В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Активизация террористической угрозы требует совместных усилий государств СНГ по ее противодействию Назад
Вячеслав Лапидус: Активизация террористической угрозы требует совместных усилий государств СНГ по ее противодействию
5 ноября 2014 г. в Астане состоялось 37-е заседание Совета руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ) стран-участниц СНГ. Участники мероприятия обсудили проблемы углубления сотрудничества силовых структур Содружества в вопросах противодействия международному терроризму, транснациональной организованной преступности, обеспечению защиты объектов транспортной инфраструктуры.
Следует подчеркнуть, что прошедшее заседание имело технический, плановый характер. Основными областями деятельности СОРБ как координационного органа в сфере безопасности государств-участников СНГ, созданного в 1997 г., выступает разработка и реализация мер, направленных на укрепление безопасности стран Содружества, развитие международного сотрудничества, гармонизацию национальных законодательств, усиление информационного обмена в рамках данной компетенции. Структурной особенностью СОРБ является заметное влияние ФСБ России в вопросах управления данным органом: Председательство в СОРБ на постоянной основе осуществляет Директор ФСБ РФ, функции Исполнительного бюро как рабочего межгосударственного органа возложены на Федеральную службу безопасности России.
К настоящему моменту в рамках данной структуры сформирована обширная нормативно-правовая база, затрагивающая различные аспекты взаимодействия органов безопасности и специальных служб СНГ. Ключевое внимание уделяется совместному противодействию организованной преступности, международному терроризму, экстремизму, наркотрафику. Особый акцент на террористической угрозе привел к формированию в 2000 г. специализированного, отраслевого органа Содружества - АТЦ СНГ, общее руководство которым осуществляет СОРБ СНГ.
Необходимо отметить, что одним из ключевых вопросов в рамках прошедшего заседания СОРБ СНГ, стала проблема противодействия активизации террористической деятельности на глобальном и региональном уровнях. Директор ФСБ России А. Бортников отметил угрозу "формирования террористического "интернационала" на базе Исламского государства", участники которого распространяют свое влияние "в качестве инструкторов, вербовщиков, проповедников и специалистов по созданию законспирированных бандитских сетей". По его словам, финансовые ресурсы поддержки террористических организаций многообразны, и включают как "поддержку со стороны фундаменталистских режимов, доходов от наркотрафика, работорговли, иной преступной деятельности", так и "прибыль от нелегальной нефтедобычи". В этом контексте особую опасность представляет экспансия террористической активности на другие регионы, превращение стран СНГ в "удобные мишени для международных террористов", перенимание "деструктивного опыта" со стороны "движения "Талибан" и связанных с ним бандитских группировок в афгано-пакистанской зоне".
Подобные акценты в списке угроз региональной безопасности отражают растущую обеспокоенность политических и военных элит государств СНГ формированием вокруг границ Содружества "дуги нестабильности" от Сирии и Ирака до Афганистана, ставшей источником долгосрочных вызовов в сфере безопасности. В этой связи можно отметить определенную коррекцию представлений о приоритетности этих угроз, связанную с появлением летом 2014 г. террористического квазигосударства на Ближнем Востоке - "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ).
На протяжении 2013 г., первой половины 2014 г. в качестве основной угрозы на южных границах Содружества военными должностными лицами СНГ и представителями экспертного сообщества обозначалась проблема нестабильности в Афганистане, связанная с выводом из страны войск коалиции МССБ, возможностью военной победы движения "Талибан", и связанное с этим усиление военной, экстремистской, наркотической, террористической экспансии на соседние страны, и в первую очередь на государства ЦА.
За прошедшее полугодие происходит резкое нарастание международной напряженности, имеющей глобальное и региональное измерение. На региональном уровне ключевым фактором становится существенное изменения силы и влияния исламистской террористической группировки ИГИЛ, захватившей целый ряд крупных городов, населенных пунктов и территорий на Ближнем Востоке, установившей контроль над углеводородными месторождениями, получивший доступ к огромным людским, финансовым, военным, стратегическим ресурсам. По некоторым оценкам численность упомянутой террористической организации составляет 30-50 тыс. человек. Все это превращает ИГИЛ в мирового террористического лидера, источник перманентной опасности для существующей системы межгосударственных отношений, мировой и региональной безопасности. Афганская угроза в этом контексте приобретает международное измерение: талибы выступают уже не как региональное, изолированное явление, а как часть глобальной террористической сети, как представители "террористического интернационала", пытающиеся распространить географию своей деятельности на государства-участников СНГ.
В этой связи можно констатировать заметную активизацию деятельности пророссийских интеграционных структур в сфере безопасности, происходящую на протяжении последних месяцев. Следует подчеркнуть, что на некоторые из данных Организаций (СНГ, ОДКБ, ШОС) ложится особая ответственность по поддержанию региональной стабильности и безопасности, что требует значительных институциональных изменений, повышения эффективности межведомственного сотрудничества, передачи значительных полномочий наднациональным органам в сфере безопасности. При этом необходимо более четкое определение зон контроля и разделение ответственности России с другими партнерами по ШОС. Следует подчеркнуть, что Россия остается ключевым партнером и гарантом в сфере безопасности для государств-участников Содружества. С другой стороны, решение "афганской проблемы" потребует подключения влиятельных международных акторов: Китая, Индии, Ирана, Пакистана, Турции, многие из которых участвуют в работе Шанхайской Организации Сотрудничества. Динамика данного взаимодействия стала одной из тем обсуждения на состоявшейся 7 ноября 2014 г. в Москве встрече высших административно-должностных лиц СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС.
В условиях формирования общего экономического пространства в рамках ЕАЭС, значительной прозрачности границ между странами СНГ, особую роль приобретает синхронизация деятельности и укрепление сотрудничества органов национальной безопасности и специальных служб государств-участников Содружества. Очевидным элементом выступает и необходимость налаживания тесного взаимодействия между различными проектами в сфере безопасности, реализуемых на постсоветском пространстве.

Док. 676238
Опублик.: 07.11.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``