В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Андреем Кокошиным: Сарабукский инцидент. 10 лет спустя Назад
Интервью с Андреем Кокошиным: Сарабукский инцидент. 10 лет спустя
Десять лет назад, 4 августа 2004 года, в районе села Сарабук в Южной Осетии была обстреляна автоколонна, в которой головным шёл УАЗ с председателем Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андреем Кокошиным с сопровождающими его офицерами-миротворцами. И.о. министра иностранных дел Валерий Лощинин по этому поводу заявил, что Кокошин "в этой очень непростой обстановке действовал исключительно правильно, решительно, хладнокровно и мужественно". С эпизода на высоте рядом с селом Сарабук мы и начали разговор с академиком РАН Кокошиным, экс-секретарём Совета Безопасности России, деканом факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова.
- Андрей Афанасьевич, как вы тогда оказались на территории Южной Осетии, тогда ещё непризнанного Россией государства?
- В Южную Осетию я приехал на автомашине российского посла в Грузии Владимира Чхиквишвили. Перед этим в Тбилиси у меня состоялись встречи со спикером грузинского парламента Нино Бурджанадзе и министром правительства Грузии Георгием Хаиндравой. Обстановка была уже достаточно напряжённой.
Накануне моей поездки Саакашвили, тогдашний президент Грузии, сделал заявление о том, что он отдал приказ "открывать огонь и топить все суда, которые появятся у берегов Абхазии". В заявлении фактически звучала прямая угроза жизни российских граждан, направлявшихся на отдых в Абхазию. Появились также сообщения о проникновении в Южную Осетию различных грузинских вооружённых формирований в нарушение определённого международными соглашениями режима.
Одновременно в грузинском миротворческом батальоне происходила замена подразделений минобороны Грузии на бойцов внутренних войск МВД. Последние, как мы сами убедились, часто не носили военной формы в нарушение всех международных правил. На одном из постов человек, представившийся капитаном грузинской полиции, был в гражданской майке, в тапочках, но в бронежилете и с автоматом...
А целью моей поездки в Южную Осетию было оценить на месте обстановку в Южной Осетии, встретиться с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты, ознакомиться с тем, как действуют там российские, грузинские и осетинские миротворцы.
Уже на месте я узнал, что в районе осетинского села Сарабук в нарушение всех норм режима действия миротворческих сил окапываются какие-то грузинские подразделения.
- Речь, как я понимаю, шла о господствующей для этого района высоте?
- Да, на этой высоте грузинские военнослужащие, не входившие в миротворческий батальон Грузии, вели интенсивные работы по сооружению полевых укреплений, по оборудованию позиций для артиллерийских средств. По сути, готовился опорный пункт на случай развязывания Тбилиси масштабных военных действий, что и произошло спустя четыре года.
Перед тем как отправиться на эту высоту, я посетил несколько постов российских и грузинских миротворцев, побеседовал с личным составом, заслушал доклады офицеров российского миротворческого батальона.
На подъезде к месту инспекции в районе села Сарабук нашу колонну, а её сопровождали офицеры от трёх миротворческих батальонов - российского, грузинского и осетинского, обстреляли почти в упор, метров с 70-80. Огонь вёлся с позиции на вершине горы над селом.
Пришлось срочно разворачиваться и уходить в лощину в селе Сарабук, где уже залегли сопровождавшие нас российские журналисты. Оттуда вскоре ответный огонь открыли находившиеся в селе югоосетинские ополченцы. С грузинской стороны ударили по окраине села из подствольных гранатомётов и лёгких миномётов. Ситуация, скажу откровенно, была не из приятных. К счастью, никто не пострадал. Огонь с грузинской стороны вёлся не на поражение, а с целью помешать нам побывать на вершине этой высоты. Не на поражение стреляли в ответ и югоосетинские ополченцы.
Кстати, как только мы спустились с горы, мне в машину позвонил по мобильному телефону Зураб Жвания. Он фактически принёс извинения за то, что произошло. Через полгода этот очень интересный политик погиб в Тбилиси при загадочных обстоятельствах.
- Можно считать произошедшее провокацией?
- С высокой степенью вероятности можно считать, что сарабукский инцидент был именно сознательной провокацией "партии войны" в грузинском руководстве, в результате которой предполагалось вызвать жёсткие ответные действия с югоосетинской стороны, которые и стали бы формальным предлогом для начала запланированного в Тбилиси широкомасштабного "блицкрига". Однако этот расчёт не оправдался. И российская делегация, и югоосетинские силовики, и российские и осетинские миротворцы проявили выдержку и хладнокровие.
Этот инцидент получил довольно широкую огласку не только в российских, но и в зарубежных СМИ. В целом реакция на действия грузинской стороны на Западе была в тот момент отрицательной. Слишком уж очевидной была вина грузинской стороны.
Комментируя сарабукский инцидент, наглядно вскрывший механику подготовки грузинской стороной силового решения югоосетинской проблемы, Борис Вячеславович Грызлов, в то время председатель Государственной Думы, заявил, что Россия не даст в обиду население Южной Осетии, напомнив, что 90 процентов её населения - это россияне. Так в августе 2008 года и произошло.
- При обсуждении сарабукского инцидента лидер ЛДПР был, как всегда, красноречив...
- Владимир Вольфович в свойственной ему манере заявил: "Не надо бояться. Кокошин не боится. Даже было бы неплохо, если бы там его убили. Мы его похоронили бы красиво, на Красной площади. Ну а что делать? Нам нужны борцы за свободу среди депутатского корпуса"...
В конечном итоге сарабукский инцидент послужил одним из факторов, способствовавших тому, что официальный Тбилиси, несмотря на все свои масштабные военные приготовления и крайне воинственную риторику, так и не решился летом-осенью 2004 года на откровенную силовую акцию в Южной Осетии.
- Это произошло через четыре года...
- Да, в августе 2008 года режим Саакашвили предпринял попытку силового решения югоосетинской проблемы. К этому времени его вооружённые силы прошли довольно интенсивную подготовку под руководством американских и английских инструкторов. Война августа 2008 года началась, как известно, с нападения на российских миротворцев. После это Москва уже не могла не принять решения на оказание военной поддержки народу Южной Осетии, в своём подавляющем большинстве - гражданам Российской Федерации. Операция по принуждению Грузии к миру, на мой взгляд, была проведена и с политической, и с военной точки зрения в целом успешно, хотя не обошлось без шероховатостей. Ещё раз выявились наши традиционные слабости в системах связи, проблемы взаимодействия наземных сил и авиации, обозначилась нехватка высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов... Все эти недостатки в последующем пришлось активно устранять нашим Вооружённым Силам.
- Андрей Афанасьевич, возвращаясь к закавказской теме, как вы оцениваете сегодняшнее состояние российско-грузинских отношений? Извлекли ли в Тбилиси правильные уроки из ошибок прежних грузинских руководителей?
- Новое руководство в Тбилиси, похоже, отличается большим политическим реализмом. По-видимому, оно не склонно повторять ошибок Саакашвили, однако во внешней политике Тбилиси сказываются всё же тенденции, заложенные во времена прежнего президента, который однозначно ориентировал Грузию на сближение с Западом во всех сферах - и экономической, и политико-военной, и даже культурной.
Но надежды значительной части грузинской элиты на эффективную интеграцию с экономикой Евросоюза, как мне думается, малообоснованны. Очень сомнительно, что Тбилиси получит от Евросоюза то, на что надеются в Грузии прозападные силы. Грузия представляет для Вашингтона интерес прежде всего с политико-военной точки зрения как применительно к планам противостояния с Россией, так и с Ираном. Пользы от этого для Грузии будет немного, а вот вреда - предостаточно.

Автор Евгений ПОДЗОРОВ, "Красная звезда"

http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/17669-sarabukskij-intsident-10-let-spustya

Док. 674050
Опублик.: 20.08.14
Число обращений: 0

  • Кокошин Андрей Афанасьевич
  • Лощинин Валерий Васильевич
  • Саакашвили Михаил Николозович
  • Кокойты Эдуард Джабеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``