В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Денисов: Фактор Тайваня в китайско-американских отношениях Назад
Игорь Денисов: Фактор Тайваня в китайско-американских отношениях
Китай традиционно считает вопрос о Тайване главным препятствием на пути позитивного развития отношений с США. В последние годы влияние на ситуацию вокруг Тайваня оказывают два важных процесса.
Во-первых, растет взаимная экономическая зависимость Китая и США, расширяется глобальная повестка взаимодействия двух стран. С приходом к власти на Тайване администрации Ма Инцзю отношения двух берегов Тайваньского пролива значительно улучшились, что привело к снижению напряженности в регионе. По оценке военных экспертов, вероятность вооруженного китайско-американского конфликта из-за Тайваня приближается к нулю.
Во-вторых, между Пекином и Вашингтоном происходит обострение других противоречий - экономических, политических, идеологических и даже мировоззренческих, связанных, в первую очередь, с ростом глобальной мощи Китая и стратегией США по "возвращению в Азию". В этих условиях роль тайваньского фактора, в зависимости от того, какая тенденция - к сотрудничеству или соперничеству - возьмет верх в двусторонних отношениях, может существенно снизиться или, наоборот, возрасти. В связи с этим для оценки эволюции фактора Тайваня в китайско-американских отношениях следует, прежде всего, проанализировать общий вектор развития интересов двух стран.

Контуры G2 с китайской спецификой
В июне 2013 г. в Калифорнии состоялась встреча Си Цзиньпина и Б. Обамы, послужившая новым стимулом к обсуждению перспектив сближения стратегических интересов двух стран. По мнению некоторых китайских экспертов, в ходе саммита США и Китай сделали реальный шаг к созданию G2 . По сути, Пекин согласился с когда-то отвергнутой им идеей американо-китайской "Большой двойки", но не в варианте, предложенном Вашингтоном, а в обновленном китайском варианте.
Есть немало сигналов, свидетельствующих о том, что некий вариант разделения ответственности в мировых и региональных делах в Китае разработан и предложен. В частности, о "системе двойного руководства в АТР" шла речь в статье профессора Фуданьского университета Чжао Цзиньшэна (журнал "Американские исследования", январь 2011 г.). На протяжении 2013 г. в академических кругах и в официальной печати о G2 в формате "КНР+США" говорили как о свершившемся факте . По мнению научного сотрудника Института США Академии общественных наук КНР Тао Вэньчжао, концепция G2 применительно к китайско-американским отношениям означает, что сотрудничество двух стран имеет особое значение для решения важных мировых проблем и вопросов глобального управления . Речь идет о формировании новых важных общих интересов, которые должны изменить парадигму этих отношений. Если такова реальная позиция руководства КНР, то это может способствовать повороту в китайско-американских отношениях, сравнимому по важности с итогами визита Р. Никсона в 1972 г.

Трансформация "китайско-американской двойки": G2-C2 ... P2?
Концепция нового типа отношений между крупными государствами впервые была высказана еще предшественником Си Цзиньпина Ху Цзиньтао. Успешная реализация этой концепции уже объявлена одним из важных достижений внешней политики нынешнего китайского руководства. В мае 2012 г. в ходе четвертого раунда китайско-американского стратегического и экономического диалога были отмечены "широта и глубина слияния интересов и сотрудничества между двумя странами" . Как отмечалось в итоговых документах раунда, КНР и США согласились с необходимостью усилить согласование и взаимодействие по ряду актуальных международных и региональных вопросов, чтобы создать модель межгосударственных отношений нового типа. Согласно заявлению члена Госсовета КНР Дай Бинго, именно в АТР интересы Китая и США сосредоточены сильнее, чем в других регионах, и именно здесь стороны активнее взаимодействуют. В связи с этим строительство отношений нового типа между Китаем и США должно начаться именно в АТР. Вместе с тем Дай Бинго подчеркнул, что Китай и США не должны создавать G2 и заниматься совместным управлением миром. Альтернативой этому сценарию, а также конфликтам и конфронтации между КНР и США может стать идея С2 - "взаимодействия двух стран" . Концепция упоминалась также в статье Цуй Тянькая и Пан Ханьчжао в июле 2012 г., но дальнейшего систематического осмысления или теоретического наполнения не получила. До сих пор не ясно, что скрывается за буквой "С" - в китайском экспертном сообществе на этот счет высказывались самые разные мнения. На эту роль претендовали слова "coordination", "conciliation", "cooperation", "complementary" и даже "community". Важно, что с самого начала была высказана идея о том, что приоритетом будет согласование интересов двух стран в Тихоокеанском регионе. Си Цзиньпин подтвердил это в ходе встречи с Б. Обамой в июне 2013 г., подчеркнув, что "Тихий океан достаточно широк, чтобы вместить Китай и США". По его словам, саммит в поместье Анненберг был нацелен, главным образом, на планирование будущего китайско-американских отношений и развитие транстихоокеанского сотрудничества. Таким образом, новую модель китайско-американских отношений, видимо, более правильно называть P2 (Pacific 2).
В рамках перехода от отрицания G2 к "промежуточной рабочей версии" С2, а затем к тихоокеанскому варианту P2 в июне 2011 г. был запущен механизм китайско-американских консультаций по вопросам АТР, на которых обсуждался и тайваньский вопрос. В 2011 г. состоялось два раунда таких консультаций - в июне (Гонолулу) и октябре (Пекин), в 2012 г. еще два - в марте в Аннаполисе и в октябре в Сан-Франциско.
Упреждая возможные обвинения в попытках вернуться к идее G2, но уже в более узком - азиатско-тихоокеанском - варианте, член Консультативного совета по внешней политике МИД КНР, проректор Дипломатической академии Цинь Яцин заявил, что консультации не являются примером "китайско-американского совместного правления" и что стороны не стремятся к тому, чтобы "руководить азиатскими делами" .
На Тайване настороженно восприняли перспективы возможного согласования китайско-американских интересов в АТР. Так, тайваньский военный аналитик Хуан Ичжэ отметил, что Пекин пошел на эти консультации, чтобы снизить обеспокоенность США в связи с военным подъемом Китая и изменением баланса сил в Восточной Азии. Однако, по его оценке, Пекин надеется, что он сможет также воспользоваться механизмом консультаций, чтобы "непосредственно и четко излагать позицию и твердые установки по своим коренным интересам" . Прежде всего, это касается тайваньского вопроса. В связи с этим на Тайване возникли опасения по поводу того, что США могут уступить давлению Пекина.

Слабость американцев, сила китайцев и Тайвань
Китайские политологи подчеркивают преемственность и взаимосвязь китайской и американской версий G2, поскольку обе концепции строятся на том, что китайско-американские отношения - это не обычные двусторонние, а "сложные, но важные отношения, оказывающие влияние на обстановку в мире". Правда, при этом отмечается, что китайская версия, в отличие от G2, основана не на иерархических отношениях и постепенной передаче ответственности, а на равенстве и стратегическом взаимном доверии. Между тем именно иерархичность свойственна китайскому варианту, так как трактует отношения двух стран как отношения растущей и угасающей державы.
Показательны выводы сотрудника Китайского института международных проблем Го Чжэньюаня относительно места тайваньского вопроса в современных китайско-американских отношениях нового типа. Хотя тайваньский вопрос продолжал оставаться помехой для отношений двух стран, он не превратился, по его мнению, в горячую проблему и не имел заметного значения в процессе стратегического ребалансирования в АТР. Многие полагали, что тайваньский вопрос станет одной из "стратегических фишек" США в отношениях с Китаем, но в действительности этого не произошло, тайваньский вопрос не играл заметной роли в стратегии возвращения США в Азию, констатирует Го Чжэньюань. Заявление Хиллари Клинтон от 10 ноября 2011 г. о том, что Тайвань является "важным партнером в сфере экономики и безопасности", не означает, что Соединенные Штаты использовали тайваньский вопрос для "сдерживания" Китая. США уделяют все большее внимание поддержанию стабильных отношений с Китаем, уверен китайский исследователь.
В подтверждение плохо скрываемых намеков на то, что США чуть ли не являются младшим партнером Китая, Го Чжэньюань раскрывает некоторые конфиденциальные подробности китайско-американских переговоров. В частности, он сообщает, что в августе 2011 г. во время визита в Китай вице-президента Дж. Байдена он рассказал китайской стороне о поставке 145-ти F-16A/B на Тайвань. Это, как известно, является нарушением "шести гарантий" Р. Рейгана . О том, что США стали согласовывать с Пекином вопросы военно-технического сотрудничества, вплоть до содержания поставок с Тайванем, сообщал также в своей статье осенью 2012 г. сотрудник Шанхайского института международных исследований Чжан Чжэсинь. По словам автора, сведения об этом он получил в личных беседах с сотрудниками ряда вашингтонских аналитических центров в апреле - сентябре 2011 г. Он отмечает, что США многократно обсуждали вопросы поставок оружия, вплоть до конкретного списка поставляемых вооружений, "стремясь добиться молчаливого согласия китайской стороны". Стороны, как резюмирует Чжан Чжэсинь, начали сознательно демонстрировать друг другу "большее терпение и доброжелательность" .
Между тем официальные лица в Белом доме заявляли, что США не собираются обсуждать планы поставок американского оружия. Кроме того, сам Дж. Байден после окончания поездки сообщил, что решения по F-16 на момент визита принято не было, и этот вопрос "в явной форме" не обсуждался с руководством КНР .
Подобными утечками Китай, с одной стороны, делает акцент на росте своего влияния и неизбежности доминирования в АТР, а с другой - старается посеять среди региональных держав сомнения в верности США собственным обязательствам по обеспечению их безопасности.

Ось "публичной дипломатии" Пекин-Вашингтон
С 2008 г. для обсуждения тайваньского вопроса материковый Китай стал активно пользоваться форматом китайско-американской "второй дорожки", который позволяет обсудить некоторые новые подходы и концепции, касающиеся отношений в треугольнике Пекин-Вашингтон-Тайбэй. Формально "ключевые интересы" в Пекине по-прежнему относят к сфере, в которой "торг абсолютно недопустим", однако в последние годы поле для дискуссий о ситуации в Тайваньском проливе и будущем Тайваня постепенно расширяется.
Запуск ряда диалоговых "неформальных механизмов", главным из которых является Саньянская инициатива , можно рассматривать как важную попытку оказать влияние на позицию американской администрации по Тайваню. В рамках данного канала "публичной дипломатии" основным объектом воздействия выбраны отставные высокопоставленные американские военные. Они по-прежнему имеют тесные связи в Министерстве обороны США, в военных высших учебных заведениях и аналитических центрах, а также в военно-промышленных и политических кругах.
Саньянская инициатива получила название от курортного города Санья на китайском острове Хайнань, где в феврале 2008 г. состоялась первая встреча. В ней приняли участие девять высших отставных военных НОАК и Вооруженных сил США. Организатором с китайской стороны выступало Китайское общество дружбы с зарубежными странами (КОДЗС), позиционирующее себя как "общественную организацию в области международных и региональных неправительственных дружественных связей". Однако, как отмечает американский исследователь Дэвид Шамбо, КОДЗС, созданное в 1984 г., предположительно связано с Главным политическим управлением НОАК и Министерством государственной безопасности КНР . С американской стороны ключевую роль в организации встреч сыграл бывший заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирал Уильям Оуэнс . Как полагают некоторые аналитики, инициатива У. Оуэнса во многом была связана с его широкими бизнес-интересами в КНР, что умело эксплуатировалось китайской стороной.
На консультациях группу китайских военных возглавлял председатель Китайского общества изучения международной стратегии, бывший заместитель начальника Генерального штаба НОАК генерал-полковник Сюн Гуанкай. В свое время он не только курировал вопросы внешней разведки, но и входил в Руководящую группу ЦК КПК по работе с Тайванем. Известно, что Сюн Гуанкай выступал за усиление роли военных в принятии решений по Тайваню. В частности, как сообщала гонконгская печать, он добился назначения на пост заместителя начальника Канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР кадрового офицера Главного разведывательного управления Генерального штаба НОАК Ван Цзайси .
На первой встрече в рамках Саньянской инициативы одной из центральных тем стало обсуждение тайваньского вопроса. Китайские генералы попытались убедить американских участников в необходимости радикального поворота в политике США - пересмотра Закона об отношениях с Тайванем и полного прекращения военного сотрудничества с Тайбэем, в частности, продажи ему наиболее современных видов вооружений. По заявлениям китайской стороны, отказ от текущей американской политики поддержки Тайваня приведет к укреплению регионального мира и безопасности, ослабит бремя, связанное с подготовкой к будущему конфликту, что позволит Китаю и США сосредоточиться на более неотложных вопросах.
Кроме этих целей стратегического характера, были высказаны и тактические "особые пожелания". В частности, китайские генералы попросили американских коллег помочь перенести дату публикации ежегодного доклада Пентагона "Военная мощь Китайской Народной Республики". Встреча в г. Санья состоялась за месяц до президентских выборов на Тайване (22 марта 2008 г.), и в Пекине опасались, что обнародование данных об усилении военного потенциала КНР (особенно в части, касающейся Тайваня) могло усилить сепаратистские настроения на острове, а, следовательно, укрепить позиции Демократической прогрессивной партии. Несмотря на то, что публикацию доклада так и не удалось отложить, на тайваньских выборах победил желательный для материкового Китая кандидат - лидер партии Гоминьдан Ма Инцзю.
Диалог с участием отставных военных КНР и США был в дальнейшем продолжен, что свидетельствует о возникновении нового, достаточно стабильно работающего механизма "второй дорожки". Несмотря на неофициальный характер Саньянской инициативы, с участниками дискуссий проводили встречи такие высокопоставленные представители военно-политического руководства, как глава Тихоокеанского командования ВС США Тимоти Китинг, председатель Объединенного комитета начальников штабов Майк Маллен, госсекретарь США Хиллари Клинтон и помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Курт Кэмпбелл. В Китае участников диалога в разные годы принимали заместители председателя Центрального военного совета КНР Сюй Цайхоу и Сюй Цилян, начальники Главного политического управления НОАК Чжан Ян и Ли Цзинай.
Наряду с обеспечением высокого уровня диалога было заметно стремление китайской стороны в полной мере использовать медийные ресурсы, прежде всего западные. Китайские стратеги таким образом демонстрировали, что, по крайней мере, на словах они одобряют тезис идеолога концепции "мягкой силы" Дж. Ная о том, что "обольщение почти всегда эффективнее, чем принуждение".

Экономика не страдает
Развитие отношений США с Тайванем может подорвать китайско-американское экономическое сотрудничество. Воздействие тайваньского фактора в этой сфере минимально и в ближайшем будущем таковым и останется. Несмотря на то, что официальный Пекин заявлял о возможных санкциях против американских компаний, которые сотрудничают с Тайванем в области поставок вооружений, никаких реальных последствий эти угрозы не имели.
Потенциально под санкции могли попасть такие крупные компании, как "Raytheon", "Lockheed-Martin", "United Technologies", "General Electric" и "Boeing Company". Однако в ходе визита в США председателя КНР Ху Цзиньтао в январе 2011 г. Вашингтон одобрил поставку китайским авиаперевозчикам 200 самолетов "Boeing" на общую сумму 19 млрд долл. Главы компаний "Boeing" и "General Electric" были в числе высокопоставленных представителей американского бизнеса, присутствовавших на встрече в Белом доме с участием Б. Обамы и Ху Цзиньтао. Несколько крупных контрактов и протоколов о намерениях "General Electric" заключила с различными китайскими контрагентами, в частности, с Министерством железных дорог КНР и "China AVIC Avionics Equipment Co.".
По-видимому, цена ответных мер хорошо просчитана, иначе Китай лишился бы доступа к американским высоким технологиям и мог бы столкнуться с еще более серьезными санкциями в отношении своих компаний на американском рынке.

Меры доверия: американский фактор
Пожалуй, наиболее острой проблемой "тайваньского узла" является буксующий многие годы политический диалог Пекина и Тайбэя. В конечном итоге, тайваньская проблема носит политический характер, являясь непосредственным результатом гражданской войны в Китае. Прогресс экономических отношений между двумя берегами Тайваньского пролива не послужил, да и не мог послужить мостом к созданию атмосферы взаимного политического доверия. Стороны по-прежнему придерживаются разных взглядов на концепцию "одного Китая". Выдвижение новым партийно-государственным руководством КНР концепции "китайской мечты", основанной на идее возрождения китайской нации, ведет к активизации поисков путей решения тайваньского вопроса. В ближайшие годы основное внимание будет сосредоточено на политическом и военно-политическом аспектах взаимоотношений двух берегов Тайваньского пролива.
В ноябре 2012 г. в отчетном докладе ХVIII съезду КПК Ху Цзиньтао поставил задачу вести переговоры по созданию механизма межберегового взаимного доверия в сфере военной безопасности, чтобы тем самым стабилизировать ситуацию в районе Тайваньского пролива. В конце 2012 г. в Академии военных наук НОАК был запущен специальный проект, посвященный мерам доверия и рассчитанный на три года . Расходы на исследования запланированы в объеме 800 тыс. юаней. По заявлению анонимного информированного источника, помимо военных специалистов в работе над проектом примут участие ученые из гражданских научных учреждений. "Обязательно будет учитываться американский фактор, однако я думаю, что по мере развития китайско-американских отношений нового типа между большими странами влияние США на два берега Тайваньского пролива будет постепенно снижаться", - отметил источник .
В июне 2013 г. заместитель начальника Канцелярии по делам Тайваня Сунь Яфу выступил с редкой для китайских официальных лиц положительной оценкой состояния американо-китайских отношений: "Китай и США продолжают прилагать усилия по строительству отношений сотрудничества и партнерства, находятся в поиске нового типа отношений между большими странами, определили стратегическое позиционирование и направление поступательного продвижения взаимных отношений". Сунь Яфу отнес это к позитивным факторам, определяющим развитие отношений между Пекином и Тайбэем. Выводы об уменьшении роли внешнего фактора в тайваньском вопросе встречались в китайских официальных и полуофициальных заявлениях и раньше, но США, как правило, редко упоминались в положительном ключе .
Данное заявление, по-видимому, можно рассматривать как сигнал тайваньскому руководству о том, что США в принципе могут пойти на договоренность с Пекином по вопросу обеспечения безопасности Тайваня. Именно на этом будут сосредоточены основные усилия Пекина в работе с тайваньской политической и военной элитой, причем Китай уже начал использовать некоторые наработки, накопленные в рамках Саньянской инициативы.
24 июня 2013 г. в Пекине состоялся семинар по вопросам мер доверия, в котором приняли участие высокопоставленные отставные военные материкового Китая и Тайваня . Как заявил один из организаторов семинара Синь Ци, необходимо "исключить вмешательство внешних сил" на переговорах по созданию механизма взаимного доверия в военной области, поскольку это является "внутренним делом китайцев", и "международные модели" здесь применять нельзя .
Генерал-майор Чжу Чэнху, раннее известный своими "ястребиными высказываниями", заявил, что при условии отказа Тайваня от дальнейших закупок американского оружия "НОАК даже может бесплатно предоставить Тайваню оружие". Кроме того, по его мнению, материковый Китай может в будущем приостановить наращивание военного потенциала, направленного против Тайваня.
В Пекине переговоры по созданию механизма взаимного доверия рассматриваются как военно-политический вопрос. Как заявил на семинаре заместитель начальника Канцелярии по делам Тайваня Сунь Яфу, для создания механизма необходима "база и поддержка в виде политического взаимного доверия". По его словам, Пекин приветствовал бы общие усилия двух берегов Тайваньского пролива "по отстаиванию суверенитета китайской нации и территориальной целостности" .
На выводы "неофициального форума" последовала официальная реакция. 27 июня официальный представитель Министерства обороны КНР Ян Юйцзюнь заявил, что в ходе переговоров по созданию механизма взаимного доверия в военной сфере и сфере безопасности можно также обсудить вопрос о "дислокации войск сторон" .
Еще одним форумом, на котором обсуждался политический аспект отношений двух берегов Тайваньского пролива, стал семинар "Сяхэ", состоявшийся в Пекине в январе 2013 г. Организаторами семинара выступили: со стороны материкового Китая - Ассоциация культурных обменов "Срединное царство", со стороны Тайваня - Общество по изучению вопросов интеграции двух берегов Тайваньского пролива. C китайской стороны в форуме приняли участие десять дипломатов в ранге посла, в том числе два бывших заместителя министра иностранных дел. Столь же представительной была и тайваньская делегация. Основное внимание участники уделили вопросам развития политических контактов . В ходе дискуссий обращалось внимание на рост влияния Китая и отмечалось, что "в настоящее время бросается вызов системе ценностей и нормативов, которая почти триста лет определялась Западом". По мнению участников, рост китайского влияния меняет модель взаимоотношений между КНР и США, делая их более сбалансированными. Подчеркивался также достигнутый между Пекином и Вашингтоном консенсус, суть которого состоит в том, что сотрудничество носит взаимовыгодный характер, а соперничество чревато потерями для обеих сторон.
Участники семинара с китайской стороны выразили озабоченность сложной ситуацией в Восточной Азии и призвали начать сотрудничество двух берегов Тайваньского пролива в вопросах Южно-Китайского моря и островов Дяоюйдао в Восточно-Китайском море, в том числе в сфере нефтеразведки и разработки морских ресурсов. Целью такого сотрудничества была названа защита прав и интересов китайской нации на море.
В будущем материковый Китай постарается, скорее всего, использовать территориальные вопросы и проблему "общего суверенитета" для того, чтобы теснее привязать к себе Тайвань. Учитывая настроения в тайваньском обществе, это будет сделать далеко не просто.

* * *
В заключение можно сделать несколько выводов.
Наблюдаемый в последнее время "мозговой штурм" с участием китайских и американских экспертов иногда больше напоминает активные действия в рамках информационно-психологической войны. Однако планы перевести тайваньский вопрос в категорию обсуждаемых с перспективой совместного китайско-американского менеджмента, видимо, рассматриваются в Пекине всерьез, если там решили задействовать в этой чувствительной области потенциал публичной дипломатии.
Начало диалога с участием отставных тайваньских военных и дипломатов свидетельствует о серьезности намерений китайского руководства добиться решающего прорыва и в вопросах создания механизма военного доверия в Тайваньском проливе. Учитывая роль, которую до сих пор играли и продолжают играть США, без определенного компромисса между Пекином и Вашингтоном решить эту проблему вряд ли удастся.
Вместе с тем в Пекине несколько переоценивают желание США идти на уступки по тайваньскому вопросу, так же, как и желание немедленно согласиться на разделение сфер ответственности в АТР. Многие аналитики в США считают необходимым сохранить, по крайней мере, в своей основе существующие американские подходы к Тайваню. Несмотря на то, что тайваньский фактор для Вашингтона теряет свою значимость, полный уход США в случае, если Тайвань не будет готов к объединению, может резко усилить националистические настроения в Китае. Слабость, проявленная в отношении Тайваня, потенциально лишь усилит китайские амбиции и может привести к ужесточению политики Пекина в региональных делах. Полный отказ Вашингтона от военного сотрудничества с Тайванем может негативно повлиять на стратегические интересы американцев в регионе, поскольку вызовет у основных азиатских союзников сомнения в верности США своим обязательствам. Разрушение системы безопасности, созданной и концентрирующейся вокруг Соединенных Штатов, породит неопределенность в регионе. Уход США из Тайваня, который на самом деле продолжается уже более четырех десятилетий, может быть постепенным. Некоторые американские ученые считают, что Тайвань уверенно движется в сторону "финляндизации", и это отвечает интересам США, поскольку снимает данную проблему и расширяет потенциал китайско-американского сотрудничества.
Представляется, что для Пекина главное - подконтрольность процесса. Его основная задача - избежать "ловушки Фукидида", т.е. столкновения растущей и угасающей державы. Между тем не менее опасным вызовом для Китая может стать не столкновение с США по поводу Тайваня, а создание в АТР антикитайского фронта государств, недовольных усилением Китая. И эту проблему вряд ли можно будет решить путем реструктуризации отношений с "единственной сверхдержавой" в рамках китайской версии G2.

И.Е. Денисов,
с.н.с. Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ

Док. 672550
Опублик.: 17.06.14
Число обращений: 0

  • Денисов Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``