В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Российско-иранское взаимодействие в сфере атомной энергетики является перспективным направлением двустороннего сотрудничества Назад
Вячеслав Лапидус: Российско-иранское взаимодействие в сфере атомной энергетики является перспективным направлением двустороннего сотрудничества
11 ноября 2014 г. в Москве состоялось подписание важных межправительственных документов, определяющих основные контуры российско-иранского сотрудничества в сфере атомной энергетики. Речь идет о дополнительном Протоколе к "Межправительственному соглашению между Россией и Ираном о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана атомной электростанции от 25 августа 1992 г.", а также о межведомственном Меморандуме "О взаимопонимании в расширении сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях". Ключевым элементом достигнутых договоренностей стало подписание "Контракта на строительство второй очереди АЭС "Бушер"", предусматривающий сооружение четырех энергоблоков АЭС.
Согласно подписанным документам стороны намерены сотрудничать в возведении восьми энергоблоков с энергетическими ядерными реакторами (ВВЭР) на территории Ирана, включающих как зону АЭС "Бушер", так и другие площадки. Речь при этом идет о "мирном характере иранской ядерной программы", усилении "многостороннего экспортного контроля", сохранении международных гарантий МАГАТЭ по нераспространению ядерных материалов, использования механизма возврата в Россию отработанного ядерного топлива с целью недопущения его "ненадлежащего использования". Подобные меры смогут гарантировать безопасность российско-иранского ядерного сотрудничества, прозрачность подписанных соглашений с точки зрения международного права.
Необходимо отметить, что с момента исламской революции 1979 г. в Иране, различные аспекты внутри и внешнеполитического курса данной страны вызывает "особую озабоченность" стран западного сообщества. Итогом этого становится формирование действующего санкционного режима в отношении Ирана, общие параметры которого складываются в 1990-е - 2000-е гг. США и их союзники в целом проводят более последовательный и жесткий антииранский курс, чем другие страны ЕС, политика которых в отношении Ирана имеет волативный и маятниковый характер.
Подобные меры имеют секторальный характер и затрагивают различные аспекты многостороннего и двустороннего взаимодействия Запада и Ирана. Они предусматривают: эмбарго на поставки вооружений, "заморозку" финансовых активов государственных и банковских структур Ирана, запрет на инвестиции в иранский нефтегазовый сектор, на импорт энергоносителей, на торговлю товарами двойного назначения.
С формальной точки зрения, данные меры рассматриваются в контексте "сохранения режима нераспространения", "недопущения завладения Ираном ядерного оружия", необходимости обеспечения региональной безопасности. Важно подчеркнуть, что обеспокоенность появления у Ирана ядерного оружия разделяет значительная часть мирового сообщества, включая Россию и Китай. В этой связи Советом безопасности ООН в конце 2000-х гг. принимаются резолюции, запрещающие Ирану проведение работ по обогащению урана. Вместе с тем, в рамках международного права сложилось четкое понимание, позволяющее дифференцировать "военное" и "мирное" использование ядерных технологий. США и их союзники предпринимают недобросовестную попытку подмены обоих понятий в отношении Ирана: использование ядерных технологий в невоенных целях является суверенным правом любого члена ООН, ограничение которого является исключительной компетенцией Совета Безопасности ООН и международного сообщества.
В действительности Запад предпринимает усилия для возвращения Ирана в поле собственного геополитического влияния, пытаясь не допустить становление новой региональной системы безопасности, стремясь затормозить укрепление российско-иранского партнерства в различных сферах. В этой связи в последнее время обозначилась тенденция смягчения санкционного режима в отношении нефтегазового сектора Ирана. Речь в частности идет о приостановке некоторых санкций ЕС, о временном снятии американского запрета на закупку у Национальной иранской нефтяной компании нефтехимической продукции. Ведутся переговоры и по снятию значительной части санкций в отношении Ирана.
Важным элементом подобных решений является их обсуждение и реализация в условиях усиления санкционного давления стран Запада в отношении России. Возвращение Ирана на мировой нефтяной и газовый рынок рассматривается частью европейских и американских элит как инструмент по диверсификации и снижению зависимости ЕС от импорта российских энергоносителей. Однако в силу объективных причин (географических, инфраструктурных, ценовых, ресурсных) Россия выступает ключевым фактором сохранения энергобезопасности Европы. Иран же в случае отмены нефтегазовых санкций выступает прямым конкурентом не России, а ближневосточных монархий (Саудовской Аравии, Катара, Кувейта), ослабляя их позиции на мировом энергетическом рынке.
Можно констатировать, что подписанные соглашения по строительству энергоблоков в Иране являются прорывными, масштабными проектами, общий объем которых не раскрывается, но является, по некоторым экспертным оценкам, "крупнейшей сделкой на мировом атомном рынке за последнее время". Динамика российско-иранского взаимодействия является отражением происходящего на протяжении последних месяцев "поворота на восток", сопровождающегося развитием и укреплением отношений России с Китаем, Индией, странами АТЭС, латиноамериканскими государствами. Cотрудничество в сфере ядерной энергетики является перспективной, высокотехнологической сферой двустороннего торгово-экономического сотрудничества, обеспечивающей развитие смежных отраслей производства, способствующей реализации масштабных инвестиционных, инфраструктурных, промышленных проектов двух стран.

Док. 676531
Опублик.: 14.11.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``