической интеграции, которая стала своеобразной "дорожной картой" развития интеграционного взаимодействия. Изначальный проект документа представлял масштабную концепцию, регламентирующую как экономические, так и внеэкономические аспекты многостороннего сотрудничества: общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, экспортный контроль, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ. В результате Казахстан предпринял значительные усилия, настояв на исключении целого ряда компетенций из Договора, ограничив его исключительно экономической сферой, что привело к значительному сокращению объема данного документа.
Данная позиция казахстанской правящей элиты, является одним из концептуальных подходов к строительству ЕАЭС, делающим особый акцент на сохранении национального суверенитета государств-участников Союза, подчеркивающим необходимость ограничения пределов интеграционного строительства уровнем общего рынка с некоторыми элементами экономического союза. Более амбициозный интеграционный проект, базирующийся на использовании опыта строительства Союзного государства, отстаивается белорусским руководством. Согласно данной точке зрения, конечной целью ЕАЭС становится формирование экономического союза с некоторыми элементами политического союза, что предполагает заметное усиление роли и полномочий наднациональных органов, унификацию законодательства, проведение скоординированной политики в различных сферах взаимного сотрудничества.
Важным фактором формируемого интеграционного образования выступает задача определения идеологических особенностей ЕАЭС. Основным лейтмотивом в выступлениях представителей правящих элит выступает тезис "об общности исторического пути", "единстве" "культурных и экономических факторов", "судеб" народов, проживающих на территории данного региона. В результате, некоторые идеологические аспекты можно выделить в выступлениях руководителей стран-участниц ЕАЭС, но на концептуальном и документальном уровне данное понятие отсутствует. Подписанный Договор об образовании ЕАЭС представляет собой технократический и функциональный документ, где за исключением преамбулы, практически отсутствует описание миссии данного интеграционного объединения.
Более дискуссионной является проблема взаимодействия вышеуказанного интеграционного проекта с внешними акторами и международными организациями. Можно условно обозначить "открытый" и "закрытый" тип подобных взаимоотношений. Один из подходов, базируется на необходимости сближения ЕАЭС с крупными мировыми и региональными интеграционными объединениями. Евразийская интеграция, согласно этой точки зрения, не противоречит другим векторам внешнеполитического притяжения, а дополняет их. Другой подход делает особый акцент на "особенностях евразийского пути", и предполагает автаркию и изоляцию от участия в глобальной мировой экономике. В настоящий момент, официальной позицией является "открытый" подход, однако в текущей ситуации введения против России некоторых санкционных мер со стороны западного сообщества популярность "закрытого" подхода, среди правящей российской политической элиты, увеличивается.
Можно констатировать, что подписание Договора о создании ЕАЭС является ключевым элементом реализации внешнеполитической стратегии России на постсоветском пространстве. Данный интеграционный проект будет способствовать росту национальных экономик, гармонизации законодательства, укреплению экономических связей между государствами-участниками, созданию масштабных инфраструктурных и бизнес проектов, развитию регионального сотрудничества в различных областях. При этом внимательный анализ документально-правовой базы, лежащей в основе создаваемого интеграционного объединения, показывает, что вышеуказанный проект не предполагает создание принципиально нового механизма управления, а представляет трансформацию и расширение уже действующих структур, инструментов, органов управления. С этой точки зрения, эффективность ЕАЭС будет определяться характером проводимой экономической политики на национальном уровне и способностью адаптироваться к условиям глобальной конкуренции. Речь идет о необходимости преодоления сырьевой ориентации экономики, создании высокотехнологичных производств, улучшении предпринимательского и инвестиционного климата, повышении качества налогового администрирования. В этих условиях интеграционный потенциал ЕАЭС сможет заработать в полную силу и обеспечить устойчивый экономический рост государств-участников.

Док. 672228
Опублик.: 30.05.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``