В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Всеволод Осипов: Северный флот ожидает серьёзное пополнение Назад
Всеволод Осипов: Северный флот ожидает серьёзное пополнение
В целях обеспечения стратегических интересов и национальной безопасности России в Арктической зоне в соответствии с решениями руководства страны в последнее время происходит значительное укрепление военного потенциала России в этом регионе. В первую очередь, это проявляется в развитии Северного флота, который выступает как фактор сдерживания возможных угроз для России в Арктике.

В ближайшее время Северный флот ожидает серьезное пополнение. Как информирует пресс-служба флота, до 2020 года он примет на вооружение шесть атомных и неатомных субмарин, два больших десантных корабля, эскадренный миноносец нового типа, пять фрегатов, пять базовых тральщиков и 21 судно обеспечения. "Северный флот будет обладать беспрецедентными возможностями по защите национальных интересов России как в Арктике, так и других районах Мирового океана", - сообщает пресс-служба.

Яркое подтверждение тому - 27 июня, в День Военно-Морского Флота России в Северодвинске, на "Севмашпредприятии", входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), заложили три атомных подводных лодки - "Князь Олег" в цехе N 55, "Красноярск" и "Хабаровск" - в цехе N 50.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) "Князь Олег" - второй корабль модернизированного проекта 955М ("Борей-А") и пятый во всей серии проекта 955 ("Борей").

Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) "Красноярск" стала третьей, строящейся по модернизированному проекту 885М ("Ясень-М"), и четвертой во всей серии проекта 885 ("Ясень").

В церемонии закладки подводных кораблей приняли участие Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, Заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов, Президент ОСК Алексей Рахманов, Заместитель Главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук, генеральный директор ЦКБ морской техники "Рубин" (разработчики проекта "Борей") Игорь Вильнит, генеральный директор Морского бюро машиностроения "Малахит" (разработчики проекта "Ясень") Владимир Дорофеев, Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов, Губернатор Архангельской области Игорь Орлов, ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Кудряшова.

- В России идет обновление всей группировки атомного стратегического подводного флота страны, обновление ядерного щита России. На "Севмаше" и "Звёздочке" для этого есть всё: человеческий, производственный потенциал. В кратчайшие сроки мы должны оснастить флот современной надежной мощной боевой техникой, - сказал на церемонии закладки Дмитрий Рогозин.

Эти АПЛ относятся к четвертому поколению и, как говорят судостроители, станут концентрацией уникальных новейших российских разработок в области военного вооружения, технических и радиоэлектронных комплексов, главных энергетических установок. "Разработанные нашими конструкторами проекты уникальны, сегодня им нет аналогов в мире. Реализация проектов позволит вывести отечественный Военно-Морской флот на новый уровень", - отметил Замминистра промышленности и торговли Андрей Дутов. Именно эти подводные лодки составят основу ядерной морской мощи России на ближайшие десятилетия.

Замминистра обороны Юрий Борисов рассказал, что в рамках действующей программы вооружений до 2020 года на "Севмаше" должно быть построено восемь стратегических "Бореев" и семь многоцелевых АПЛ "Ясень".

- Оборонный контракт на строительство кораблей на "Севмаше" наполнен реальными средствами, деньги будут поступать в срок и в достаточных объёмах для того, чтобы строительство кораблей было завешено в оговорённые сроки, - подчеркнул Юрий Борисов.

Генеральный директор предприятия Михаил Будниченко пояснил, что часть корпусных конструкций обоих кораблей уже изготовлена, и сборка новых подлодок на стапелях "Севмаша" будет вестись быстрыми темпами. По его словам, предприятие давно не имело столь напряженной и стабильной загрузки в рамках гособоронзаказа.

Важно отметить согласованную позицию заказчика субмарин - Минобороны России и судостроителей "Севмаша" по выполнению взаимных обязательств. Ведь строительство первых подводных лодок проектов "Борей" и "Ясень" сопровождалось как перебоями с финансированием, так и техническими сложностями, как это нередко бывает с головными кораблями в серии.

Главный долгострой - первый "Борей" "Юрий Долгорукий". Он был передан Северному флоту спустя 17 лет после закладки в ноябре 1996 года. На сбои в графике повлияла нехватка денег и ряд изменений в проекте, а также неудачи у разработчиков основного вооружения - ракетного комплекса "Булава".

Вторая АПЛ в серии - "Александр Невский" - была заложена в 2004 году, принята на вооружение в декабре 2013 года, сейчас несет службу на Тихоокеанском флоте.

Третий АПК проекта "Борей", получивший название "Владимир Мономах", был заложен в 2006 году, в настоящее время проходит испытания и должен быть поставлен на вооружение не позднее декабря 2014 года. Строительство (на стадии монтажа оборудования) четвертого - "Князь Владимир", заложенного в июле 2012 года, ведется уже по модернизированному проекту 955М ("Борей-А"). Именно он полностью раскроет потенциал АПЛ четвертого поколения.

"Владимир Мономах" несколькими днями ранее как раз вернулся из полигона в Белом море, завершив первый этап государственных испытаний. Во время выхода в море проводилась проверка систем и механизмов корабля на соответствие техническим характеристикам.

Михаил Будниченко, подводя первые итоги выхода подводной лодки в море, сказал: "Испытания корабля проходили в штатном режиме. Несмотря на большое количество автоматики, внедренной на АПЛ, системы отработали в строгом соответствии с заданной программой. Экипаж корабля и сдаточная команда успешно провели первый этап государственных испытаний и готовы к дальнейшей работе в море".

До конца лета и осенью кораблю и сдаточной команде предстоит еще несколько выходов в море. Обязательный пункт программы - контрольный пуск "Булавы".

Гендиректор "Севмаша" на перспективы "Владимира Мономаха" смотрит с оптимизмом и даже обозначил дату - 10 декабря, когда должен быть подписан приемочный акт. Учитывая, что в нынешнем декабре предприятие отмечает свое 70-летие, лучший способ отметить юбилей - передать точно в срок боеготовый корабль и заложить новый.

Что касается многоцелевых АПЛ проекта "Ясень", то здесь также вначале не все было гладко. Головная лодка - "Северодвинск" была заложена в декабре 1993 года, а в 1996 году строительство было остановлено и возобновилось только в 2004 году. В сентябре 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания, вместе с доработкой продолжавшиеся два года, соответственно, сроки сдачи неоднократно переносились. Попутно испытывались и дорабатывались ракетные комплексы "Оникс" и "Калибр", что тоже повлияло на сроки. В декабре 2013 года был подписан приёмочный акт, а 17 июня 2014 года АПЛ принята в состав Северного флота.

В эти же дни (28 июля) "Северодвинск" вышел из Североморска в полигоны боевой подготовки в Белом море. Гендиректор "Малахита" Владимир Дорофеев на церемонии закладки "Красноярска" выразил уверенность, что "Северодвинск" к концу нынешнего года завершит опытную эксплуатацию, и ее экипаж сможет заступить на полноценную боевую службу без каких-либо ограничений.

Вторая и третья подводные лодки - "Казань" и "Новосибирск" - были заложены соответственно в июле 2009 года и в июле 2013 года по модернизированному проекту 885М ("Ясень-М"). В настоящее время "Казань" готовится к началу электромонтажных работ, у "Новосибирска" завершается формирование прочного корпуса.

Таким образом, с учетом АПЛ, заложенных 27 июля, сейчас в стапельных цехах "Севмаша" на разных стадиях строительства находятся два ракетных крейсера проекта "Борей-А" и три многоцелевые АПЛ проекта "Ясень-М". Еще одну лодку здесь планируют заложить в декабре, а в 2015 году - пять: два стратегических ракетоносца и три многоцелевых АПЛ - такое заявление сделал в эти дни генеральный директор верфи Михаил Будниченко.

В конце праздничного дня о закладке на "Севмаше" трех новых АПЛ Михаил Будниченко, Юрий Борисов и Дмитрий Рогозин в режиме видеоконференции доложили Президенту России и Верховному главнокомандующему Владимиру Путину, который участвовал в праздновании Дня Военно-Морского флота в Североморске и находился на борту тяжёлого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

СПРАВОЧНО

АПЛ класса "ракетный подводный крейсер стратегического назначения" четвертого поколения проекта 955 ("Борей") имеют двухкорпусную конструкцию; длина - 170 м; максимальное подводное водоизмещение - 24 тысячи тонн; скорость подводного хода - 29 узел; глубина погружения - до 400 м; автономность - 90 суток; экипаж - 107 человек. При их строительстве применены современные достижения, улучшающие гидродинамику корпуса и значительно снижающие шумность. Основное вооружение - новый ракетный комплекс "Булава" (16 ракет). "Борей-А" будет отличаться от базового проекта пониженным уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более современными средствами связи, обнаружения. В них будет улучшена обитаемость экипажа, живучесть. Именно эти подводные лодки составят основу ядерной морской мощи России на ближайшие десятилетия.

Многоцелевые атомные подводные лодки четвертого поколения проекта 855 ("Ясень") - полуторакорпусные, с пониженным уровнем акустического поля за счет специального покрытия; длина - 119 м; максимальное подводное водоизмещение - 13,8 тысяч тонн; скорость подводного хода - 31 узел; глубина погружения - до 600 м; автономность - 100 суток; экипаж - 90 человек. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Комплекс вооружения включает сверхзвуковые крылатые ракеты типа "Оникс" и "Калибр" класса "корабль-корабль" и "корабль-земля", а также универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды (боезапас - 30 штук). Ракеты смогут поражать цели на земле на расстоянии почти 1,5 тысячи километров. От базового проекта модернизированные "Ясень-М" отличаются обновленным оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности. Важным аспектом проекта "Ясень-М" является также отказ от использования поставщиков оборудования из республик бывшего СССР: корабль строится силами исключительно российских предприятий.

Следует еще добавить, что в канун Дня ВМФ там же, в Северодвинске, корабелы Центра судоремонта "Звездочка" вывели из эллинга морской транспорт вооружения "Академик Ковалев". Наряду с закладкой новых атомных субмарин это событие также немаловажное.

Во-первых, потому, что корабль построен на верфи, которая специализируется на ремонтах и модернизации атомных подводных лодок и занимается утилизацией списанных АПЛ. А тут - новый надводный транспорт специального назначения, причем построенный менее чем за три года. Генеральный директор предприятия Владимир Никитин подчеркнул на церемонии закладки, что тем самым "Звездочка" запускает у себя новое наукоемкое производство.

Во-вторых, это яркое подтверждение комплексного развития Военно-Морского флота России в современных условиях. Новые атомные подводные лодки четвертого поколения, о которых говорилось выше, нуждаются в соответствующей современной инфраструктуре в местах постоянного базирования на Северном и Тихоокеанском флотах. Именно такие специальные суда, как "Академик Ковалев" и подобные ему, призваны выполнить эту функцию.

На церемонии Заместитель Главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук отметил, что "строительство новых военных надводных кораблей и подводных лодок будет сопровождаться обновлением состава судов обеспечения, которым отведена задача максимально эффективно обеспечивать действия корабельных группировок в море".

После спуска на воду на корабле продолжатся достроечные работы - отделка внутренних помещений, завершение монтажных, электромонтажных и окрасочных работ, проведение швартовных испытаний. Осенью "Академик Ковалёв" выйдет в море для проведения приёмо-сдаточных испытаний, а до конца 2014 года он должен быть передан ВМФ и войти в состав Тихоокеанского флота.

СПРАВКА

Транспорт вооружения "Академик Ковалев" (проект 20180ТВ, разработчик - ЦМКБ "Алмаз") - судно усиленного ледового класса, предназначенное для погрузки, выгрузки и транспортировки образцов вооружения, в том числе ракет и торпед в ядерном снаряжении. Его длина - 107,6 м; полное водоизмещение - 6300 тонн; экипаж - 60 человек. Судно оборудовано специальными кранами, способно принимать вертолеты морского базирования. При строительстве судна использованы новые отечественные технологии военного кораблестроения, позволяющие поднять на новый качественный уровень задачи автоматизации процессов погрузки и транспортировки оружия.

Судно развивает концепцию морского спасательного буксирного судна "Звёздочка", которое было построено на северодвинской верфи и передано ВМФ в 2010 году.

Сейчас на стапелях завода строится третья единица проекта - спасательное буксирное судно "Академик Александров". Ввод его в эксплуатацию запланирован на 2016 год.

Источник: Российский институт стратегических исследований

Док. 673651
Опублик.: 31.07.14
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Рогозин Дмитрий Олегович
  • Дутов Андрей Владимирович
  • Борисов Юрий Иванович
  • Кудряшова Елена Владимировна
  • Рахманов Алексей Львович
  • Осипов Всеволод Владимирович
  • Орлов Игорь Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``