В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Формат Союзного государства способствует углублению российско-белорусской кооперации и укреплению региональной безопасности Назад
Вячеслав Лапидус: Формат Союзного государства способствует углублению российско-белорусской кооперации и укреплению региональной безопасности
21 октября 2014 г. в Минске состоялось заседание Совета министров Союзного государства России и Белоруссии. Повестка заседания носила многоплановый характер и охватывала различные аспекты двустороннего взаимодействия В их числе: развитие торгово-экономического сотрудничества, определение бюджета и приоритетных направлений развития Союзного государства, вопросы формирования объединенной транспортной системы, разработка плана совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск на территории РФ и Белоруссии, координация усилий двух стран на международной арене и в вопросах противодействия терроризму. По итогам обсуждения было подписано 35 документов.
Обращает на себя внимание факт определенной асимметрии в составе правительственных делегаций России и Белоруссии. При практически полном доминировании среди участников заседания руководителей заинтересованных министерств и ведомств двух стран, с белорусской стороны также присутствовали главы государственного банка и государственной корпорации, что показывает значимость данных структур в развитии российско-белорусского торгово-экономического и финансового сотрудничества. Следует отметить, что с российской стороны корпоративно-банковский сегмент отсутствовал.
Одним из основных направлений двустороннего сотрудничества является развитие российско-белорусской торгово-экономической, инвестиционной кооперации. Динамика данного взаимодействия развивается неоднозначно. С одной стороны, в первом полугодии 2014 г. наблюдалось некоторое падение уровня взаимного товарооборота, составившего по словам Председателя Правительства России Д. Медведева, "почти 4%" в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. C другой стороны, усиливается производственная кооперация двух стран, реализуются масштабные совместные проекты в различных сферах: энергетической, промышленной, научно-технологической. Особую значимость в контексте санкционной политики западных стран приобретает российско-белорусское сотрудничество в сельскохозяйственной сфере, увеличение поставок на российский рынок белорусской аграрной продукции.
Важным элементом российско-белорусской кооперации является усиление межрегионального сотрудничества, растущая институционализация системы горизонтально-ориентированных связей. Речь в частности идет о состоявшимся в июне 2014 г. Первом форуме регионов России и Белоруссии выступившим важным координационным инструментом по определению перспективных направлений двустороннего взаимодействия, превратившимся в постоянно действующую структуру. Значимость роли межрегиональных связей определяется и возрастающей интенсивностью визитов российских губернаторов в Белоруссию. В частности незадолго до заседания Совета министров Союзного государства, в Минске побывала представительная делегация во главе с губернатором Свердловской области. Межрегиональная кооперация усиливает устойчивость и эффективность российско-белорусского сотрудничества, придавая ему дополнительную динамику, в значительной степени нивелируя общее снижение взаимного товарооборота.
Перспективным направлением двусторонних связей является активизация инвестиционного сотрудничества. По словам Премьер-министра Белоруссии М. Мясниковича, российскому бизнесу в Белоруссии "принадлежит 2706 компаний", что составляет "треть совместных предприятий с иностранными инвестициями". При этом, "за полтора последних года" число совместных компаний "возросло более чем на 15%", - подчеркнул М. Мясникович. Премьер-министр Белоруссии отметил, что общий объем российских инвестиций в белорусскую экономику составил в первом полугодии 2014 г. "3,6 млрд долл.".
Интересным аспектом прошедшего официального мероприятия в Минске стали официально озвученные позиции представителей российской и белорусской политической элиты, касающиеся проблемы взаимодействия формирующегося ЕАЭС и Союзного государства (СГ) в контексте "избыточности" существования обоих проектов, необходимости их унификации. Основным лейтмотивом выступлений официальных должностных лиц становится тезис о "разноуровневом формате" интеграционных процессов, протекающих на постсоветском пространстве, в рамках которых СГ не дублирует ЕАЭС, а является более "продвинутым" форматом взаимной кооперации. Так, по словам Д. Медведева, взаимодействие в рамках СГ представляет пример "очень высокой планки интеграции, которая не достигается пока ни одним другим интеграционным объединением". Президент Белоруссии А. Лукашенко отметив экономический формат ЕАЭС, подчеркнул отсутствие там "политической, дипломатической, военной составляющих", являющихся важными составными элементами функционирования СГ.
Данные заявления свидетельствуют об определенной трансформации подходов в рамках евразийского интеграционного процесса. На этапе подготовки Договора о создании ЕАЭС, некоторые представители российской политической элиты и экспертного сообщества, полагая, что формируемый Евразийский Союз охватит разнообразные компетенции по образцу Европейского Союза, выступали за унификацию проектов СГ и ЕАЭС. Вместе с тем, итоговый проект ЕАЭС, подписанный в мае 2014 г., закрепил исключительно экономический формат формируемого Евразийского Союза. С этой точки зрения на постсоветском пространстве происходит своеобразная "сортировка" различных интеграционных проектов по зонам компетенций: СНГ как базовая универсальная Организация, ОДКБ как военно-технический, а ЕАЭС как экономический проекты. СГ выступает как многоаспектная Организация, но в отличие от СНГ, является интеграционной структурой высокого уровня.
В современных условиях обострения международной обстановки, усиления санкционного давления западных стран в отношении России, возрастает значимость Союзного государства как универсальной модели интеграции на постсоветском пространстве. Одной из важных сфер двусторонней кооперации является военное и военно-техническое сотрудничество. Белорусский ВПК отличает высокий уровень интеграции с российским ВПК: в двух странах сложились схожие подходы к процессу формирования военной отрасли, наблюдается значительная близость в национальных системах вооружений и военной техники, на территории Белоруссии располагаются важнейшие объекты военной инфраструктуры. Экономическими факторами подобного сотрудничества является важная роль военно-технологического потенциала в экономиках России и Белоруссии, особая роль военно-промышленного комплекса как высокотехнологичного сектора российской экономики, с целью развития которого необходимо сохранение и развитие тесных кооперационных связей с Белоруссией.
Следует подчеркнуть, что в современной международной ситуации, Белоруссия выступает в качестве передового рубежа Союзного государства, имеющего важное стратегическое значение, с точки зрения контроля над территорией стран-участниц НАТО. В этих условиях тесная военная кооперация с Белоруссией в формате Союзного государства выступает важным фактором укрепления национальной безопасности России на западных границах, повышения обороноспособности двух государств в рамках формирования единых вооруженных сил и единой региональной системы ПВО.

Док. 675791
Опублик.: 24.10.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``