В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Галина Манзанова: Cотрудничество России, Монголии и Китая в свете обеспечения безопасности В ШОС. Назад
Галина Манзанова: Cотрудничество России, Монголии и Китая в свете обеспечения безопасности В ШОС.
В последние годы на азиатском пространстве появились различные политические структуры безопасности (Региональный форум АСЕАН, Процесс АСЕАН+3, Тройственный пакт США-Япония-Австралия и т.д.), которые в обозримом будущем будут заметно менять структуру безопасности в регионе. К этим структурам, в которых в значительной степени доминируют США и Австралия, несколько лет назад добавилась Шанхайская организация сотрудничества - новая структура кооперации стран Азии, созданная под влиянием Китая и России, в которую, кроме них, качестве полных членов - входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, а в качестве наблюдателей - Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В условиях мирового кризиса и нестабильности ШОС может предложить новую площадку для мирного урегулирования возможных конфликтов и модель взаимодействия различных стран, которая будет не противопоставлять, а объединять народы и государства в решении совместных проблем на основе обмена опытом и использования достижений исторически сложившихся культур различных этносов, населяющих страны Азии.
Оценивая возможности участия в ШОС Монголии, необходимо учитывать и актуальный геополитический контекст. Несмотря на то, что Монголия входит в десятку мировых ресурсных лидеров, эта страна долгое время оставалась без должного внимания со стороны больших держав. Однако новые вызовы и новая конфигурация сил на мировой арене пробудили интерес крупных игроков к Улан-Батору и заставили их вступить в жесткую конкуренцию на монгольском направлении. Для США и НАТО эта страна может стать удобным плацдармом для сдерживания растущего влияния Китая в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Кроме того, Монголия является важным связующим звеном между Россией и Китаем. Поставив под свой контроль "цветную" Монголию, Вашингтон может разыгрывать различные ситуации в приграничных территориях - Республике Бурятия (Россия) и Внутренняя Монголия (Китай), где компактно проживают представители монгольского этноса. Дополнительный фактор раздражения может появиться и у Казахстана. На северо-западе Монголии проживает достаточно многочисленная казахская диаспора, через которую Вашингтон может разыгрывать ситуацию в свою пользу и на приграничных казахстанских территориях. Активизация США в проведении таких демаршей вызывает недовольство со стороны правящих элит государств Центральной Азии, где, напротив, США в результате такой наступательной политики, постепенно теряют свои позиции. Достаточно упомянуть факты сближения в последнее время экономических интересов Казахстана и Китая.
Следует также упомянуть и характерные для этих стран проблемы этнизации межгосударственных отношений, возникновения образов врага и "другого" во взаимном восприятии и тенденции к закрытости и сепаратизму во внешней политике, которые приводят к усугублению конфликтов и противоречий в этом регионе. Усиление позиций Вашингтона на территории Монголии позволило бы США сохранить рычаг давления на Китай даже в случае неудач в Средней Азии (странах СНГ).
Для России сотрудничество с Улан-Батором представляет интерес сразу с нескольких сторон. Москва могла бы быть не меньше Вашингтона заинтересована в допуске российских инвесторов к стратегическим месторождениям меди, золота и угля, приватизации промышленных объектов Монголии, которая стоит на повестке дня. Монголия может стать и перспективным маршрутом строительства российских нефте- и газопроводов в Китай. Кроме того, для Москвы имеет значение географическая близость этой страны к восточным границам России. Чем ближе будут отношения Кремля и Улан-Батора, тем комфортнее будет ситуация на дальневосточных рубежах РФ. Россия, в свою очередь, не проявляет пока особой активности, фактически никак не прореагировав на недавнее развитие сценария "цветного" кризиса в монгольской столице. В то же время политические круги Москвы отдают себе отчет в реальности возможного использования Вашингтоном Монголии в качестве "троянского коня" США в ШОС. В случае реализации такой возможности расстановка сил и позиции важнейших игроков в ШОС могли бы претерпеть значительные изменения. Безопасность - это не только военно-политический (как это трактуется большинством российских экспертов) и экономический феномен (как в основном считают китайские эксперты). Растущее значение для нее особенно в рамках ШОС приобретают гуманитарные (экологические, культурные, миграционные и прочие) аспекты.
Важность позиции Монголии в обеспечении безопасности и стабильности в регионе Центральной Азии уже осознается и на уровне западных СМИ, где последнее время резко усиливаются голоса в пользу резкого усиления курса на сближение с Улан-Батором. В настоящее время в этот регион уже пришел ЕБРР, который собирается провести программу реструктуризации промышленности и финансового сектора Монголии. В результате влияния ЕБРР резко затрудняется финансовое, торговое, экономическое взаимодействие между Бурятией (Россия) и приграничными территориями Монголии. Между тем с российской стороны в последнее время, напротив, происходит отход во внешней политики от активности в этом регионе.
Происходящие процессы в пространстве Центральной Азии ведут к нарастанию непредсказуемости во внешней политике, трудностям в прогностической оценке последствий принимаемых политических решений. В результате происходит обострение противоречий не только между основными игроками США, Китаем и Россией, но и нарушение хрупкого равновесия в приграничных территориях стран Монголии, Китая и России. В этих условиях деятельность ШОС может по новому осветить различные позиции игроков, входящих в это содружество. Все большее значение в процессе трансформации этого региона приобретают гуманитарные факторы "мягкого влияния" - взаимодействие стран по совместному решению экологических, миграционных проблем, проблем культурного обмена. Хотя эти проблемы и упомянуты в официальных документах ШОС, очевидно, что в реальной политике их значение пока явно недооценивается.
Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) объединяет государства, имеющие общие границы, близкие историко-культурные, политические, экономические и гуманитарные связи. В числе приоритетов деятельности ШОС наряду с вопросами обеспечения безопасности важнейшее место отводится решению проблем устойчивого социально-экономического развития входящих в ее состав стран. ШОС может стать надежным гарантом сохранения стабильности, как сдерживающий фактор, предупреждающий попытки радикальных и экстремистских сил, различных подрывных и деструктивных центров дестабилизировать ситуацию в регионе, превратить его в арену противостояния и противоборства. В связи с эти огромное значение в укреплении безопасности стран Центральной Азии, создании институтов сотрудничества и доверия приобретают гуманитарные факторы "мягкого влияния" - взаимодействие стран по совместному решению экологических, миграционных проблем, проблем культурного обмена, которые будут не разделять, а постепенно объединять народы и государства в совместном решении общих проблем.
Между тем в ШОС пока не развиты институты трансграничного сотрудничества, нет постоянно действующей переговорной площадки, где бы в рамках гуманитарного сотрудничества могли бы обсуждаться и нарабатываться направления решений совместных проблем для снятия возможных противоречий и напряженности. В условиях глобализации через механизм внешних миграционных и социальных контактов между представителями элит различных стран происходит обмен социально-экономической информацией с целью поиска новых идей и механизмов более эффективного их развития в условиях глобализации и новых вызовов.
Именно использование адаптационных технологий и сохранение инерционности развития исторически свойственным этносам культурно -хозяйственных моделей обеспечило, как это, ни парадоксально, при внедрении рынка, сохранение устойчивости и переход кочевого номадного сообщества Монголии в другую более прогрессивную стадию развития. И напротив, ярким примером в смысле негативных последствий стремительного внедрения рынка по образцу стран в традиционном социуме, являются события в Киргизии, где аграрный кризис, обвальная миграция молодежи из села в город, безработица и бедность населения в условиях общей депрессивности региона приводят к маргинализации населения и созданию социальной базы для эскалации этнических конфликтов.
По результатам выступления Генерального Секретаря ШОС Имманалиева на Байкальском Экономическом Форуме в октябре 2010 г в Пекине уже прошло первое Совещание министров сельского хозяйства государств-членов ШОС, в ходе которого обсуждены вопросы реализации подписанного в ходе Ташкентского саммита ШОС Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области сельского хозяйства. Стороны договорились сформировать постоянно действующую экспертную рабочую группу государств-членов ШОС по вопросам сельского хозяйства и утвердили его Регламент работы.
Выступая на первом Боаоском международном туристическом форуме в марте 2011 г. Генеральный секретарь ШОС М.С.Иманалиев еще раз подтвердил, что "В период глобализации и неоднозначных изменений в мировой экономике актуальность приобретают вопросы укрепления уже существующих форм сотрудничества, которые содействовали бы формированию стабильных условий, поощряющих развитие экономики и культуры. В рамках нашей Организации растет интенсивность контактов на гуманитарном направлении, включая такие сферы как сельское хозяйство, культура, здравоохранение, наука, спорт и туризм. В соответствии с договоренностями глав государств налажен механизм ежегодных встреч министров сельского хозяйтсва, культуры, регулярно проводятся мероприятия, нацеленные на духовное сближение наших дружественных, издавна живущих по соседству народов, на взаимное обогащение их культур и экономики".
Несмотря на вышеизложенные проблемы и различия в подходах, уже сегодня можно констатировать, что возможное вступление Монголии в ШОС откроет новые возможности для активизации сотрудничества стран-членов ШОС в гуманитарном направлении и будет, прежде всего, способствовать решению острейших вопросов в области сельского хозяйства, экологии, земле- и водопользования, устойчивого развития всего региона. В условиях глобализации обмен опытом и успешными технологиями развития отраслей экономики, особенно на примере двух соседних регионов, в частности Бурятии (Россия) и Монголии, родственным по традициям, языку и культуре особенно актуален.
Гуманитарное, экономическое сотрудничество по совместному решению проблем, снятию возникающих противоречий в дальнейшем будет способствовать снижению уровня конфлитогенности регионов Центральной Азии, укреплению безопасности и устойчивому развитию стран-членов ШОС. Предлагая приоритетные области для сотрудничества они дают новый импульс в развитии приграничных регионов и стран-членов ШОС, помогая: определить общие для Бурятии (Россия) и Монголии проблемы, поддержать совместные или имеющие одну цель, проекты развития, выработать консенсус и приграничное взаимодействие. Необходимо также обозначить важнейшие направления гуманитарного сотрудничества стран Центральной Азии по совместному решению острейших вопросов в области развития сельского хозяйства, опустынивания, экологии, земле- и водопользования, миграции и мирного разрешения этнических конфликтов, возможно, вначале на базе исторически сложившегося мирного существования этносов двух соседних государств Бурятии (Россия) и Монголии.
Каждое направление гуманитарного сотрудничества в ходе обсуждения этих проблем на семинарах при совместном участии ученых, представителей общественных, государственных и заинтересованных бизнес-структур стран Центральной Азии под эгидой ШОС может затем перерасти в совместные бизнес-проекты для устойчивого развития стран Центральной Азии. И как первый шаг в этом направлении - распространение монгольского опыта модернизации сельских хозяйств в Бурятии, Калмыкии и ряде стран Центральной Азии, в частности Киргизии, для того, чтобы использовать традиции, культуру, местный опыт этносов как основу для возрождения сельского хозяйства, улучшения социальных условий жизнедеятельности населения, стабилизации молодежи на селе и предотвращении дальнейшего всплеска миграционного оттока в города и в противовес возможной эскалации конфликтов на этнической почве, чему способствует активность США в арабских странах.
Как пример для решения аналогичных проблем развития стран Центральной Азии важнейщими направлениями гуманитарного сотрудничества Бурятии и Монголии, могут стать следующие:
1.В области экологии-
1. Обмен опытом и постепенное создание трансграничной природной территории "Байкал-Хубсугул", обеспечивающей сохранение уникального природного и этнокультурного комплекса, масштабное развитие рекреации и туризма.
2.Создание "Зеленого пояса" вокруг пустыни "Гоби", и обмен опытом ученых из Бурятии и Монголии и по противодействие опустыниванию и сотрудничество в области мелиорации и ирригации земель.
3. Создание экологических коридоров ( буферные зоны, коридоры миграции животных, зоны абсолютного покоя, экспериментальные участки) включающих особо охраняемые природные территории бассейна р.Селенги, являющейся основной водосборной частью оз.Байкал, сохранение качества природной среды и биоразнообразия на территории Бурятии и Монголии и противодействие вредных выбросов и сбросов предприятий приграничной зоны Китая на эти территории.
В области экономики:
2. Опыт сотрудничества в развитии приграничных с Бурятией аймаков Монголии - Ховсогол,Орхон,Сэлэнгэ, Булган, повышение их роли в экономике Монголии. Сотрудничество с Россией в освоении медно-молибденового комбината "Эрдэнэт" (аймак Орхон) .Обеспечение продовольственной безопасности Монголии и развитие ранее традиционно земледельческих аймаков -Сэлэнгэ, Булган. Сотрудничество с Бурятией в области ирригации и мелиорации земель, и противодействие процессу опустынивая этих районов. Новые формы кооперации в решении совместных проблем по развитию животноводства, земледелия в сопредельных территориях.
3.В области туризма:
1.Возможности и проблемы развития туризма в приграничных районах России (Бурятия) и Монголии. Совместные трансграничные проекты России : "Восточное кольцо России" и "Чайный путь" и повышение конкурентоспособности российского туризма. На региональном уровне в Бурятии -создание современных туров и маршрутов с посещением оз. Байкал и путешествий по Монголии. Особенно полезен для развития туризма в Бурятии опыт Монголии в повышении привлекательности для туристов природных и этнокультурных памятников, традиций классического буддизма, кочевых традиций в аграрном секторе, развитии недорогой сферы услуг.
4. В области миграции-
Миграционный оборот между приграничными территориями Бурятии (Россия), Монголии и Внутренней Монголии (Китай). Опыт Бурятии (Россия) и Монголии в проблемах и возможностях регулирования китайской миграции.

Выступая на международной научно-практической конференции в Алматы 2 февраля 2011 г. Генеральный секретарь ШОС М.С.Имманалиев подчеркнул "Опираясь на исторические узы добрососедства и дружбы между нашими народами, мы способны в перспективе добиться приемлемого уровня благополучия региона в целом. При неизменном следовании принципам уважения права друг друга на выбор пути самостоятельного развития в различных сферах и с учетом национальных особенностей каждой страны, что закреплено во всех основополагающих документах нашей Организации, в том числе Хартии ШОС и Договоре о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, мы будем вместе идти вперед, из года в год прогрессируя в реализации задуманных планов".




Г.В. Манзанова, научный сотрудник Института Востоковедения РАН

Док. 676973
Опублик.: 27.11.14
Число обращений: 0

  • Манзанова Галина Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``