В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Маслакова-Клауберг: Исторические вехи подготовки российской дипломатии: от кузницы советских дипломатов до Дипломатической Академии Назад
Наталья Маслакова-Клауберг: Исторические вехи подготовки российской дипломатии: от кузницы советских дипломатов до Дипломатической Академии
Начиная с 1920-х гг. в Народном комиссариате иностранных дел СССР, новом внешнеполитическом ведомстве Советской России, стала остро ощущаться нехватка профессиональных дипломатических кадров. На смену чиновникам императорского МИДа, которые так и не признали революционных преобразований, стали приходить партийные кадры, которые, в большинстве своем, не имели соответствующего образования, к тому же не владели иностранными языками. Нехватка кадров объяснялась также тем, что в стране шла ожесточенная Гражданская война, и фронт также очень нуждался в защитниках советской власти.
В такой сложной обстановке Г.В.Чичерин, будучи Наркомом иностранных дел СССР, сразу поставил вопрос о необходимости подготовки профессиональных дипломатических кадров. Он понимал, что речь шла не просто о многосторонней профессиональной и языковой подготовке будущих дипломатов, но, прежде всего о создании дипломатического аппарата нового поколения, которому придется отстаивать интересы молодого советского государства на международной арене. Среди основных требований к дипломатическим работникам Г.В.Чичерин особо выделял - широкий политический кругозор, высокий общекультурный уровень, понимание международной ситуации, а главное - глубокая преданность своему делу и, безусловно, дипломатическое переговорное мастерство.
Сначала речь шла об организации специальных Курсов для подготовки коммунистических дипломатов. Однако позднее возникла идея создания Института или Дипломатической академии им. В.В. Воровского, одного из первых советских дипломатов, участника Лозаннской конференции, убитого в 1923 г. в Лозанне (Швейцария). Имя Воровского так и не было присвоено новому дипломатическому учебному заведению. Однако память первого убитого советского дипломата была все же увековечена. В 1924 году у бывшего здания НКИДа в Москве на улице Воровского, переименованной из Поварской, появился бронзовый памятник видному советскому дипломату.
В то тревожное время перед Советской Россией стояли острейшие внешнеполитические задачи, от решениях которых зависела судьба молодого советского государства. Среди первоочередных целей советской дипломатии стали - выход страны из международной изоляции, предотвращение создания антисоветской коалиции со стороны европейских держав, предотвращение угрозы большого военного конфликта с участием СССР, создания системы коллективной безопасности, противодействие нарастающей угрозе фашистской агрессии, укрепление внешнеполитических позиций СССР на международной арене, подготовка ко вступлению СССР в Лигу Наций и многое другое. Это было особое время, и для решения этих задач требовались специалисты высокого профессионального уровня, со знанием иностранных языков, имеющие опыт ведениях международных переговоров, знающих специфику международной отношений. Следует учитывать, что советским дипломатам проходилось работать в условиях массированной антисоветской пропаганды. Именно перед НКИД стояла важнейшая задача - обеспечить Советскому Союзу максимальные возможности для внешнеполитического маневра.
В начале 30-х годов началась вторая волна дипломатического признания РСФСР. К 1934 году СССР уже имел дипломатические отношения с 27 государствами, среди которых были и США. А это означало, что требовались дипломаты не только для Центрального аппарата, но и, прежде всего, для загранучреждений. К этому времени СССР вступил в Лигу Наций, и советским дипломатам необходимо было участвовать в различных комиссиях и международных конференциях, где требовалось умение вести переговоры и отстаивать позиции молодого советского государства. Всему этому приходилось срочно учиться. И вопрос о создании специализированного дипломатического учебного заведения встал достаточно остро.
В январе 1934 года Коллегия Наркомана иностранных дел СССР во главе с новым Наркомом М.М.Литвиновым приняла решение о создании Института по подготовке дипломатических и консульских работников. Первым его директором стал Иван Иванович Рожков, который оставался на своем посту до 1938 года.
Желающих поступить в новый дипломатический институт оказалось гораздо больше, чем имеющих мест - более 600 чел. на 40 мест. ЦК проводило строгий отбор будущих студентов, большинство которых составляли выходцы из рабоче-крестьянской среды. В докладной записке на имя Наркома Иностранных Дел М.М. Литвинова особо отмечался общекультурный уровень абитуриентов: "культурное развитие недостаточное, крайне низкая грамотность, незнание элементарных буквально событий". Многие из поступающих не знакомы к мировым литературным наследием. Подавляющее число элементарно не знает географической карты".
Институту было выделено одно из зданий НКИД на Кузнецком мосту. Обучение в нем было направлено на подготовку секретарей Полпредов, вице-консулов, атташе и референтов. Лекции читали видные советские дипломаты - А.М.Коллонтай, Л.М. Карахан, С.А.Лозовский, И.М. Майский и др.
Эта "первая кузница советской дипломатии" выступила из своих стен многих известных дипломатов, которые занимали впоследствии занимались ответственные посты в советском внешнеполитическом аппарате, руководили посольствами за рубежом. Среди них - Я.А. Малик (Посол СССР в Японии и Великобритании, зам. Министра иностранных дел, Постпред СССР при ООН), Ф.Молочков (зав. Протокольным отделом МИД СССР, Посол в Бельгии, преподавал в Дипломатической Академии МИД СССР), Г.П. Аркадьев (Посол СССР в Норвегии, зам. Постпреда СССР при ООН, Постпред СССР при МАГАТЭ, Постпред СССР при международных организациях в Вене); Г.М. Пушкин (Посол СССР в ГДР, зам. Министра иностранных дел СССР, член Коллегии МИД СССР) и др.
Безусловно, этот список был бы гораздо больше, если бы ни чистки и репрессии 1937 года, которые, к сожалению, коснулись и внешнеполитического ведомства. По архивным данным, из руководства НКИД и загранучреждений были репрессированы более 140 чел. Были и такие, которые испугавшись ситуации в стране, предпочли остаться за рубежом в эмиграции. В этот период советские представительства за рубежом буквально опустели. В январе 1939 г. М.М.Литвинов докладывал И.В.Сталину о том, что в 9-ти странах места послов (полпредов) остаются вакантными. Речь шла о странах - США, Япония, Польша, Румыния, Испания, Литва, Дания, Венгрия, Болгария. Он подчеркивал, что, если ситуация не измениться, то "мы рискуем перед лицом надвигающихся грозных событий остаться без заграничного аппарата".
В центральном аппарате Министерства картина была практически схожая. Из 8 заведующими отделами был утвержден только один, а остальные были временными людьми.
В такой непростой ситуации было принято решение направлять на вакантные места послов и постпредов партийных выдвиженцев. Их называли новобранцами "молотовского призыва". Однако существенным недостатком было то, что они не имели практически никакого опыта в сфере международных отношений. Основным критерием отбора была партийная принадлежность. Все дипломатические работы должны были быть членами ВКП(б) и "идеологически подкованными" людьми. Однако, при этом фактически не учитывался общеобразовательный уровень кандидатов, который при проверке оказался очень низким. Большинство из них не имели элементарных знаний по истории России и западных стран, к тому же, не владели никакими иностранными языками. М.М.Литвинов докладывал И.В.Сталину, что из 85 человек, предложенных партией для работы в НКИД, удалось отобрать только 25 чел. Задача подготовки профессиональных кадров вновь стала центральным пунктом в деятельности Наркомата иностранных дел СССР.
Таким образом, СССР подходил к труднейшим международным событиям ослабленным, и с нехваткой опытных дипломатических кадров. А мир уже практически стоял на пороге Второй мировой войны.
Мы помним также и о тех, кто ушел с дипломатических постов прямо на фронт в годы Второй мировой войны, героически погибнув на полях сражений. В числе добровольцев были и выпускники Высшей дипломатической школы и большинство ее сотрудников. И в МИД РФ, и в Дипломатической Академии МИД РФ на мемориальных досках запечатлены имена тех, кто не вернулся с фронта. Вечная память их подвигу.
В августе 1939 года в соответствии с постановлением секретариата ЦК ВКП (б) Институт дипломатических и консульских работников был преобразован в Высшую дипломатическую школу (ВДШ). В течение 35 последующих лет ВДШ была крупнейшим центром подготовки и переподготовки специалистов-международников из числа партийных, советских и хозяйственных кадров. В 1950-х гг. ВШД переедет в здание на Козловском переулке, вблизи станции метро "Красные ворота".
В Высшей дипломатической школе (ВДШ) было организовано два отделения: западное и восточное. Обучение в ВДШ велось в течение 2-3- лет. В программе обучения были увеличены часы на изучение истории международных отношений с 30 до 120 часов, иностранных языков - до 800 часов, международного права - на треть часов. Кроме того, Коллегия Министерства СССР (в 1946 г. НКИД был переименован в МИД СССР) с целью повышения языковой подготовки дипломатов разрешила изучение иностранных языков непосредственно в наркомате без отрыва от работы. Следует отметить, что, несмотря на трудное военное время 40-х годов в ВШД преподавалось 23 иностранных языка. А в 1947 года начали действовать Курсы по усовершенствованию руководящих работников МИД СССР (со сроком обучения 9 месяцев).
Особое внимание в ВДШ уделялось к подготовке и изданию фундаментальных трудов по истории дипломатии и международным отношениям, таким как "История дипломатии" в нескольких томах. Эти книги и сегодня являются настольными для российских дипломатов.
В Высшей дипломатической школе в разные годы преподавали известные специалисты в области международных отношений: Е.Тарле, В.Хвостов, С.Крылов, В.Дурдиневский и др.
Один из выпускников ВДШ 1946 г. А.Ф.Добрынин в своей книге "Сугубо доверительно" вспоминает, что на заседании Политбюро ЦК в 1944 году И.В.Сталин предложил В.М.Молотову, который тогда был Народным комиссаром иностранных дел СССР, набирать людей на дипломатическую работу из числа других профессий, например, инженеров. При этом он уточнил, что основным критерием должно быть умение хорошо ладить с людьми. Так А.Ф.Добрынин, как и многие другие, впоследствии видные советские дипломаты, смогли попасть на работу во внешнеполитическое ведомство СССР.
После Второй мировой войны возобновляется работа загранпредставительств, и приоритетным становится восточное направление. Это был непростой период, связанный с началом холодной войны, появлением на мировой арене многочисленных независимых стран Азии и Африки, что потребовало подготовки специалистов со знанием многих редких языков, в том числе китайском, корейском, вьетнамском, пушту, хинди и многих других. Политика СССР направлена на расширение и укрепление связей в социалистическом лагере. В 1964 году в ВДШ принимаются на учебу слушатели из Албании, Болгарии, Вьетнама, ГДР, Комбоджы, Кубы, Монголии, Польши, Чехословакии.
    В 1974 году с учетом возросших внешнеполитических задач и потребностей страны ВДШ была преобразована в Дипломатическую академию МИД СССР, которая и сегодня является ведущим центром по подготовке и переподготовке высокопрофессиональных дипломатических кадров, специалистов-международников, работающих в государственных, общественных организациях, субъектах РФ, а также в сфере бизнеса.
    За время своего существования Академия подготовила свыше 7 тыс. профессиональных дипломатов, из которых более 500 чел. стали Чрезвычайными и Полномочными послами.
    Среди авторитетных и известных в мире учебных заведений, готовящих современную политическую и дипломатическую элиту, таких как Венская Дипломатическая академия, Институт политических исследований в Париже (Siences Po), Лондонская дипломатическая Академия, Академия дипломатической службы ФРГ и др. - Дипломатическая академия МИД РФ остается одним из крупнейших учебных и научно-исследовательских центров в мире, со своими устоявшимися историческими традициями и уникальным профессорско-преподавательским составом. Большинство профессорско-преподавательского Академии составляют люди с практическим дипломатическим опытом.
    На сегодняшнем здании Дипломатической Академии МИД РФ на ул.Остоженка 53/2 виднеется памятная доска в честь одного из видных российских дипломатов А.М.Горчакова, чьи слова "Россия не сердиться, а сосредотачивается...>> имеют, сегодня, особенно актуальное звучание. Россия сосредотачивается и в подготовке будущих блестящих дипломатов, профессионалов-международников, и в этом наиважнейшая миссия нашей Академии.

Док. 678843
Опублик.: 09.02.15
Число обращений: 0

  • Добрынин Анатолий Федорович
  • Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович
  • Маслакова-Клауберг Наталья Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``