В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЕАЭС-2015: инфраструктура интеграции Назад
ЕАЭС-2015: инфраструктура интеграции
В Москве презентована монография "Евразия: новые горизонты итеграграции. Экономический очерк" (авторы: Д.Евстафьев, К.Привалов). Редакция сайта ИАЦ публикует отрывок из книги.

Созданный в 2014 году ЕАЭС представляет собой глобально значимое экономическое объединение, которое даже в начале своего развития выглядит очень серьезно с позиции его промышленного и геоэкономического потенциала. Безусловно, можно и далее пребывать в уверенности, что минимальным размером регионального рынка, который обеспечит его устойчивое развитие, являются 200-220 миллионов человек. Однако эти цифры назывались экономистами в период, как выяснилось впоследствии, неоправданного экономического оптимизма. Он был связан с убеждением в безграничности глобализации, в ее нарастающем характере и в возможности осуществлять устойчивый экономический рост на базе уже имеющихся глобальных экономических институтов.

Кризис 2008 года и последующие невеселые события опрокинули эту уверенность, причем и в финансовой сфере, которая ранее близору- ко считалась практически незыблемой. Кризис 2008 года показал опас- ность, которая возникает, когда формирование новых экономических систем отдается в руки стихийных сил, зависимых от волатильного состояния финансовых рынков. Думается, воздействие нынешней волны экономического кризиса будет не менее отрезвляющим для всех.

Неизбежен вопрос: на какой организационной, юридической и ин- ституциональной базе должны развиваться процессы евразийской интеграции, чтобы быть успешными?

Инфраструктура евразийской интеграции проста и логична. Интеграционные направления выстраиваются вокруг соглашений, которые в той или иной форме регулируют торговые отношения сторон. Логичность такого положения дел заключается прежде всего в его экономической "повседневности": оно показывает выгодность интеграции в "текущем режиме", причем на основе опыта обычных людей, далеких от высокой политики и "большой" экономики.

Выгодность "зон свободной торговли" не нуждается в каком-то углубленном доказательстве. Тем более, не нуждалась в доказательстве идея зоны свободной торговли между странами СНГ, такая инициатива воспринималась как элементарное возвращение к нормальному положению вещей. В этом, однако, заключалась и определенная проблема: получив практически моментальное улучшение экономической конъюнктуры как на макро-, так и на микроуровне, многие партнеры утратили стимулы для дальнейшего своего участия в интеграционных процессах. Посчитали, что оно потребует слишком серьезных затрат. Собственно, в этом и состоит кажущийся секрет "похожести" нескольких интеграционных проектов на постсоветском пространстве: они, конечно, похожи по форме, но сильно отличаются по своему внутреннему содержанию и еще больше по целям и настроениям своих стран-членов.

Для реализации серьезных, глубоких интеграционных проектов нужна определенная инфраструктура взаимодействия. В этом плане любой интеграционный процесс представляет собой довольно сложную систему, которая к тому же находится в постоянном развитии под воздействием как внутренних, так и внешних обстоятельств.

Аксиома: успешные интеграционные процессы редко когда начинаются вокруг одной идеи свободной торговли и общего рынка. Интеграционные процессы, первоначально возникшие вокруг идеи свободной торговли, либо трансформируются во что-то более серьезное, либо стагнируют. Ведь главным вызовом для этих процессов является именно вызов развития. А развитие интеграционного процесса, инициированного в любой форме, неизбежно будет накладывать серьезные взаимные обязательства на его участников. К этому, как показывает жизнь, не все и не всегда оказываются готовыми.

Инфраструктура интеграции сама по себе не возникает. Идея, что она появится сама собой под воздействием "невидимой руки рынка", столь же наивна, сколь и вредна. Евразийская интеграция - это сплав естественности и управляемости, планомерности. Инфраструктура интеграции, ее организационное обеспечение как раз являются тем элементом, где, безусловно, превалирует управляемость. Такую инфраструктуру надо создавать, причем - не одномоментно, а постепенно и тщательно. В развитии интеграционных процессов исключительно важна преемственность. Любое отрицание прошлого опыта приводит на "следующем витке" к весьма серьезным проблемам.

Помимо базовых элементов инфраструктуры интеграции огромное значение в период после организационного оформления и практиче- ского запуска интеграционного проекта приобретает юридическая ин- фраструктура в областях, смежных или дополняющих базовый предмет взаимодействий, наполняющих замысел конкретным содержанием. Тут приоритетными сферами взаимодействия становятся следующие на- правления сотрудничества:

СИСТЕМА СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ, ос- нованных на общем законодательстве и общих принципах тариф- ного регулирования. Пока этого не произойдет, мы не сможем говорить о выравнивании условий конкуренции между произво- дителями наших стран. А главное - интеграционные процессы останутся "поверхностными", не затрагивающими базовые отрасли экономик стран региона.

СИСТЕМА СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ. Это направление определяет очень многое в глобальной конкурентоспособности Евразии и требует дви- жения одновременно по двум путям: законодательному регу- лированию и корпоративному управлению с целью создания сквозных систем. Ибо не бывает только внутрирегиональной конкурентоспособности, точнее - она может существовать на уровне отдельного корпоративного субъекта, но не более того. Подлинная, стратегическая конкурентоспособность любого проекта может проявиться только через эффект "больших чисел". И конкурировать изначально придется на глобальном уровне.

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, однако евразийской интеграции здесь необходим более значительный качественный рывок. В этом смысле инициативы России о переходе на расчеты между государствами в национальных валютах интересны и перспективны, хотя и нуждаются в глубокой проработке, особенно - в условиях нарастания политизации в функционировании глобальной финансовой системы. В ней главный принцип, которому мы, поспешая медленно, должны следовать: "Не навреди".

СИСТЕМА БЕЗУСЛОВНОЙ "СКВОЗНОЙ" СЕРТИФИКАЦИИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ. Вопрос заключается не только и не столько в выдаче сертификационных документов единого образца, сколько в обеспечении более высокого качества товаров и услуг (как потребительских, так и корпоративных) на территории ЕАЭС. Важно, однако, чтобы эта система коррелировалась с системой глобальных стандартов, а, возможно, кое в чем и опережала ее качественно. При этом надо сохранять здравый смысл в качестве основы и не впадать в бюрократический экстаз, как это произошло с системой стандартов в ЕС.

Иными словами, базовые интеграционные договоренности по вопросам "свободной торговли", если они основаны на объективном экономическом базисе, а не навязаны за счет административных решений, "тянут" за собой широкий спектр интеграционных процессов. Практически неизбежно они выведут взаимодействие партнеров далеко за рамки только торговых отношений.

Успех ЕАЭС и его динамичное развитие объясняются во многом тем, что такая инфраструктура уже была создана в рамках предыдущих, менее удачных интеграционных проектов. История создания Таможенного союза и ЕАЭС подтверждает то нехитрое, но важное правило, что и отрицательный результат - тоже результат. Значительное преимущество ЕАЭС связано с изначальной институционализацией интеграции и с комплексным характером процессов.

Новый экономический союз в отличие от других интеграционных структур сразу вышел на качественно высокий уровень сотрудничества, используя опыт прежних лет и даже отдельные элементы инфраструктуры от прежних интеграционных проектов.

Док. 679222
Опублик.: 20.02.15
Число обращений: 0

  • Евстафьев Дмитрий Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``