В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Санкционная политика и текущие тренды мировой политики Назад
Вячеслав Лапидус: Санкционная политика и текущие тренды мировой политики
30 сентября 2014 г. в ходе состоявшейся встречи в Брюсселе послов 28 стран ЕС было принято решение о сохранении "статуса-кво" в вопросе санкций в отношении России. Данная проблематика будет вновь обсуждаться на очередном саммите ЕС, который планируется провести 23-24 октября 2014 г.
Внимательный анализ позиций основных участников заседания позволяет сделать вывод об отсутствии четких критериев и логичной системы аргументации, о крайней размытости и противоречивости формулировок, отсутствии единой позиции в защиту сохранения действующего санкционного режима. Некоторые из представителей стран ЕС, отметив "обнадеживающие моменты в развитии политического процесса" и "выполнения некоторых положений Минского протокола", подчеркнули необходимость их "надлежащей реализации". По мнению канцлера Германии А. Меркель, ЕС следует сохранять сотрудничество с РФ в энергетической области, но говорить об ослаблении санкций в условиях "неутешительной ситуации" на Донбассе, еще "далеко".
Данное обстоятельство подчеркивает неправовой характер санкционной политики, выступающей одним из инструментов давления на Россию, стремящейся ограничить ее роль и влияние в мировой системе безопасности. Негативное влияние санкционного режима многогранно и охватывает различные сферы межгосударственного взаимодействия.
Следует подчеркнуть, что санкции, принятые вне решения Совета безопасности ООН, являются грубейшим нарушением международного права и Устава ООН, противоречат обязательствам западных государств в рамках ВТО. Санкции представляют собой пример необоснованного вмешательства государства в экономические процессы, нарушающего экономические права юридических и физических лиц, и противоречащего базовым принципам рыночной экономики. В современных условиях глобализации, усиления взаимообмена, ослабления государственных границ, санкции являются крайне неэффективным и архаичным инструментом реализации поставленных целей. В значительной степени они наносят урон экономическим интересам стран-инициаторов санкционных мер и провоцируют негативные процессы в их национальных экономиках: потеря прибылей, рынков, снижение производства, рост безработицы. Свидетельством этого стали многочисленные протесты европейских фермеров, а также недовольство крупных европейских и американских корпораций, предпринимающих значительные лоббистские усилия с целью смягчения действующего санкционного режима.
Введение европейских санкций против России вызвало раскол среди европейских элит, наиболее здравомыслящая часть которых выступила противником этих мер. Так, по мнению Президента Чехии М. Земана, "любые санкции являются преградой в диалоге цивилизаций", "вредят межгосударственным отношениям". По словам Председателя парламентской фракции Левой партии Германии Г. Гизи, введение санкций было изначально "неверным" решением, от которого "страдают предприниматели, а также простое население Германии".
Происходящие в современном мире политические и экономические процессы, связанные с объективным сокращением доли западных стран в мировой экономике, перемещением центра экономической активности в страны Юго-восточной Азии, появлением и укреплением новых мировых "центров силы", развитием региональных интеграционных процессов свидетельствуют о бесперспективности любых попыток изоляции России. Россия укрепляет двустороннее и многостороннее сотрудничество в торгово-экономической, энергетической, военно-политической, транспортной, гуманитарной, образовательной сферах с разными странами в рамках различных форматов: СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, "Каспийская пятерка", ШОС, БРИКС, АТЭС, АСЕАН. Важным партнером России на мировой арене является Китай, усиливающий свои позиции в мировой экономике, сокращающий свой отрыв от мирового лидера - Соединенных Штатов.
Так, после окончания Второй мировой войны, доля американской экономики составляла около 50% от мирового ВВП. В 2013 г. доля США в мировом ВВП занимала около 22,6%. Несмотря на то, что данный показатель является стабильным и сильно не изменяется на протяжении последних лет, принципиальным фактором является быстрый рост китайской экономики, ставшей второй экономикой мира, превратившейся в мощного конкурента для США. В 2013 г. доля Китая по оценке ЦРУ составила 12,6% от мирового ВВП.
Данный факт хорошо осознается представителями американской политической элиты, предпринимающие усилия для укрепления отношений с европейскими и азиатскими союзниками, недопущение их переориентации на другие "центры силы". В этом контексте "украинский кризис" и введение санкций против России позволили реализовать некоторые текущие задачи американской внешней политики: теснее "привязать" ЕС к США, укрепить Трансатлантическое партнерство, усилить позиции НАТО в европейской системе безопасности, не допустить возникновения альтернативных зон сотрудничества на европейском континенте. Речь в частности идет о концепции "Большой Европы", активным сторонником которой выступал Президент России В. Путин, предусматривавшей формирование единого пространства от Лиссабона до Владивостока и вызывавшей серьезное беспокойство у американской администрации. Следует однако отметить, что данные успехи американской дипломатии носят тактический и временный характер: сохранение антироссийских санкций будет вызывать растущее сопротивление европейских политических, экономических, финансовых элит и общества. Россия в силу особых исторических, духовных, экономических, культурных, энергетических связей с Европой, всегда будет играть значимую роль на европейском континенте.
Аналогичные процессы происходят и в Юго-восточной Азии, где США пытаются усилить свое военно-морское присутствие, укрепить систему военно-политических союзов, установить контроль над крупными энергетическими и транспортными потоками с целью сдерживания процессов усиления китайского влияния в регионе. Важную роль в американской стратегии является использование комплексных мер в реализации поставленных целей: военных и военно-политических, экономических, дипломатических, информационных. Одним из инструментов контроля США над региональными и мировыми процессами является реализация стратегии "управляемого хаоса" - создание по периметру евразийского континента "зон нестабильности", ставших источником долгосрочных угроз в сфере безопасности. Это позволяет сохранять контроль над ситуацией и в случае необходимости усиливать американское военное присутствие, ослаблять региональные центры силы, отвлекая их ресурсы и внимание на противодействие подобным вызовам. Подобные области могут возникать как в результате прямого военного вмешательства США (Косово, Афганистан, Ирак, Ливия), так и появляться в результате использования стратегий "мягкой силы", предусматривающей использование информационных, идеологических, культурных, образовательных инструментов. Речь также может идти о дестабилизации внутриполитической ситуации, использовании "болевых точек", существующих в любом обществе с целью ослабления позиций конкретных государств. Подобные проблемы существуют и в Китае, который сталкивается с целой серией долгосрочных вызовов: неблагоприятными демографическими, экологическими факторами, национальными проблемами, необходимостью достижения сбалансированной стратегии роста, усилением социального неравенства, активизацией исламского терроризма в СУАР. Еще одним примером подобного типа угроз для китайского общества стали происходящие волнения в Гонконге, вспыхнувшие накануне государственного праздника КНР. Причины данных беспорядков, имеют в своей основе внутреннее происхождение, но вполне могут быть использованы американской политической элитой с целью усиления давления на Китай, пересмотра его позиций по актуальным вопросам мировой политической и экономической повестки.
Можно констатировать, что важнейшим элементом в противодействии подобным вызовам и угрозам является развитие всестороннего стратегического российско-китайского партнерства, укрепление полицентричной системы международных отношений, формирование новой, внеблоковой архитектуры мировой безопасности, основанной на равенстве и суверенитете всех ее участников.

Док. 675064
Опублик.: 03.10.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``