В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Помогут ли ТОРы Дальнему Востоку? Назад
Помогут ли ТОРы Дальнему Востоку?
Владимир Путин, определил развитие Дальнего Востока в качестве приоритетной задачи на весь XXI век и поручил создать сеть территорий опережающего развития (ТОР). Отметива при этом, что они должны быть конкурентоспособны с ключевыми центрами АТР.

Старт уже дан - законопроект "О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока" согласован с 18 федеральными органами исполнительной власти, поддержан главами всех субъектов ДФО, предметно обсужден на площадках разного уровня. На данном этапе комитет по бюджету и налогам Госдумы готовит законопроект к первому чтению.

Между тем, проект закона вызвал разногласия среди экономистов, экспертов и в самой сфере предпринимателей Приморья. Те, кто поддерживает ТОРы, уповают на перспективы, инвестиционные вливания, противники же считают, что ничего хорошего не получится и те, кто останется за бортом, а это малый и средний бизнес - постепенно сдадут свои позиции. И даже предполагаемые льготы по налогам и снятие административных барьеров не дают уверенности в положительном результате ТОРов.

ОЭЗ и ТОР: найди отличия

Создание территорий опережающего развития (ТОР) в России нельзя считать нововведением: в мире действует около 1500 особых экономических зон разного типа (200 из них в Китае, где 60 процентов экспортной продукции производится на этих территориях).

В России еще в 1991 году был принят закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", вводивший термин "свободные экономические зоны", в рамках которых иностранные инвесторы получали ряд льгот в виде упрощенной регистрации, пониженного налогообложения, долгосрочной аренды с пониженной оплатой, пониженных таможенных пошлин и безвизового режима. По большому счету, в хаосе 90-х данный закон реализован не был, бренд свободных экономических зон не завоевал доверия инвесторов и в целом не достиг целей своего создания.

У ТОР есть ряд преимуществ перед зонами: их профиль шире - они в отличие от ОЭЗ не подразделяются на типы, более выгодна и система налоговых льгот. ОЭЗ базируется на инициативе региональных властей, а ТОР - на интересах инвестора.

По мнению экспертов перед запуском ТОР нужно убедиться, что на продукцию их резидентов существует спрос, иначе институт постигнет та же участь, что и ОЭЗ.

Впрочем, некоторые ТОР создаются фактически на месте провальных проектов особых экономических зон. Это, кстати, само по себе внушает скептическое отношение к ТОР, раз схожий с ними институт ОЭЗ на Дальнем Востоке "не пошел".

По замыслу ТОРы не будут включать в себя действующие поселения. Речь идет о создании новых производств, жилищной и социальной инфраструктуры в чистом поле.

Более того, в законопроекте заложена возможность управляющих компаний организовывать социальные услуги: медицинские, образовательные и т. д.

Один из главных критериев ТОР - интерес самих инвесторов. Общеизвестно, Дальнему Востоку нужны стратегические инвесторы, инвесторам - нормальная бизнес-среда. Здесь планируется сформировать 14 территорий опережающего развития. Резиденты таких зон не будут платить НДС, налог на ввозимые для производственных нужд товары - сырье, материалы, работы, услуги. Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, будет обнулен, в региональный - составит 5% в течение десяти налоговых периодов, после чего вырастет не более чем до 10%. Резидентов также освободят от налога на имущество организаций. Также будет работать порядок ускоренного возмещения НДФЛ.
Впрочем, территория опережающего развития потеряет свой статус, если по истечении пяти лет с момента ее создания не было заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности или все ранее заключенные соглашения были расторгнуты.

Пятерка первых

В Приморье по всем первоочередным проектам ТОРов уже определены предполагаемые инвесторы.

В число перспективных, наиболее проработанных проектов ТОРов, планируемых к размещению, вошли: Надеждинская (потенциальные инвесторы:ООО "Инком ДВ", ООО "Невада-Восток") и Михайловская площадки (инвестор - ОАО "АгроИнвест"), порт Зарубино (инвестор - группа "Сумма", ООО "Александр Хаус"), проект ВНХК в Партизанском районе (инвестор - ЗАО "ВНХК") и остров Русский.

Крупнейший инвестор "Русагро" также выразил заинтересованность в развитии своего производства на территории Михайловского агропарка.

Руководители крупнейших японских компаний "Сумитомо", "Кавасаки", "Соджетс", "Марубени", "Хитачи", "Мицубиси", "Мицуи" высказывали интерес к проектам ТОР. Не остались в стороне и крупнейшие южнокорейские компании: "Самсунг", "Лотте", LG, "Дэу", руководители которых также заявляли о желании участвовать в проектах.

Как неоднократно заявлял глава Приморья Владимир Миклушевский, реализация проектов начнется уже в текущем году. По этому направлению в течение ближайших 10 лет в регион может поступить 600 миллиардов рублей инвестиций, будет создано более 35 тысяч новых рабочих мест. Чтобы эти площадки сделать продуктом, готовым для предоставления инвесторам, требуется 88,8 млрд рублей в течение 10 лет для их обустройства.

Посчитали - раскритиковали

В числе критиков законопроекта выступила Счетная палата РФ. По мнению аудитора Юрия Росляка, в документе нет необходимых расчетов, которые бы оправдывали повышение налоговых поступлений в бюджетную систему. Отсутствуют обоснования увеличения объема бюджетных инвестиций для создания инфраструктуры ТОР. Расширение инвестиций в сами проекты на ТОР также никак не обосновывается. Кроме того, не урегулированы вопросы создания комфортной и благоприятной среды для граждан, которые будут привлекаться для проживания и работы на территориях опережающего развития.

Юрий Росляк рекомендовал Минвостокразвития доработать и согласовать с органами исполнительной власти необходимые поправки в действующее законодательство.

Паровоз или провал

"Мы можем насоздавать всё что угодно, а инвесторы туда не пойдут, не приедут. Площадки должны отбираться с прицелом на конкретных инвесторов, потенциальных потребителей", - неоднократно заявлял Дмитрий Медведев.

И премьер-министр отчасти прав. На данный момент, несмотря на громкие заявления в прессе, интерес иностранных инвесторов пока содержит больше минусов, чем плюсов, и территории опережающего развития вряд ли смогут изменить ситуацию, считает Александр Латкин, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.

"Иностранные инвесторы за последние 10 лет уже хорошо изучили Приморье и имеют свое собственное представление о нем. И в этом представлении пока больше минусов, чем плюсов. В частности это нестабильность российской экономики сама по себе, стагнация её развития, динамика курса национальной валюты и другие макроэкономические факторы", - говорит эксперт.
Экономисты скептически относятся к возможности кардинального решения проблемы привлечения инвестиций в местную экономику. Трудностями на пути капитала в край становятся общероссийские и региональные факторы, продолжает Александр Латкин. По его словам, на региональном уровне тоже пока достаточно проблемных зон. Это, например, транспортная и социальная инфраструктура, здравоохранение и другие сферы.

"Когда иностранцу негде, например, во Владивостоке припарковаться, и когда из-за пробок "скорая" три часа едет к больному - эти мелочи определенно раздражают. А ведь из мелочей и состоит жизнь. Здесь пока не очень удобно жить и вести дело", - считает Александр Латкин.

Он так же отмечает, что емкость внутреннего рынка Приморья пока не показывает роста, что тоже сказывается на привлекательности края для инвесторов. При этом саму идею территорий опережающего развития он не считает бесполезной.

"Я точно знаю, что хуже этот проект точно не сделает. Мне очень хочется верить в лучше, надеяться, что эти пять ТОРов действительно произведут толчок нашей экономики и добавят несколько процентов к инвестиционной привлекательности края", - заключает эксперт.
По мнению представителя японского бизнеса, провал ТОРов надолго отпугнет инвесторов от Дальнего Востока .

"Если проект ТОР постигнет провал, Приморье лишится как зарубежных, так и российских инвесторов надолго", - уверен Саито Дайсуке, зампрезидента японского Института экономических исследований ROTOBO. - Опасений немало, но основное - отсутствие опыта успешной реализации проектов на Дальнем Востоке. После распада СССР правительство России неоднократно создавало особые экономические зоны на Дальнем Востоке. Все проекты не увенчались успехом до сих пор. Где-то инвесторы не появились вовсе, а те компании, кто инвестировал в эти зоны, в настоящее время уже не существуют. К чему я это говорю? Даже если в регионе будут зоны с льготным налогообложением и смягчены административные барьеры, будут внедрены хорошие конкурентоспособные услуги, но при этом позиция региональных властей будет сомнительной, инвесторы никогда в такой регион не пойдут".

Напомним, в ходе разработки законопроекта о ТОР, проанализировано 340 готовых инвестпроектов, которые могут претендовать на содействие Фонда развития Дальнего Востока. Из них отобрано 18 - это проекты, где есть реальный инвестор, решены вопросы финансирования, и эти проекты обещают наибольшую прибыль.

Примечательно, что работу Фонда развития Дальнего Востока, на который правительство возлагает важную миссию участия в реализации инвестпроектов, пока не увидели даже депутаты Госдумы. Об этом в ходе своего визита во Владивосток заявил Николай Харитонов, председатель комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной думы РФ. На данный момент Фонд был преобразован и практически готов начать инвестиции в отобранные проекты. На счету Фонда пока имеется 15 млрд рублей, половину из которых он вложит в дело уже в 2015 году.

При этом правительство не забывает и о своей выгоде. Так, полпред Юрий Трутнев убежден, что соотношение участия бизнеса в совместных проектах должно быть не менее 1 к 10, тогда это будет выгодно государству. При этом вице-премьер уверен: "Это не будет благотворительная помощь. Деньги обязательно должны вернуться государству в виде налогов".

В законопроекте предусмотрено два основных "пряника" для бизнеса - дерегулирование и налоговое стимулирование. Однако эксперты видят в нем лишь закрепление за регионом статуса "сырьевого придатка" и уже выражают свою неуверенность в эффективности разработанного законопроекта.

Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества убежден, что документ можно считать "полной победой Министерства Дальнего Востока над ликвидируемым Минрегионом" и "безнадежной попыткой "точечной" модернизации Дальнего Востока". По его мнению, задача развития Дальнего Востока должна решаться созданием настоящей зоны экономической свободы, какой сотни лет была вся Сибирь.

"Ручное управление" уже не предполагает прежней "вертикали", и единое пространство страны распадается на вотчины отдельных чиновников. Даст ли новая инициатива толчок реальному развитию региона? Нет. В списке приоритетных проектов почти исключительно ГОКи, плюс нефтеперерабатывающий комплекс и порты. Закрепляется наш сырьевой статус - только теперь не в Европе, а в Азии. Может ли такой подход привлечь 19 руб. частных инвестиций на 1 руб. госвложений? Не уверен. Пора признать, что целые регионы могут иметь особое хозяйственное законодательство, что Дальний Восток может развиваться только в партнерстве с соседями, а Россия должна стать подлинно федеративной", - комментирует законопроект Минвостокразвития эксперт.

Игорь Польченко, генеральный директор "Транзит-ДВ" считает, что создание ТОР именно на Дальнем Востоке сочетается с перспективным развитием Северного морского пути. "ТОР - это паровоз, который вытащит нас на мировой уровень", - уверен Польченко.

Основные опасения у представителей бизнес-сообщества связаны с тем, как повлияют ТОРы на малый и средний бизнес. И на данный момент вопросов больше, чем ответов.

"Менее года достаточно, чтобы разорить малый и средний бизнес, который не войдет в ТОРы, - уверена Татьяна Сухожилова, индивидуальный предприниматель-фермер. - А что делать нам? Платить 30% от фонда оплаты труда в качестве страховых взносов и все положенные федеральные, региональные и местные налоги без всяких скидок? И в конце-концов загнуться? Нужно изначально в закон закладывать и наши интересы".

Стоит отметить, что законопроект о ТОР стал первым документом, обсуждаемым в рамках процедуры "нулевого чтения", введенной в августе 2014 года ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".

В ходе "нулевого чтения" Вадим Чубаров, член Комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты, вице-президент Торгово-промышленной палаты России высказал общее мнение по созданию ТОР.
"ТПП посчитала необходимым поддержать законопроект. Законопроект соответствует тем задачам, который поставил президент, так как в целом законопроект содержит инструменты стимулирования социально-экономического развития региона. Что касается малого и среднего бизнеса, то он появится с развитием крупного - прежде всего, это сфера услуг и социальное предпринимательство".
Мнение

Александр Ивашкин, председатель Некоммерческого партнерства "Лига финансовых институтов", президент Ассоциации выпускников ДВФУ:

"Судя по статистике убывающего населения, своими силами Приморский край поднимается очень и очень сложно. К сожалению, рабочие места и новые производства создаются с трудом, покупательная способность заработанного на Дальнем Востоке рубля из-за жилищных, энергетических и транспортных монополистов ниже, чем в европейской части страны...

Поэтому так понятна озабоченность государства, которое ищет варианты обустройства огромных территорий Дальнего Востока, быть может, посредством создания ТОРов. Вживую потрогать, а тем более проанализировать работу территорий опережающего развития сегодня нельзя - подобного просто нет в стране. Однако есть мировой опыт и у ближайших наших соседей такие территории себя зарекомендовали как точки роста экономики, где максимально интенсивно окупаются вложенные инвестиции.

Чем шире мы будем открывать двери для любых инвесторов, играющих по прозрачным правилам, тем лучше для Дальнего Востока. Надо бояться не того, что кто-то у нас "оттяпает" Приморье и сделает экономическую экспансию, а того, что инвестиции в экономику второй год сокращаются. Так вот, чтобы в будущем у нас ничего не отняли, нужны прозрачные понятные правила игры, прежде всего, для инвестора. Такие правила должны быть заложены в правовой фундамент территорий опережающего развития. Суть этих правил должна в конечном итоге привести к выделению точек роста, концентрации всех ресурсов, определении большого набора финансовых и экономических преференций, созданию прекрасного инвестиционного климата и корпоративного законодательства на такой территории.

Если вспомнить совсем недавнее прошлое и не очень позитивный опыт СЭЗ- Находка, то проблема экономической зоны 90-х состояла в том, что СЭЗ-Находки оказалась неэффективной из-за коррумпированности, несовершенства в то время корпоративного законодательства. Есть ожидание, что проект по ТОРам учтет ошибки прошлого, тем более, что кардинальным отличием таких территорий от особой экономической зоны Находки, где принимались в участники СЭЗ любые компании-резиденты, желающие включиться в льготы СЭЗ (или попросту получить налоговую гавань,) то здесь предполагается "подстраивание" под интересы конкретного инвестора, а роль государства сведется к тому, чтобы механизм бизнеса был обеспечен всем необходимым.

Фундаментальный посыл будущему инвестору ТОР - это, прежде всего, корпоративное законодательство и механизма его действия в ТОРе, которое разрабатывает государство. Круг замкнулся - хочешь инвестора? Сделай для него хороший закон".

http://apk.msk.ru/

Док. 676626
Опублик.: 18.11.14
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Трутнев Юрий Петрович
  • Росляк Юрий Витальевич
  • Миклушевский Владимир Владимирович
  • Ивашкин Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``