В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Белоруссия диверсифицирует внешнеэкономические связи при сохранении приоритетности курса на участие в евразийском интеграционном процессе Назад
Вячеслав Лапидус: Белоруссия диверсифицирует внешнеэкономические связи при сохранении приоритетности курса на участие в евразийском интеграционном процессе
22-25 сентября 2014 г. состоялся рабочий визит премьер-министра Белоруссии М. Мясниковича в США. Целью данного визита стало участие высокопоставленного белорусского чиновника в работе Первого Белорусско-американского инвестиционного форума, прошедшего в Нью-Йорке на этой неделе, а также участие в составе белорусской правительственной делегации в работе Генеральной Ассамблеи ООН.
Основными пунктами переговорной повестки прошедшего мероприятия стала активизация двустороннего американо-белорусского торгово-экономического, финансового, инвестиционного взаимодействия. По словам М. Мясниковича, особый интерес для Белоруссии представляет "выход на финансовый рынок США", развитие "конструктивной совместной работы на рынке финансов". В этой связи, "в ближайшее время", планируется заключение трех соглашений: "о взаимной защите и поощрении инвестиций", "об избежании двойного налогообложения", "об оказании правовой помощи". Данные документы создадут "основу инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества" двух стран, - подчеркнул Председатель Правительства Белоруссии.
Другими важными итогами состоявшегося делового форума станет активизация взаимодействия в автомобильной сфере, предусматривающее создание в Белоруссии производственных мощностей по сборке легковых автомобилей, а также разработка инвестиционно-финансовых программ МВФ в отношении Белоруссии.
Следует отметить, что в настоящий момент США не относятся к числу стратегических торгово-экономических партнеров Белоруссии. С конца 1990-х гг. Соединенные Штаты проводят в отношении Белоруссии т.н. "политику избирательного взаимодействия", по сути направленную на внешнеполитическую изоляцию Белоруссии, ограничение торгово-экономических связей данной страны с государствами западного сообщества. Несмотря на определенную динамику этой политики, имеющую "маятниковый" характер, общей тенденцией являлось постепенное нарастание политического, экономического и дипломатического давления в отношении белорусской правящей элиты. Белорусский политический режим обвинялся в "авторитаризме", "нарушении прав человека", "репрессиях против политических активистов", "выборных фальсификациях". Интересно, что именно Белоруссия стала первым (и единственным до 2014 г.) государством на постсоветском пространстве, столкнувшимся с санкционным давлением западных стран в экономической сфере: ограничения в некоторых других областях, в первую очередь в военно-технической сфере, использовались и в отношении других государств СНГ (Азербайджана, Узбекистана).
Последний раунд ухудшения американо-белорусских отношений наступает в 2011 г., когда США возобновляют санкции в отношении "Белнефтихима" (введенные в 2007 г., но приостановленные в 2008 г.), а также запускают ограничительные меры в отношении трех других предприятий Белоруссии. Речь шла о замораживании активов данных промышленных компаний, а также о запрете любого сотрудничества с ними американских юридических и физических лиц в финансовой и в инвестиционной сферах. Данные меры стали результатом "непризнания легитимности" состоявшихся в декабре 2010 г. президентских выборов в Белоруссии, выражения "озабоченности в преследовании оппозиционных кандидатов", что стало очередным шагом на пути политизации экономических и инвестиционных связей двух стран.
Следствием этой линии становится заметное падение взаимного американо-белорусского товарооборота в 2010-е гг. Согласно официальным статистическим данным, в первом полугодии 2014 г. его объем составил 356,5 млн долл., что занимает 0,8% от внешнеэкономического товарооборота Белоруссии, общий объем которого за аналогичный период превысил 38,7 млрд долл. С этой точки зрения, нынешний этап белорусско-американских переговоров в экономико-финансовой сфере, появление новых форматов двустороннего взаимодействия, можно рассматривать как попытку некоторой нормализации экономических взаимоотношений двух стран, как попытку диверсификации белорусских внешнеэкономических связей. Это также свидетельствует о неэффективности, проводимой до нынешнего момента линии Администрации США, направленной на изоляцию Белоруссии от участия в мировой экономике.
Визит М. Мясниковича в США укладывается в общую логику активизации двусторонних встреч в сфере американо-белорусских отношений. Речь в частности идет, о визите в Минск 8-11 сентября 2014 г. Межведомственной правительственной делегации США, включающей представителей Государственного департамента США, Пентагона, Агентства США по международному развитию
Следует отметить, что определенную роль в текущем "потеплении" белорусско-американских отношений играет "украинский кризис". В текущей ситуации произошло некоторое смещение внешнеполитических акцентов США: Россия рассматривается как основной конкурент системы американских интересов в регионе, как альтернативный центр мировой системы мироустройства, отстаивающий принципиально иную - многополярную модель международных отношений, основанную на суверенитете и равенстве всех государств. В результате именно Россия оказывается "на острие" западной санкционной политики, а значимость подобной практики в отношении Белоруссии заметно снижается в контексте текущих американских интересов. Заметное укрепление внешнеполитических позиций Белоруссии происходит и вследствие реализации посреднической миссии в вопросе урегулирования ситуации на Юго-востоке, организации работы трехсторонней контактной группы в Минске.
Важно подчеркнуть, что линия на нормализацию белорусско-американских финансово-экономических отношений не оказывает принципиального воздействия на структуру внешнеэкономических отношений Белоруссии, ключевыми партнерами которой выступают страны ТС, СНГ и ЕС. Белоруссия выступает за укрепление торгово-экономического партнерства на равноправной основе с различными мировыми государствами. Это было подтверждено в целой серии двусторонних встреч М. Мясниковича с главами государств и правительств зарубежных стран в рамках Саммита ООН, а также в ходе официального визита Президента Белоруссии в Молдавию, состоявшегося 24 сентября 2014 г. А. Лукашенко еще раз обозначил внешнеэкономические приоритеты Белоруссии, подчеркнув необходимость укрепления интеграционного сотрудничества на евразийском континенте, обозначив необходимость формирования "общего экономического пространства - от Лиссабона до Владивостока".
Можно констатировать, что прошедший Белорусско-американский инвестиционный форум стал лишь первым этапом на пути к развитию двустороннего белорусско-американского взаимодействия, требующего отмены действующих санкционных мер в отношении Белоруссии, развития эффективной нормативно-правовой базы, появления новых инструментов взаимных связей, например в форме создания постоянно действующей комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Очевидным условием является и необходимость ликвидации практики политизации торгово-экономических контактов, прекращения политики "увязок", обуславливающих зависимость уровня финансового и экономического сотрудничества, с внутри и внешнеполитическими действиями различных государств. Данный фактор, являющийся базовым в глобальной внешнеполитической стратегии США, проистекающий из мессианских и прагматических основ американской внешней политики, полностью противоречит международному праву, нарушает основополагающие принципы Устава ООН о равенстве и суверенитете всех стран на мировой арене. Подобная политика, создающая внеэкономические барьеры, отвергающая принципы свободной торговли и свободного рынка, отстаиваемые самими США, продолжает оказывать негативное воздействие на двусторонние белорусско-американские финансово-экономические отношения.

Док. 674889
Опублик.: 26.09.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``