В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Казахстану прочат региональное лидерство, если только он сможет отказаться от честолюбивых планов `прорубать окно` в Европу Назад
Казахстану прочат региональное лидерство, если только он сможет отказаться от честолюбивых планов `прорубать окно` в Европу
Перед президентом Назарбаевым открывают новые перспективы стать равным среди равных, начав диалог о вступлении в БРИКС и МЕРКОСУР на базе страны уже состоящей в Таможенном и Евразийском Союзе.

Если представить себе политическую карту мира, на которой были бы отображены региональные интеграционные объединеня - Евросоюз - в старой доброй Европе, НАФТА в Северной и Меркосур в Южной Америке, АСЕАН в Юго-Восточной Азии, АТЭС - в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ЭКОВАС и ЮДЕАК в Африке - легко было бы убедиться в том, что, во-первых, нет континента и части света, не охваченных глобальным трендом регионализации. Во-вторых, что практически не осталось стран, не вовлеченных в этот процесс, если только речь не идёт о странах-изгоях, добровольно обрекших себя на положение "осажденной крепости".



КАЗАХСТАН И "ВТОРОЙ" МИР

Российские политологи дают происходящим процессам очень точную характеристику: "Национальное государство как специфическая единица исторического процесса перестаёт быть субъектом стратегического пространства для функционирования экономики и развития технологий... Единственным инструментом позитивного развития большинства государств становится региональная интеграция".

В этой связи немаловажным представляется то, в каком ключе будет строить отношения Казахстан и шире - Таможенный Союз - с крепнущими интеграционными объединениями. Информацией к размышлению могла бы послужить география государственных визитов Президента Казахстана. Достаточно вспомнить, что в апреле прошлого года в рамках своеобразного тура по Юго-Восточной Азии Нурсултан Назарбаев побывал сразу в двух странах региона - в Малайзии и Индонезии. Если Малайзию Лидер Казахстана посещает не в первый раз, то Индонезию, которую аналитики Goldman Sachs отнесли к 11 наиболее перспективных в экономическом плане развивающихся стран, - впервые. Примечательно, что в 2013 году планируется ответный визит Президента Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно в Казахстан.

А в конце 2013 года Глава государства намерен впервые посетить другую не вполне традиционную для казахстанской дипломатии страну - Южно-Африканскую Республику, входящую в "могучую кучку" БРИКС - неформального клуба быстроразивающихся стран, суммарный объем экономики которых, по прогнозам аналитиков, в ближайшие двадцать лет превысит показатель государств G7. Напомним также, что несколько лет назад - в 2007 году - государственный визит Нурсултана Назарбаева в другую страну БРИКС Бразилию, и ответный Президента Луиса Инасиу Лула да Силва два года спустя положил начало внешнеполитическому и торговому партнёрству наших стран.

Очевидно, что траектория международных визитов Президента задает контуры новой международной стратегии Казахстана. Политолог, директор по международным проектам российского Института национальной стратегии Юрий Солозобов, отслеживая динамику развития внешнеполитических связей России (некоторые его умозаключения актуальны и для Казахстана) за последнее десятилетие, приходит к выводу, что сегодня решается "судьба "второго мира" - давно назревшего альянса крупнейших государств Полупериферии, инициатором которого выступила Бразилия". Эксперт подчеркивает ключевую роль южноамериканской республики в этом процессе. "Бразилия в этой "корпорации" выполняет роль не только стратегического форпоста на американском материке или "занозы США", как Венесуэла при президенте Уго Чавесе. В последнее время Бразилия весьма идеологически активна, она выступает в роли мирового лидера современного антиглобализма".

Для определения нового центра силы в мировом политическом раскладе российский политолог использует два понятия - "второй мир" и "Полупериферия". Конечно, большая часть его рассуждений относится прежде всего к России, но правомерна и в отношении Казахстана, как члену Таможенного Союза. "Все эти визиты, безусловно, связаны между собой и преследуют одну цель. Это создание блока государств, способного эффективно противостоять глобальной экспансии, не только американской, но и европейской. Подобный союз крупнейших стран мира автоматически становится одной из главных сил на мировой арене, чей потенциал будет невозможно игнорировать", - пишет Юрий Солозобов.

"Некоторые комментаторы поспешили девальвировать эти стратегические инициативы привычным стереотипом: "Бразилия зовет Россию в "страны третьего мира", - продолжает эксперт. - Но в действительности вместо шаблона "третий мир" к будущим экономическим гигантам гораздо уместней применить понятие "Полупериферии", которое впервые было введено Иммануилом Валлерстайном. Сам Валлерстайн причислял к Полупериферии сразу несколько десятков государств - Бразилию, Аргентину, Мексику, Венесуэлу, Чили в Латинской Америке; Турцию, Иран, Индию, Индонезию, Китай, Южную Корею, Вьетнам - в Азии; Нигерию, Заир и ЮАР - в Африке; а также Португалию, Испанию, Италию, Грецию, скандинавские страны, восточноевропейские страны и СССР, Алжир, Египет, Саудовскую Аравию, Израиль, Канаду, Австралию (Полагаем, что, если бы Валлерстайн предвидел развал Союза, он отнёс бы к этой группе стран и Казахстан - Авт.).

Валлерстайн рассматривал Полупериферию как некое промежуточное (или связующее) звено между Центром и Периферией. Такое положение выражается не только в средних или промежуточных экономических показателях полупериферийной страны по сравнению с "развитыми" странами или "отсталыми". Речь скорее об особой позиции в мирохозяйственной среде. Являясь Периферией по отношению к мировому Центру, полупериферийная страна сама может становиться центром притяжения для окружающей ее Периферии. Такая самодостаточная страна способна защищать свой внутренний рынок от Центра и, наоборот, вторгаться на рынки менее развитых стран. Это подкрепляется не только экономическими, но также военными и политическими предпосылками (прежде всего, дееспособностью национального государства).

Тем самым, новая картина мировой экономики должна выражаться не привычной двучленной "Север-Юг" или "Центр-Перефирия", но трехчленной формулой "Центр - Полупериферия - Периферия". Валлерстайн много пишет о жестко иерархическом устройстве миросистемы и о тех внеэкономических механизмах, которые ее структурируют. В этом главная причина его скептического отношения к теории догоняющего развития и модернизации. Прорыв в "царство свободы" не всегда и не всем под силу, но даже при наличии силы он оказывается возможным далеко не всегда. Экономика Полупериферии, по существу, отличается от периферийной именно тем, что оставляет открытой возможность "большого скачка". Валлерстайн пишет об этом применительно к России: "Россия и Китай - гигантские державы, более слабые, чем они могли бы быть или хотели бы быть. Обе они стоят перед такой проблемой, как сохранение единства государства, расширение производственной базы и укрепление вооруженных сил. Если они добьются успеха в этих трех областях, геополитика мира претерпит внезапную трансформацию. Если потерпят поражение, то следствием его станет хаос, который почувствует на себе весь мир".

Таким образом, резюмирует Юрий Солозобов, "инициатива Бразилии создает предпосылки для воссоздания трехуровневой модели миросистемы на новом этапе. Играя уникальную роль посредника между "мирами" и, в частности, используя одновременное членство "большой восьмерки" и новом альянсе стран БРИКС, Россия могла бы выйти из тупиковой борьбы "мирового Севера" с "мировым Югом" и вновь закрепить за собой статус "второго мира".



КОРОЛИ РЕГИОНОВ

Любопытно, что идея присоединения Казахстана к БРИКС витала в воздухе на VI Астанинском экономическом форуме. Озвучил её президент Международной Организации Кредитов Роберт Абдуллин. Он уверен, что усилить позиции БРИКС могло бы членство в этой организации таких перспективных государств, как Казахстан и Индонезия. Их экономические успехи, по мнению эксперта, дают им право не тушеваться на фоне стран-гигантов БРИКС.

- Казахстанская экономика в течение многих лет демонстрирует устойчивый рост. Эту страну характеризует предсказуемая инвестиционная политика. Казахстан богат сырьем, качество жизни населения растет, безработица снижается. Проводимая экономическая политика позволяет стране с каждым годом занимать все более высокие позиции по многим показателям в страновых рейтингах. Казахстан наладил тесные экономические связи с двумя странами БРИКС: с Россией его связывают членство в Таможенном союзе, в то же время республика стремительно развивает торгово-экономические отношения с Китаем, - говорит Роберт Абдуллин.

Эксперт убежден, что идея вступления Казахстана в БРИКС отнюдь не маниловщина, напротив, в его членстве заинтересован сама организация.

- Казахстан достаточно хорошо известен в странах БРИКС, имеет налаженные политические связи со странами блока. Полагаю, членство Казахстана и Индонезии не вызовет противодействия у государств этого неформального клуба. Поясняю почему: для стран БРИКС сегодня очень важно не допустить эскалации военных действий на Ближнем Востоке и возникновения очага нестабильности в Центральной Азии. Подобная напряженность рядом с границами Китая, Индии и России может практически свести на нет экономический рост этих трёх стран. За сдерживание вооруженных конфликтов в неспокойном регионе могли бы поручиться Индонезия и Казахстан, которые являются активными и влиятельными участниками Организации исламского сотрудничества. Отмечу, что на сегодняшний день ни у одной из стран БРИКС нет таких возможностей и влияния в исламском мире. В то же время Казахстан может извлечь для себя массу преимуществ из членства в БРИКС. Примкнув к пятерке, Казахстан привлечет к себе крупные инвестиции и поднимет свой международный авторитет, - резюмирует Роберт Абдуллин.

Между тем казахстанские эксперты считают, что членство в БРИКС в экономическом смысле вряд ли даст что-то существенное нашей стране, поскольку с двумя его крупнейшими членами - Китаем и Россией - у нас и так налажены тесные торгово-экономические связи. В то же время, по мнению отечественных экономистов, вступив в БРИКС, Казахстан может повысить свой политический вес за счёт возможности отстаивать вместе со странами БРИКС свои интересы на глобальных площадках, а также принимать активное участие в решении международных проблем.

Позволим себе кое в чём не согласиться с аналитиками. По сути, в обновлённом виде, то есть при условии присоединении к БРИКС Индонезии, эта организация могла бы стать для Казахстана своеобразным мостиком в Меркосур - общий рынок стран Южной Америки, где главную скрипку исполняет Бразилия, и в АСЕАН - Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии - посредством укрепления связей с Индонезией.

Пока торгово-экономическое сотрудничество Казахстана с двумя этими интеграционными объединениями оставляют желать лучшего. К примеру, объём взаимной торговли Казахстана и Бразилии составляет всего 0,4% товарооборота Казахстана или 392 млн долл. При этом это самый крупный партнёр нашей страны в Меркосур! Ничуть не удивляют, почему Главы наших государств на двусторонних встречах сетуют на то, что "объем взаимной торговли пока не соответствует экономическому потенциалу двух стран". Доля стран АСЕАН в товарообороте, экспорте и импорте Казахстана столь же незначительна и составляла в 2010 году 0,34, 0,05,и 0,92% соответственно.

Между тем потенциал сотрудничества между Казахстаном и Меркосур, а также Казахстаном и АСЕАН как в формате Таможенного Союза и вне его рамок огромен.

Ведущий научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Дария Мухамеджанова в своей монографии "Мировые интеграционные объединения и Казахстан: сотрудничество в условиях регионализации" перечисляет следующие предпосылки для усиления позиций Казахстана в Юго-Восточной Азии и шире - Азиатско-Тихоокеанском регионе: принадлежность нашей страны к азиатским культурным ценностям, отсутствие колониального прошлого в регионе (речь, прежде всего, идёт, конечно же, о России), взаимодополняемость экономик, наличие общих интересов в сфере энергетики, космоса, модернизации и инновационного развития.

Что касается перспектив укрепления связей с Меркосур, то, по мнению Дарии Мухамеджановой, "новым аспектом международного влияния Меркосур является его воздействие на формирование полюсов глобализации, что в своём роде можно рассматривать как "новый вызов глобализации" со стороны латиноамериканской "альтернативной интеграционной модели экономического сотрудничества". Речь, по мнению эксперта КИСИ, идёт, прежде всего, о возможностях Меркосур в вопросах формирования межконтинентальных интеграционных проектов в формате Меркосур - ШОС, Меркосур - Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, Меркосур - Зона свободной торговли СНГ и т.д.

Таким образом, резюмирует Дария Мухамеджанова, "перспективы изменения векторов экономического сотрудничества Меркосур от Северной Америки и ЕС в сторону ЛАКБ (регионального блока государств Латинской Америки и Карибского бассейна), Восточной и Южной Азии и СНГ (прежде всего, стран Единого экономического пространства и Центральной Азии) являются, на наш взгляд, важным фактором нового распределения глобальных полюсов не только в мировой экономике, но и в мировой политике. Это должно стать главным аргументом в пользу необходимости формирования и развития латиноамериканского вектора внешнеэкономической политики Казахстан и активизации экономических связей со странами региона".

Казахстан имеет все возможности занять достойное место при этом самом новом распределении глобальных полюсов и войти в блок государств, которые в будущем создадут новый центр силы на мировой арене.

http://insiderman.kz/?p=2359

Док. 675460
Опублик.: 16.10.14
Число обращений: 0

  • Назарбаев Нурсултан Абишевич
  • Солозобов Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``