В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Латиноамериканский визит В. Путина как важный элемент строительства новой архитектуры международных отношений Назад
Вячеслав Лапидус: Латиноамериканский визит В. Путина как важный элемент строительства новой архитектуры международных отношений
11-16 июля 2014 г. президент России В. Путин совершает турне в страны Латинской Америки. Особенностью данной поездки российского лидера является ее масштабность: она включает в себя как целую серию двусторонних визитов, так и участие Президента России в многостороннем формате в рамках мероприятия БРИКС-Латинская Америка.
Внимательный анализ географии визитов В. Путина показывает интересную закономерность. Во всех странах, посещаемых российским лидером в рамках латиноамериканского турне (Куба, Никарагуа, Аргентина, Бразилия), у власти находятся левые/левоцентристские правительства, проводящие самостоятельную политику на международной арене, стремящиеся ограничить доминирование США на латиноамериканском континенте. Это проявляется в целой серии региональных интеграционных инициатив и проектов без участия США (СЕЛАК, МЕРКОСУР, УНАСУР, КАРИКОМ, ТА, АЛБА), в проводимом ими внешнеполитическом курсе, направленном на строительство многополярного мира, составным компонентом которого является укрепления взаимовыгодного всестороннего партнерства с Российской Федерацией.
Интересным моментом латиноамериканского турне Президента России стал краткосрочный внеплановый визит в Никарагуа, который имел скорее консультативно-символическое значение, поскольку обеими сторонами не было подписано никаких соглашений. С этой точки зрения, данный визит продемонстрировал особый статус Никарагуа как регионального союзника России, поддержавшего Россию в крымском вопросе, ставшего наряду с Венесуэлой государством Латинской Америки, признавшим независимость Абхазии и Южной Осетии.
Первой страной, посещенной В. Путиным в рамках визита в Латинскую Америку, стала Куба. Основными элементами двусторонней переговорной повестки выступили: развитие торгово-экономических, инвестиционных, культурных связей, реализация масштабных совместных проектов в транспортной, энергетической, авиационной, космической, медицинской сферах, обсуждение актуальных проблем мировой политики.
Важным аспектом кубинского визита российского Президента стало урегулирование проблемы кубинского долга России, путем списания 90% от общего объема в 35 млрд долл., и выплаты оставшихся 3,5 млрд долл. на специальных условиях. Речь идет о погашении вышеуказанной суммы кубинской стороной в течение 10 лет равными полугодовыми платежами, путем зачисления средств на специальный счет, открываемый ВЭБом, средства с которого будут направляться на финансирование российских инвестиционных проектов на территории Кубы.
Одним из ключевых направлений российско-кубинского двустороннего сотрудничества выступает энергетическое взаимодействие. В ходе визита В. Путина были подписаны документы, касающиеся освоения нефтяных шельфовых месторождений Кубы российской компанией "Роснефть", строительства ОАО "Интер РАО" четырех энергоблоков для ТЭС "Максимо Гомес" и "Восточная Гавана" общей стоимостью 1,2 млрд евро, совместного производства электроэнергетического оборудования.
Перспективным элементом взаимного сотрудничества, оформленного подписанием соответствующих документов, стало укрепления партнерства в области информационной безопасности, предполагающее размещение на Кубе элементов российской системы ГЛОНАСС и предоставление кубинской стороне доступа к услугам и технологиям в области дистанционного зондирования Земли и спутниковых телекоммуникаций.
В целом российско-кубинское партнерство активно развивается, охватывает различные сферы взаимного сотрудничества, включая гуманитарную и образовательную составляющую. Куба является важным союзником России на международной арене, став одним из латиноамериканских государств напрямую поддержавшим Россию в вопросе присоединения Крыма.
Куба представляет один из ярких примеров государств, преодолевших фактор "географического детерменизма". Речь идет о геополитической концепции, обуславливающей особый статус США в западном полушарии, подчеркивающей зависимое и подчиненное положение стран Латинской Америки от США, концептуальным воплощением которой выступила Доктрина Монро 1823 г. После победы кубинской революции 1959 г. Куба столкнулась с широкомасштабным противодействием США, одним из элементов которого выступил режим тотального экономического эмбарго. Важно подчеркнуть, что с окончанием холодной войны, санкционный режим в отношении Кубы был еще более ужесточен, приобретя с принятием закона Хелмса-Бертона 1996 г. экстерриториальный характер, нарушающий фундаментальные нормы международного права. В этом контексте Россия, столкнувшаяся с санкционным давлением со стороны США после крымских событий 2014 г., выступает естественным союзником Кубы в вопросе необходимости отмены экономического эмбарго как рудимента холодной войны, в прекращении, использования санкционных мер как инструментов давления и шантажа в отношении различных стран, в развитии всестороннего сотрудничества на основе равноправия, суверенитета, невмешательства во внутренние дела.
Ключевым элементом латиноамериканского турне В. Путина стало посещение двух крупнейших стран Южной Америки: Аргентины и Бразилии. Внимательный анализ подписанных двусторонних документов, значительный объем которых составляют межведомственные и коммерческие соглашения, показывает развитие всестороннего сотрудничества по различным направлениям, что свидетельствует о превращении вышеуказанных стран в важных партнеров России в регионе.
Энергетическое взаимодействие выступает одним из важнейших направлений экономического партнерства России с вышеуказанными странами. В этом контексте особое значение в ходе переговоров уделялось реализации масштабных энергетических проектов. Речь идет о строительстве в Аргентине ГЭС "Чиуидо-1", ГЭС "Аргентина-Патагония", модернизации аргентино-уругвайской ГЭС "Сальто Гранде", сооружении третьего энергоблока АЭС "Атуча", в осуществлении которых принимают участие российские компании ОАО "Интер РАО" и "Росатом". В Бразилии по итогам визита В. Путина был подписан Меморандум о взаимопонимании между ОАО "Роснефть" и бразильской компанией "Петробраз" по разработке схем монетизации газа проекта "Солимойс".
В ходе переговоров Президента России с лидерами Аргентины и Бразилии стороны констатировали близость подходов на международной арене. Для Аргентины особенно острую проблему представляет проблема Фолклендских (Мальвинских) островов, контролируемых Великобританией с XIX в., и окончательно инкорпорированных в состав Соединенного Королевства в ходе Фолклендской войны 1982 г. Данный конфликт поставил правящую в тот период американскую Администрацию Р. Рейгана в крайне затруднительное положение: Великобритания являлась ключевым трансатлантическим американским союзником, с которым существовали "особые отношения", а Аргентина имела тесные военные связи с США, проводила жесткий антикоммунистический курс и выступала важным региональным партнером для американской Администрации. В рамках Администрации Р. Рейгана произошел раскол между министром обороны К. Уайнбергером, занявшим открыто пробританские позиции, и госсекретарем А. Хейгом, отстаивающим позицию "условного нейтралитета". Вместе с тем, в итоге США активно поддержали Великобританию, разрешив ей использовать свою военную базу на острове Вознесения, предоставив ей необходимые разведывательные данные, обеспечив материально-техническое снабжение, и одновременно прекратив экспорт оружия и военного снаряжения Аргентине, а также сразу же признав, на дипломатическом уровне, захват Великобританией спорных островов. В сегодняшних условиях, когда Россия возвратила исторически принадлежавшую территорию Крыма по итогам всенародного референдума, столкнувшись при этом с санкционными мерами и другими инструментами противодействия со стороны США, это служит наглядным историческим примером использования Администрацией США практики двойных стандартов в различных геополитических ситуациях.
Необходимо подчеркнуть, что в ходе латиноамериканского турне российского лидера особое внимание было уделено вопросам активизации сотрудничества между региональными интеграционными проектами. Речь идет о налаживании контактов между формирующимся ЕАЭС, c крупными объединениями латиноамериканских государств: МЕРКОСУР, СЕЛАК, УНАСУР. Подобное взаимодействие важно в контексте укрепления влияния государств-участников на международной арене, создании условий для развития всестороннего партнерства с учетом значимости людского, экономического, ресурсного, научного, энергетического, военного потенциала евразийского и латиноамериканского регионов. По сути, двусторонний формат взаимодействия, дополняется многосторонним форматом, одним из важных компонентов которого является БРИКС. Все это является объективным процессом формирующегося полицентричного мироустройства, основанного на суверенитете, отсутствии разделительных линий, развитии взаимовыгодного всестороннего партнерства, важным компонентом которого выступает растущие экономики государств латиноамериканского региона.

Док. 673281
Опублик.: 16.07.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``