В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Роль переговорного процесса во внутриукраинском урегулировании в контексте интересов внешних акторов Назад
Вячеслав Лапидус: Роль переговорного процесса во внутриукраинском урегулировании в контексте интересов внешних акторов
31 июля 2014 г. в Минске состоялось заседание трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины. В заседании приняли участие бывший Президент Украины Л. Кучма, посол России на Украине М. Зурабов, представитель действующего Председателя ОБСЕ Х. Тальявини, а также представители "Донецкой" и "Луганской" народных республик. Важной особенностью прошедшего мероприятия стал его закрыто-кулуарный, консультационный характер. Многие детали совещания оказались невыясненными, неясным остался конкретный состав и количество лиц, представлявших юго-восток Украины. Согласно официальному пресс-релизу ОБСЕ, стороны обсуждали вопросы всестороннего сотрудничества в деле расследования катастрофы малазийского MH17, проблему освобождения "заложников и других лиц, задержанных в связи с конфликтом", "прекращение огня" и создание эффективного "механизма контроля и наблюдения" со стороны ОБСЕ". По итогам совещания его участники договорились о продолжении консультаций путем организации новой встречи в ближайшее время.
Интересным аспектом состоявшегося мероприятия стал тот факт, что Белоруссия выступила его активным инициатором и сторонником проведения на своей территории. При этом Президентом А. Лукашенко было формально отвергнуто предположение о "посреднической роли" Белоруссии в вопросе урегулирования украинского конфликта. По его словам, заседание контактной группы "важно с точки зрения Беларуси, а не какого-то там пиара". Белоруссия "будет делать все необходимое, чтобы снизить накал противостояния на востоке Украины", - подчеркнул белорусский лидер.
Необходимо отметить, что Белоруссия играет особую роль во внутриукраинском урегулировании в силу своего особого статуса. Будучи ближайшим союзником России, принимающим участие во всех интеграционных проектах, инициированных Россией на постсоветском пространстве, Белоруссия признала вхождение территории Крыма в состав Российской Федерации. Вместе с тем, Украина выступает в роли важного торгово-экономического партнера для данной страны. Белоруссия также сохраняет тесные отношения с правящей политической элитой Украины и стремится усилить свое региональное влияние. С этой точки зрения, Белоруссия заинтересована в скорейшем прекращении внутриукраинского конфликта, но в отличие от России, в меньшей степени склонна отстаивать концепцию федерализации Украины, делая особый акцент на "сохранении территориальной целостности Украины", что несколько отличается от российского подхода, но в большей степени импонирует украинской элите, чем российская позиция.
Следует обратить внимание, что прошедшее мероприятие стало не первой встречей трехсторонней контактной группы по разрешению украинского кризиса. При этом внимательный анализ показывает уменьшение состава участников данных переговоров, делающих их менее эффективным инструментом для разрешения текущей ситуации. Речь в частности идет, о практически полном исключении из переговорного процесса представителей украинского федералистского спектра политических сил. Например, в аналогичных переговорах 23 июня 2014 г. в числе их участников помимо официальной "тройки", А. Бородая и О. Царева, представлявших ДНР, принимали участие В. Медведчук и Н. Шуфрич, выступившими представителями Украины, но выражавших альтернативные подходы к разрешению кризиса, чем представитель официальных властей (Л. Кучма). Интересно, что тогда, участие в переговорном процессе видного представителя федералистского движения Украины, лидера общественного движения "Украинский выбор" В. Медведчука, было санкционировано и одобрено всеми ведущими сторонами конфликта: от лица ЕС за его включение в число участников переговоров выступила канцлер Германии А. Меркель, со стороны Украины - бывший и.о. Президента Украины А. Турчинов, данная кандидатура была активно поддержана и Президентом России В. Путиным.
За прошедшие 1,5 месяца, ситуация существенно изменилась. Официальный Киев сделал окончательную ставку на проведение широкомасштабной силовой операции на юго-востоке Украины. При этом в силу целого ряда причин западные правящие элиты продемонстрировали тенденциозный, односторонний подход, возложив всю ответственность за продолжающийся внутриукраинский конфликт на Россию, использовав санкционные меры как инструмент для давления на Россию. В этих условиях переговорный процесс под эгидой ОБСЕ принял формально-фиктивный, декларативный характер, призванный закамуфлировать продолжающееся использование военной силы против населения "Донецкой" и "Луганской" народной республик. Дело в том, что в условиях фактического единства западной и украинской позиций, поддержки со стороны США и некоторых европейских стран идущей военной кампании против юго-восточных "народных республик" произошло существенное изменение внешнеполитических акцентов. Речь уже идет не об "урегулировании на приемлемых условиях" вышеуказанной кризисной ситуации, одним из вариантов разрешения которой могла бы выступить реализация "федералистской повестки", а о силовом подавлении "сепаратистской и террористической активности". Иными словами, украинские власти используют трехсторонний формат как символ "показной готовности" к переговорному процессу, но в реальности пытаются превратить его в малоэффективный инструмент разрешения текущего кризиса.
При этом западные страны, и в первую очередь США, пытаются дискредитировать посредническую роль России в украинском урегулировании, нивелировать ее переговорный потенциал активно используя различные информационно-пропагандистские приемы. Следует отметить реакцию официального представителя Госдепартамента США, обозначившего проходящие российские командно-штабные учения ВВС и ПВО как "провокационные действия", заявление Президента США Б. Обамы о том, что политика Президента России В. Путина на международной арене "проблематична" и бросает "региональный вызов" для Америки.
Подобные заявления представителей американской правящей элиты могут свидетельствовать о том, что текущий украинский кризис в глобальном контексте является еще одним свидетельством провала попыток США по управлению мировыми процессами. В современных условиях формирования многополярного мироустройства, изменения баланса сил и ослабления роли Запада в мировой системе отношений, любые попытки возрождения новой "холодной войны", появления новых буферных зон и разделительных линий, ограничения роли и влияния России являются бесперспективными и обречены на провал.

Док. 673772
Опублик.: 06.08.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``