В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Сотрудничество в рамках СНГ позволяет совместно решать общие проблемы, стоящие перед его участниками Назад
Вячеслав Лапидус: Сотрудничество в рамках СНГ позволяет совместно решать общие проблемы, стоящие перед его участниками
21 ноября 2014 г. в Ашхабаде состоялось заседание Совета глав правительств государств-участников СНГ. По итогам прошедшего мероприятия были подписаны документы, охватывающие различные аспекты многостороннего сотрудничества.
Обращает на себя внимание разный уровень представительства на саммите стран СНГ. Так, семь стран были представлены Главами правительств (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), лидером туркменской делегации выступил Президент, азербайджанской - первый вице-премьер. Украина и Молдавия были представлены послами, в Туркменистане и в Белоруссии соответственно. Данный фактор подчеркивает важную закономерность, сложившуюся в ходе последних саммитов интеграционных структур постсоветского пространства: уровень заинтересованности государства в деятельности Организации отражается в уровне представительства ее делегации.
Одним из основных вопросов, рассмотренных в рамках Заседания, стала практическая реализация Договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ. Следует отметить, что данное Соглашение играет ключевую роль в развитии экономической интеграции на постсоветском пространстве, вне рамок интеграционных структур более высокого уровня (ЕврАзЭС, ТС, Союзное государство). Документ предусматривает отмену действующих тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, снятие многочисленных торговых барьеров. Это будет способствовать увеличению многостороннего товарооборота, станет важным фактором в обеспечении экономического развития стран-участниц СНГ.
К настоящему моменту участниками вышеуказанного Соглашения являются все государства СНГ, за исключением Туркменистана и Таджикистана, позиция которых заметно отличается в данном вопросе. Туркменистан занимает изоляционистскую позицию и не намерен присоединяться к Договору, Таджикистан пока не завершил процедуры ратификации, но планирует стать участником данного Соглашения.
Важной концептуальной особенностью ЗСТ СНГ является размытость ее итоговых уставных целей, что позволяет рассматривать Договор как самодостаточное соглашение, как составную часть евразийских интеграционных процессов ("разноуровневая интеграция"), но также как проект, не противоречащий экономической Ассоциации государств СНГ с ЕС ("разновекторная интеграция"). Последняя трактовка активно отстаивается Украиной и Молдавией, но явным образом противоречат формальному и фактическому положению вещей: ЕС и СНГ являются конкурирующими интеграционными проектами, одновременное участие в которых на современном этапе развития является нереализуемым. Высказываемые некоторыми представителями экспертного сообщества позиции относительно выработки "общего формата зоны свободной торговли от Тихого океана до Атлантики" в условиях нарастания санкционного давления стран Запада на Россию, требуют полного переформатирования действующей европейской системы торгово-экономических и военно-политических блоков. В противном случае, подобный формат означает фактическое экономическое поглощение государств СНГ со стороны ЕС, приведет к массовому наплыву на рынки стран постсоветского пространства европейских товаров, способных уничтожить национальные производства, привести к негативным социальным и экономическим эффектам.
Практическая реализация Договора ЗСТ СНГ требуют принятия некоторых технических документов, дополняющих, уточняющих, корректирующих некоторые положения данного Соглашения. Это и стало одной из основных тем переговоров в рамках прошедшего Саммита. Речь в частности шла, о принятии Соглашения о свободной торговле услугами, Протокола о правилах и процедурах, регулирующих государственные закупки. Полноценное функционирование ЗСТ СНГ требует либерализации внешнеторговой деятельности, гармонизации национальных внешнеторговых законодательств, отмены остающихся изъятий из режима свободной торговли, сокращения числа антидемпинговых, компенсационных мер во взаимной торговле.
Другим значимым тематическим блоком вопросов, обсуждавшихся на заседании Совета глав правительств, стало сотрудничество в вопросах обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Ключевыми документами здесь являются Межгосударственная целевая программа "Рекультивации территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств", а также "Концепция ядерной и радиационной безопасности государств-участников СНГ". Программа "Рекультивации", разработанная корпорацией "Росатом", утвержденная Межгосударственным советом ЕЭС в 2012 г., предусматривает меры по устранению трансграничных экологических угроз в регионе ЦА. Работы по рекультивации радиационно опасных объектов рассматриваются как двухэтапный процесс, требующий выполнения целого комплекса научно-исследовательских, проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ. "Концепция" закрепляет основные задачи, принципы, приоритетные направления в сфере проведения работ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на пространстве СНГ.
В сфере культурно-гуманитарного взаимодействия, Главы правительств государств-участников СНГ приняли "План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества на 2015-2016 гг.", "План мероприятий на 2015-2017 гг. по реализации Стратегии развития в области туризма до 2020 г.". Документы предусматривают определение круга приоритетных вопросов общегуманитарного характера, разработку национальных законов и госпрограмм развития туризма, выработку единых стандартов предоставления туристических услуг. В образовательной области планируется придание ряду ВУЗов СНГ статуса базовых организаций по подготовке, профессиональной переподготовке кадров для горно-металлургической отрасли, рециклинга промышленных отходов, в области использования атомной энергии в мирных целях, в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Можно констатировать, что прошедшее мероприятие, имевшее технический характер, обозначило проблемы адаптации стран Содружества к современным мировым процессам и вызовам, требующим выработки комплексных мер по их разрешению. В условиях глобализации и усиления взаимозависимости различных государств, в ситуации финансового, политического, экономического давления на Россию со стороны западных стран необходимо более четкое определение перспективных областей многостороннего сотрудничества, проведение аудита эффективности существующих механизмов реализации принятых решений. В целом сотрудничество в рамках СНГ позволяет объединять усилия, находить совместные пути решения общих проблем, стоящих перед его участниками.

Док. 676806
Опублик.: 21.11.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``