В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Румянцева: Аудит соблюдения конституционных прав граждан: реалии правоприменительной практики и закон Назад
Елена Румянцева: Аудит соблюдения конституционных прав граждан: реалии правоприменительной практики и закон
Румянцева Е.Е. Аудит соблюдения конституционных прав граждан: реалии правоприменительной практики и закон / Румянцева Е.Е. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - N02(106). - IDA [article ID]: 1061501026. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/26.pdf

УДК 338.24.01, 364.013, 34.023     UDC 338.24.01, 364.013, 34.023

Социологические науки    
Social sciences

АУДИТ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН: РЕАЛИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ И ЗАКОН
    
THE AUDIT OF THE OBSERVANCE OF THE CITIZENS CONSTITUTIONAL RIGHTS: THE REALITIES OF THE LAW-ENFORCEMENT PRACTICE AND THE LAW

Румянцева Елена Евгеньевна    Rumyantseva Elena Evgenyevna
доктор экономических наук, профессор
SPIN-код в РИНЦ: 6398-3741
e.p.centre@mail.ru
Doctor of Economic Sciences, professor
SPIN-code in SCIENCE INDEX (eLIBRARY.ru): 6398-3741
E-mail: e.p.centre@mail.ru
Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Москва, Российская Федерация
    Institute of public service and management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation

Долгое время в России существует парадокс, когда нормы права принимаются, пересматриваются с разным уровнем наукоемкости и эффектом для развития общества, а практика действует с существенным отступлением от соблюдения установленных правовых регламентов. В данной статье автор рассматривает сущность важнейших норм конституционного права в России: права на жизнь, гарантия государственной защиты достоинства личности в разных сферах деятельности, права участия каждого гражданина в управлении делами государства, права обращения в государственные органы и органы местного самоуправления с целями получения действенной и своевременной помощи, компетентных разъяснений, права на труд, защиты материнства и детства, права на жилище, права на охрану здоровья и медицинскую помощь, права на отдых и права на образование. Cтавится задача преодоления стереотипов сопоставления действующих норм права с их правоприменением и на примере анализа важных норм российской конституции делается вывод о необходимости проведения аудита соблюдения норм права, формировании перехода от статического рассмотрения норм права в динамическому с проведением сравнительного анализа их правоприменения, соответствующего разным периодам развития    Long time in Russia we have a paradox when the law rules are accepted, reconsidered with the different level of the knowledge intensity and the effect for the social development, but the practice works with the essential derogation from the observance of the established legal regulations. In this article the author considers the essence of the most important rules of constitutional law in Russia: the right to the life, a state protection guarantee of the protection of the citizen in different fields, the right to the participation of each citizen in the state governance, the right to the request to the government and local authorities with the purposes of the receiving the effective and timely help, the competent explanations, the right to the work, the state protection of the motherhood and the childhood, the right to the housing, the right to the health protection and the medical care, the right to the recreation and the right for education. We have also set a task of the overcoming of stereotypes of the comparison of the existing rules of the right to their right application and on the example of the analysis of the important standards of the Russian constitution there is drawn the conclusion about the need of the carrying out audit of the observance of the law rules, the formation of the transition from static consideration of the law rules in the dynamic with the carrying out the comparative analysis of their right application corresponding to the different periods of the development

Ключевые слова: АУДИТ, НОРМЫ ПРАВА, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, КОРРУПЦИЯ    Keywords: AUDIT, RULES OF LAW, MORALITY, LAW-ENFORCEMENT SPHERE, CORRUPTION

Затяжной финансовый кризис страны, где труд перестал быть главным мерилом дохода и будущего богатства любого гражданина, влечет за собой подрыв основ долгосрочного и устойчивого экономического роста, ощутимый недостаток стимулов развития реального сектора производства, повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг в международном сообществе, подрывает устои семьи и брака, морально-нравственные, этические ценностные ориентиры дальнейшего общественного развития. Противодействием негативным факторам развития общества, главными из которых на протяжении многих лет выступают коррупция как произвол деятельности руководящих кадров, безнаказанность их правонарушений, и многообразные формы мошенничеств, не связанных с реализацией властных полномочий в управлении людьми, служит контроль со стороны всего общества, а не выстраиваемых вслед за нарушением законов и правопорядка коррупционных связей, за соблюдением норм права и существующих пока в отрыве от него этических, нравственных норм поведения при осуществлении любой служебной и коммерческой деятельности.
Для характеристики такой специфической ситуации именно в России действует такой термин как "жизнь по понятиям", что, по своей сути, означает "произвол", "мошенничество", "деятельность вне закона". Долгое время в нашей стране существует парадокс, когда нормы права принимаются, пересматриваются с разным уровнем наукоемкости и эффектом для развития общества, а практика действует с существенным отступлением от соблюдения установленных правовых регламентов. Самые ценные сигналы, которые общество подает о бедах, проблемах текущей ситуации, - это некомпетентные, но правдивые ЖАЛОБЫ на действия, бездействия должностных лиц и мошенников, которые в условиях давления коррупции остаются в большей своей части БЕЗ ВНИМАНИЯ - без должного рассмотрения и вынесения своевременных системных, компетентных решений. И именно своевременные обращения (их только по линии МВД РФ поступает порядка 30 млн. в год [24] с ежегодным ростом с 2006 г. с 20 млн. заявлений в различные подразделения российской полиции [25], в 2015 г. по 5,9% поступивших заявлений граждан были возбуждены уголовные дела, в 2007 г. - по 14,6%) являются важнейшим индикатором и взаимодействия власти с обществом (от отрыва до тесного сотрудничества), и фактического состояния законности и правопорядка в стране, реалий правоприменительной практики.
Кроме необходимости проведения дальнейших исследований в отношении эффективности работы и взаимодействия с гражданами российских правоохранительных органов власти, соответствия выделяемых государственных затрат достижению ими целей позитивного общественного развития, важны исследования и в области негласно сложившихся тенденций вынесения тех или иных судебных решений, фактической защиты прав граждан через современную российскую судебную систему, в которой меры по борьбе с коррупцией в России гласно не обсуждаются, и последующей эффективности исполнения судебных решений, также в рамках аудита исполнения государственных обязательств по реализации важнейших конституционных гражданских прав. Важнейшей составляющей такого гласного аудита является "фотографирование" рабочего дня лиц, взаимодействующих с населением, и постоянная оценка уровня их компетентности. Например, в ходе проведенных исследований было выяснено, что современный судья в России тратит в среднем сорок восемь минут на одно дело (а для написания рецензии на научные работы предусматривается по нормам рабочего времени 3 часа, на подготовку выступлений на конференции - уже 30 часов). 12,1% российских судей работали в советское время. Менее половины окончили дневное отделение вуза, у 58,1% российских судей оба родителя не имеют высшего образования, из юридических династий - юристы во втором-третьем поколении - только 5,3% российских судей. 43,9% судей получали высшее образование ЗАОЧНО. Защите прав граждан уделяют первостепенное внимание 50,5% судей, обеспечению справедливости - 36,5%. Взгляды женщин-судей (их 66%) и мужчин-судей заметно расходятся. Чем моложе судьи (их средний возраст 43,2 года), тем меньше значения они придают справедливости при ответе на вопрос о миссии в своей работе, выделяя лишь ЗАКОННОСТЬ. На последнем месте среди 9 главных личностных характеристик современного судьи оказалось их профессиональное качество "быть гуманным" (4% опрошенных, выбиравших по 3 самых важных для них характеристики), на предпоследнем - "быть бескорыстным" (18,3%). Оказались более значимыми для работы в судах такие профессиональные личные характеристики (проранжированы по их значимости с более главной до менее существенной), как - "знать букву закона" (63,9%), "быть справедливым" (51,9%), "быть независимым" (50,5%), "быть непредвзятым" (39,5%), пятое место - "быть специалистом в какой-либо отрасли права", шестое - "быть внимательным и аккуратным", седьмое - "быть дисциплинированным" [26].
Важным аспектом данной проблематики представляется также проработка вопросов, связанных с адресной защитой групп российского населения не только вне трудоспособного возраста или в связи с потерями здоровья, но и по профессиональному признаку. Например, в российской политэкономии в течение нескольких десятилетий серьезное внимание уделяется людям, занятым сельскохозяйственным трудом, - сельским товаропроизводителям [например, 21, 22, 23]. Однако вопрос соответствия условий их труда действующим нормам права, изучения способов дискриминации их положения, труда в таком ракурсе остался не изученным, как и в отношении других профессиональных групп.
В научной сфере вопрос аудита правоприменения важнейших норм права оказался почти не проработанным из-за устойчивости предположения об ОТСУТСТВИИ проблемы расхождения в России: а) теории и фактически реализуемой законодательной практики; б) норм права и этики и их субъективно-специфически национальных правоприменительных особенностей как серьезных отступлений.
Преодоление данного комплекса противоречий видится в развитии такого общегражданского, практикоориентированного научно-исследовательского направления как общественный аудит соблюдения норм права, который в данной статье рассматривается на примере аудита соблюдения на практике норм Конституции России как основополагающего закона.
1. Каждый имеет право на жизнь (п. 1 ст. 20).
В юриспруденции общепринятым подходом к рассмотрению данной нормы является законодательная трактовка отношения властей той или иной страны мира к смертной казни, в некоторых странах - и к абортам также (на предмет их запрета). Такой узкий подход явным образом переориентирует важнейшее для каждого человека право с первостепенного на второстепенное, малозначащее, усугубляет разрыв между нуждами практики, своевременным выявлением жизненно важных проблем и, по сути, малозначимыми формальными установками, имеющими производное, вторичное толкование по отношению к закрепленной законом нормой.
По-нашему мнению, производная трактовка этого первостепенного права должна стать в России более расширительной, чем обсуждение только смертной казни и абортов. Аудит права каждого гражданина на жизнь, основанный на применении системы общенаучных ценностей, должен, по нашему мнению, связываться все-таки со всеми аспектами безопасности жизнедеятельности - труда, отдыха, ведения домашнего хозяйства, передвижения, потребления полезных или вредных для здоровья товаров и услуг, состояния экологии.
В Уставе (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) утверждено, что "здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения" [29]. Данная норма международного права, действующая и в России, по сути, не нашла сходных формулировок в действующем общероссийском законодательстве, хотя является важнее, чем уровень благосостояния каждого члена современного общества.
Здоровье, угрозы жизни со стороны бандитизма, факторы преждевременной смерти, - все это по существу раскрывает право любого гражданина России на жизнь.
По данным "Мировой статистики здравоохранения 2014 г.", опубликованной ВОЗ, тремя основными угрозами преждевременной смерти в мире являются ишемическая болезнь сердца, инфекции нижних дыхательных путей (такие, как пневмония) и инсульт [12]. Доступ населения к достаточному количеству продуктов питания надлежащего уровня качества, состояние экологии и здравоохранения, уровень криминогенности - важнейшие факторы как роста, так и снижения продолжительности жизни. К этим сущностным факторам не успешности трудовой деятельности, а обеспечения нормальных условий жизни каждого человека ВОЗ добавляется проблема неравенства охраны здоровья и социальных возможностей достижения высокой продолжительности жизни, существующая в каждой стране мира. "В некоторых случаях, - отмечается в бюллетене ВОЗ, - гражданское общество играет главную роль в качестве силы, дополняющей действия правительств по устранению основополагающих причин несправедливости в отношении здоровья, что можно охарактеризовать как эффект "щипцов для орехов" [31].
Таким образом, работа, связанная с выявлением всех значимых факторов реализации конституционного права на жизнь (самочувствие людей, здоровье, условия их труда, быта, возможности для отдыха, доступ к важным для их здоровья ресурсам, уровень рисков преждевременной смерти (в результате ДДП, несчастных случаев на производстве, из-за бандитизма, преследования рейдерами с целью захвата их должности и собственности, обманов и пр.), представляет важный этап на пути выстраивания связей между закрепленными конституционными в данном примере нормами и полнотой их реализации на практике с соответствующими качественными изменениями в регламентах работы компетентных органов исполнительной власти.
Для России как члена ВОЗ в системе ценностных ориентиров приведения правоприменительной практики к высшим стандартам ее качества, т.е. действенному контролю соблюдения российского и международного законодательства, представляется актуальным использовать в аудите правоприменения конституционной нормы права на жизнь расчета предложенного в 2009 г. показателя предотвратимой смертности, включающего меры по укреплению здоровья населения, первичную профилактику (уменьшение подверженности рискам) или вторичную профилактику (диагностика и лечение болезней), оценку мероприятий в области охраны окружающей среды, повышения безопасности транспорта и др. [5]
2. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (п. 1 ст. 21).
Аудит права на охрану достоинства личности в России связан как с раскрытием понятия "достоинство личности" в практическом его применении, так и структурированием сфер охраны данного права как обязанности государства - в быту, в трудовой сфере, в судах, учреждениях образования и здравоохранения, социальной поддержки населения, в общественных местах и т.д., выявлением особенностей соблюдения данного права каждой личности на практике.
Оказание давления на граждан с целью перераспределения прав собственности, продуктов труда, незаконного извлечения разнообразных теневых доходов, дискриминация по разным признакам (в условиях коррупции - по фаворитизму) при приеме на работу и фактическим выплатам вознаграждений за проработанное время, награждениям, в доступе к государственным услугам и общественным благам и многое другое, - все это примеры нарушения в реальной жизни этой важнейшей, на наш взгляд, общероссийской нормы, соблюдение которой пока представляется в виде разрозненно опубликованных эпизодах из практики и некоторых несистематизированных обобщениях.
О необходимости проведения постоянного аудита этого права свидетельствует, в частности, более серьезная постановка проблемы, чем одно лишь клеветничество, в последних исследованиях ВОЗ, где говорится о нарушениях достоинства личности как в открытой, так и тщательно скрываемой формах в виде НАСИЛИЯ НАД НЕЙ - единоличного или коллективного (правда, в ВОЗ эта проблема ставится в контексте специализации данной организации как глобальная проблема здравоохранения). При этом термин "насилие" определяется как "преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы.., результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб" [16, с.5].
Различаются следующие виды насилия как формы нарушения достоинства личности в виде серьезных правонарушений, преступлений:
насилие, которое человек осуществляет в отношении самого себя (суицид, нанесение себе увечий по причине серьезных психических отклонений);
насилие, осуществляемое другим человеком или группой людей (дома - со стороны членов семьи, в отношении преимущественно, детей и пожилых людей, а также со стороны интимных партнеров, и вне дома - случайные насилия на улице, в школах, тюрьмах, домах престарелых, армии, местах работы граждан);
насилие, которое совершается более крупной группой, например государством, организованными политическими группами, вооруженными и террористическими организациями (социальное, политическое и экономическое насилие) [16, с.6-7].
В России получила пока чисто обзорное публичное освещение ТОЛЬКО ОДНА форма насилия - в российских семьях (без раскрытия - каких именно - семьях рабочих, сельских жителей, коммерсантов, политиков, полицейских, представителей разных национальностей, эмигрантов и пр.?). По приводимым официальным данным, 97% дел, связанных с домашним насилием, не доходит до суда (а до других форм наказания правонарушителей в рамках реализации обязанности государства охранять достоинство всех граждан России?). На первом месте в качестве жертв нарушителей законов и правопорядка - женщины в России. Посчитано, что каждые 40 минут в стране от побоев дома гибнет одна женщина (а что делается, чтобы противодействовать гибели женщин?). На втором месте среди жертв домашних насильников - дети [7]. При этом констатируется увеличение за числа жертв домашнего насилия среди детей (на 42% за 3 последних года) [8].
Тема домашнего насилия, тем более, без выхода на конструктивную часть по ее урегулированию, безусловно, не исчерпывает содержательную часть аудита правоприменительной практики государственной защиты достоинства личности в Российской Федерации, включающую все сферы взаимодействия граждан в стране и ориентированную все-таки на пресечение практики дискриминации и эксплуатации (рабства) в случае их выявления.
3. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (п. 1 ст. 32).
Вопрос, который возникает по правоприменительной практике и касается, по сути, всех норм права, - это объективные критерии сравнения в данном случае права участия в управлении делами государства за разные периоды, возможно - проведения международных сопоставлений. Данный анализ правоприменительной практики призван показывать, как изменились условия, что было сделано для того, чтобы данная норма, как и все другие, соблюдалась.
Мониторинг такой до настоящего времени не проводился. Методология проведения сравнительного мониторинга и по данному праву также не представлена. Критерии оценки состояния и изменений правоприменительной практики - не систематизированы.
По нашему мнению, анализ правоприменительной практики связан со степенью прозрачности (невиновности) действующих политических технологий, анализом статистики участия населения в выборах, количестве и значимости постановок вопросов населением перед государственными и муниципальными органами власти и результативностью их рассмотрения, идентификацией КАНАЛОВ назначения или выбора руководящих государственных должностей в России с анализом доступности продвижения по ним высокообразованных, компетентным гражданам страны, изменениями в уровнях фаворитизма (семейных, дружественных связей в ущерб компетентности) в государственной и муниципальной службе, другими аналитическими показателями.
4. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Как указывается в официальных данных МВД России, 60-70% жертв домашнего насилия (а это, главным образом, женщины и дети) не обращаются за помощью в полицию, но нуждаются при этом в государственной защите и реализации своего права на безопасность условий для их жизни в России [7]. По сведениям Фонда "Общественное мнение" в 2008 г. только треть россиян написали бы заявление в полицию в случае кражи кошелька, в 2014 г. - более половины опрошенных. Однако среди тех, кто обращался в полицию, недовольных результатом в 2008 г. в 2 раза больше, чем довольных, в 2014 г. - в 1,5 раза. При этом 64% опрошенных как бы в проекции на все население России НИКОГДА НЕ ОБРАЩАЛИСЬ В ПОЛИЦИЮ [19]. В России в регионах возникло несколько общественных инициатив по привлечению вниманию к данной проблеме неисполнения важнейшей конституционной нормы, связанной с работой государственных и муниципальных служащих по обращениям граждан. Приводились такие данные: в Алтайском крае положительно решается лишь 21% обращений, соответственно почти 80% остаются без действенного реагирования компетентных госслужащих. До 40% обращений и жалоб являются повторными. В целом, количество обращений россиян растет, а решение проблем по существу не происходит. На имя Президента РФ ежедневно поступает 12-15 тысяч обращений [9].
В связи с этими данными возникают следующие аналитические вопросы:
почему граждане России при наступлении случаев правонарушений не обращаются в компетентных органы власти за советом, оказанием действенной помощи, не делают этого своевременно - доверие (недоверие) в связи с недейственной помощью и опасностью преследования, барьеры обращений (есть - нет), недостаточная информированность со стороны органов власти о возможностях подачи обращений (темах обращений, перечне вопросов, с которыми можно обращаться), недостаточная компетентность в составлении обращений, нерезультативность реагирования на обращения граждан и др.;
что мешает государственным служащим, работающим с обращениями граждан, оказывать им действенную и своевременную помощь в случаях отписок, переадресовок недейственным адресатам, потерь обращений и пр.;
каковы стандарты оказания именно действенной помощи гражданам.
Приведем некоторые данные о поступлениях обращений граждан в российские государственные органы исполнительной власти и результатах их рассмотрения. Как уже указывалось выше, по линии МВД РФ поступает порядка 30 млн. в год [24] с ежегодным ростом с 2006 г. с 20 млн. заявлений в различные подразделения российской полиции [25], в 2015 г. по 5,9% поступивших заявлений граждан были возбуждены уголовные дела, в 2007 г. - по 14,6%. То есть количество заявлений (обращений за защитой) растет, а уровень их рассмотрения по факту снижается. В Федеральную службу судебных приставов России в 2013 г. для примера поступило 400 281 обращение граждан и представителей организаций. Существенный вопрос - взыскание долгов по судебным решениям. Как следует из отчета, судебными приставами-исполнителями было вынесено свыше 668 тыс. постановлений в 2013 г. В результате применения данной меры должниками исполнены требования 15 871 исполнительного документа [4], или всего 2% (?).
5. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (п. 3 ст. 37).
В России постоянно происходят изменения в системе оплаты труда для разных профессий, которые привели к переформатированию рынка труда в связи с ухудшениями условий работы и развитием деловой коррупции (фаворитизма, некомпетентности) в ряде сфер общественно значимой деятельности. В 2014 г. было официально объявлено, что дифференциация между заработной платой руководителя и работников учреждения возросла до 60 раз. Хотя вопрос проведения сравнений нуждается в уточнении по используемым данным для расчета дифференциации. При пороге бедности 10-11 тыс. руб. на работающего члена семьи более 1 млн.чел. в России получало заработную плату в 2013 г. порядка 5 тысяч рублей в месяц [3]. В условиях демпинга заработной платы для лиц, не имеющих доступа (даже в отдаленной перспективе) к занятию перспективных для профессионального роста должностей, 45% трудоспособных граждан перестали работать по официальным трудовым договорам и соответственно платить налоги. По официальному заключению, эти люди работают в теневом секторе [6], по нашему мнению, в большей своей части не имеют возможности трудоустроится или недовольны демпингом их труда, неуважительным отношением к ним как личности.
Что означает дискриминация в труде - неравноправие полов в достижении высокого карьерного роста, системы неадекватного перераспределения обязанностей и их оплаты, негласная и незаконная торговля должностями в ущерб эффективности управления на всех уровнях, нарушение свободы слова (то что можно руководителям говорить, нельзя - подчиненным) и пр. Распыление норм и правил приводит к занижению цены труда, отталкиванию от процесса профессионального и карьерно-зарплатного роста молодых и перспективных, но малозначащих по связям, малоопытных и/или честных в случае преобладания в системе управления тем или иным общественным институтом неформальных правил над формальными, регламентированными в то же время постоянно изменяемым законодательством.
6. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (п. 1 ст. 38).
Главный вопрос, который обуславливает необходимость проведения аудита действия данной нормы права, равно как и других, - сравнение между ситуацией в прошлом, в настоящее время и планирование ситуации в будущем. Динамика изменений по отдельным эпизодам не показательна и ненаучна. На ней нельзя выстроить выводы о каких-то системных изменениях, связанных с реструктуризацией органов управления, изменения в выплатах социальных пособий, наказаниях за уклонение от уплаты алиментов, практикой судебных разбирательств и вынесения значимых для оценки правоприменительной практики по данному праву граждан судебных решений и пр.
Обращает на себя внимание, например, тенденция оспаривания места проживания несовершеннолетних детей с одним из родителей в случае конфликта между ними и разъезда, которая свидетельствует о явном противоречии с данной статьей, - дети, рожденные от биологических отцов, отказавшихся из-за соображений личной выгоды официально регистрировать свои отношения, очень часто в последнее время ВЫНУЖДЕНЫ переезжать к отцу из-за отсутствия действенной защиты в судах позиции достопочтимых матерей, унижения их достоинства.
По данным члена руководителя комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Е. Николаевой, ежегодно появляется 115 - 120 тыс. сирот в России; 200 - 220 детей ежедневно отбирается у недостойных родителей; 600 тыс. детей находятся в интернатных заведениях разного вида. По ее мнению как эксперта, оценивающего ситуацию от имени государства, существующая система опеки детей "заинтересована в осваивании финансовых средств, но не заинтересована в судьбах детей" [2]. То есть нормы морально-этического права России на практике нарушаются.
Обратим внимание и на такие статистические данные. На учете в органах МВД России состоят 4 миллиона человек, совершавших насилие в семье. Из них 205 тысяч - дебоширы, люди с неустойчивой нервной системой, 400 тысяч - алкоголики, 40 тысяч - психически больные.
Соответственно, остальные 3 355 000 семейных истязателей - нормальные уважаемые люди. Жертвами бытовых убийств в современной России в 70% случаев являются женщины. 80% женщин хотя бы раз в своей жизни становились жертвой семейного насилия. 2000 женщин в год сводят счеты с жизнью, потому что не выдерживают побоев и оскорблений [15].
Все это, вместе с реальной практикой в российских судах не в пользу соблюдения интересов женщин-матерей, не имеющих юридического образования и родивших детей, не подозревая о своем бесправии в Российской Федерации, когда у них могут ОТОБРАТЬ детей и передать на воспитание БИОЛОГИЧЕСКИМ ОТЦАМ, но при этом не выделить долю в совместно нажитом имуществе с таким отцом - аморальный подход реальных участников данного процесса деградации общества, включая как женщин, так и мужчин.
7. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (п. 1 ст. 40). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п. 3 ст. 40).
Если бы норма этой статьи действовала в реальной практике, суды отказывались бы принимать иски, по которым определенную (причем многомиллионную) часть населения России после судебного разбирательства оставляли бы на улице, без альтернативного места жительства, а те, кто все-таки по каким-то причинам, в т.ч. из-за личных неурядиц, остался без места жительства, были бы расселены постоянно и не на условиях тюремного содержания по достойным (не убогим) местам с их государственным обеспечением. Миллионы же людей, оставшихся без жилья, пока лишь обеспечиваются некоторой едой и одеждой волонтерами. В 2002 г. высокопоставленные работники МВД РФ оценивали количество бездомных в стране в размере 4 млн.чел. при результатах регистрации бездомных в ходе переписи населения в тот период в размере 142 тыс.чел. при общих тратах на эту перепись порядка 5 млрд.руб. [17]. Людей переписали, а бездомных не выявили и главное - не помогли.
Нормы права обходят с помощью "приукрашивания" статистических данных, а не реальных трат государства по части оказания эффективных государственных услуг действительно нуждающимся. Например, приводятся такие данные - в Смоленской области в период переписи учтено 239 человек бездомных (178 мужчин и 61 женщина) [14]. А в переписи населения 2010 г. с бюджетом 17 млрд.руб. бездомных (незарегистрированным ни по какому месту жительства и/или не имеющим жилья) граждан вообще не стали учитывать, несмотря на их многочисленность. Зато число мигрантов из стран СНГ превысило число умерших граждан России и обеспечило так называемый прирост населения [18].
Согласно проведенному в Санкт-Петербурге социологическому исследованию, бездомные - это в большинстве своем мужчины, трудоспособного возраста. Доля женщин в составе бездомных составляет всего 20%. Судя по данным опроса, 66% бездомных имеют профессиональное образование: почти 60% бездомных сообщили о наличии у них одной профессиональной квалификации, и еще почти треть - о наличии двух и более специальностей, в том числе 7% - о наличии трех специальностей. Среди опрошенных бездомных почти нет приезжих и граждан других государств. 96,1% бездомных сообщили, что являются гражданами России. Средний стаж бездомности среди опрошенных бездомных составил 7 лет. Основными причинами своей бездомности люди называют семейные обстоятельства - 38% опрошенных, далее по убывающей идут незаконные сделки с жильем, отбывание наказания в местах лишения свободы, выселение, продажа жилья. 3% опрошенных назвали бездомность "своим личным выбором".
74,9% бездомных респондентов или совсем не имеют возможности ночевать в жилых помещениях (42,6%), или имеют такую возможность довольно редко (32,3%). 17,8% бездомных имеют доступ к мытью и стирке одежды примерно 1 раз в месяц, а 12,2% имеют ее раз в месяц или не имеют ее совсем. Только 40% респондентов имеют возможность ежедневно употреблять горячую пищу, остальные употребляют ее эпизодически, а 4% указали, что не имеют такой возможности вовсе. Практически ни одно из конституционных прав не является доступным для бездомных [27].
Иными словами, бездомных, даже за выделяемые миллиарды рублей на периодическое проведение переписи населения, НИКТО не выявляет для оказания им помощи, не регистрирует - не с целью унижения, оскорбления или вытеснения из территории, на которой их обнаруживают, и еще хуже - не оказывают внимания и социальной поддержки, а ВИНОВНЫХ в появлении такой молодой социальной прослойки населения - не класса беженцев из других стран, а миллионной группы мужчин с профессией, пребывающих в трудоспособном возрасте - НЕ ВЫЯВЛЯЮТ И НЕ НАКАЗЫВАЮТ, в т.ч. путем расчистки рядов коррупционеров и мошенников в судах и правоохранительных органах (оборотней, все еще находящихся при исполнении, но занявших квартиры этих несчастных обездоленных граждан).
В качестве примера приведем открыто опубликованный и во многом показательный процесс разбирательства по одной из ситуаций с мошенничеством по жилью и появлению в результате бездомной семьи.
"Квартиру в районе Братеево, - как указывается в журналистском (не судебном и не правоохранительном) расследовании, - Марина Сыромятникова приватизировала в 1992 г. Женщина часто конфликтовала с детьми, на что жаловалась своему начальнику, руководителю компании "Торгинвест". Тот предложил спрятать документы на квартиру подальше от детей - в сейф компании. Женщина с радостью согласилась, а спустя несколько лет, когда фирма разорилась, обнаружила пропажу. Сотрудники ОВД не смогли помочь в поисках, лишь выдали справку, что и договор приватизации, и акт передачи квартиры в собственность утеряны.
Спустя еще несколько лет женщина заметила, что квитанции за ЖКУ стали приходить на имя другого собственника - некоего Кирюнина. А позже Сыромятникова получила повестку в суд, на котором должен был быть рассмотрен вопрос о выселении семьи из квартиры...
Женщина услышала, что мошеннические действия с квартирой действительно имели место, но так как прошло 14 лет, уголовное дело не может быть возбуждено за истечением срока давности. Семья была выселена в 2008 году, и с этого момента Сыромятниковы фактически бомжуют, хотя и пытаются восстановить свои права.
Выяснилось, что недвижимость была продана по поддельной доверенности от имени Марины Сыромятниковой на некоего Виктора Ляхтера. Покупателем выступила Виктория Коломиец, которая в свою очередь подарила ее тому же Ляхтеру. А Ляхтер объект снова продал, на этот раз Антону Кирюнину. Никто из первых владельцев даже не пытался прописаться в приобретенной квартире.
Помимо поддельной доверенности, имеется запись в журнале нотариуса о том, что было заключено кредитное соглашение, якобы подписанное Сыромятниковой. Согласно этому документу, она заняла у Лятхера 24 тыс.долл. и в случае невозвращения долга он получает право распоряжаться ее жилплощадью. Самой расписки при этом нет, а нотариус, сделавший запись, умер.
На основании всего этого суд оставил без удовлетворения исковые требования женщины, а Мосгорсуд затем - ее кассационную жалобу. И если суд третьей инстанции откажет в рассмотрении надзорной жалобы, есть еще последняя надежда - Верховный суд" [13].
Возникает вопрос - а что одной жалобы для российской правоохранительной и судебной системы не достаточно, чтобы вернуть квартиру ее законному владельцу? И кто будет наказан за пособничество подобным массовым преступлениям?
8. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (п. 1 ст. 41).
Можем ли мы свидетельствовать об успехах наблюдения за населением, комплексного, своевременного и квалифицированного, а главное - точного обследования с целью не только констатации диагнозов как можно ранее, но и назначения эффективной схемы лечения до успешного излечения пациента, а также об успехах предупреждения заболеваемости (кроме профилактики гриппа) в России? Для этих целей должен проводиться мониторинг по значимым показателям, характеризующим:
доступность получения действенной медицинской помощи каждым пациентом при его обращении;
эффективность принятия мер по предупреждению различных заболеваний и др.
Приведем некоторые характеристики многолетнего реформирования в этой области, свидетельствующие о необходимости проведения аудита данной конституционной нормы на постоянной и систематизированной основе. По данным "Мировой статистики здравоохранения 2014 г." на фоне роста продолжительности жизни людей во всем мире в 2012 г. по сравнению с 1990 г. на 6 лет средняя продолжительность жизни в России за этот период с 1990 по 2012 год выросла всего на 2,5 месяца [10]. Согласно другому исследованию ВОЗ, подтверждаемому по своим результатам и российскими статистическими данными, за 1990-2011 гг. в России произошло "существенное снижение показателей здоровья", а также выявилась большая неравномерность в состоянии здоровья по половому признаку [32].
9. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (п. 5 ст. 37).
Условия жизни - главная причина показателя высокой заболеваемости и преждевременной смертности населения в любой стране мира.
Начнем с детей, у которых должна быть сбалансированная нагрузка в школе, отдых после занятий дома (а не напряженная самоподготовка, как полагают лица, далекие от профессионализма в системе школьного образования) и качественный отдых на каникулах. Дети в малообеспеченных семьях, проживающих в условиях ветхого и аварийного жилья, а также в стесненных жилищных условиях, лишены возможности быть наедине с самими собой и, следовательно, для них формируется поле физического, умственного и психического нездоровья, провоцирующего развитие сферы активного асоциального их проявления с участием в криминальных группировках, занимающихся поиском быстрых и больших денег для успешной жизни в нашей стране и за рубежом.
В соответствии с заключением официальной российской медицины, "значительные учебные нагрузки, гипокинезия, несбалансированное питание и другие неблагоприятные факторы приводят к напряжению эмоциональной сферы ребенка, истощению адаптационных резервов, снижению функциональных возможностей организма, что в большей степени проявляется в конце учебного года.
Важным этапом оздоровления детей является оздоровительная кампания во время каникул, а в качестве одной из ее форм - пребывание детей в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей...>> [11].
Следовательно, вопрос учета жилищных условий детей для их здорового проживания и постановка во всех компетентных органах власти проблем и заявок на финансирование помощи таким социальным группам граждан было бы единственной безальтернативной мерой выхода из демографического кризиса в стране, когда естественная убыль населения в результате низкой рождаемости и излишней (преодолеваемой) заболеваемости населения преодолевается статистическими показателями миграции наименее квалифицированных кадров иной культуры бытия, нередко способствующих усилению проблемы безработицы в стране, возникновению смешанных браков с размытыми семейно-бытовыми и социо-культурными ценностями и провоцированию новых процессов в области преступности.
Официальный учет отдыха населения как характеристики уровня жизни в стране на уровне Росстата не ведется. Следовательно, не подготовлены и аналитические доклады о взаимосвязи развития отечественно-курортного дела с явной потребностью в санаторно-курортным лечением россиян в соответствии с рекомендациями их лечащих врачей. По данным нескольких социологических опросов, подтверждающих справедливость приводимых данных, "в 2010 году подавляющее большинство россиян (55%) решили последовать уже сложившейся традиции и остаться дома. Около 19% заявили о своей готовности провести отпуск на даче. Каждый десятый считает приемлемым отдых, проведенный на Черноморском побережье России (10% россиян) или в другом месте нашей страны (9%)" [1]. В 2014 г. две трети россиян (63%) отдыхали, а не работали летом, из них 38% остались дома, а 25% отправились в поездку (преимущественно - на дачи) [28].
К этой нереализованной многолетней потребности российских граждан в полноценном и доступном по ценам или основанном на мерах государственной финансовой поддержки отдыхе как систематизированной мере лечения и/или предупреждения большинства заболеваний и формирования психически здоровой нации добавляется неучитываемая НИКЕМ и НЕ ОПЛАЧИВАЕМАЯ в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации задержка после работы, выход на работы в выходные и праздничные дни, в вечернее время, отсутствие оплаты отпуска в надлежащем виде и больничных листов в полном объеме, а также вообще наем на работу без трудовых книжек, т.е. без обеспечения установленных действующим российским законодательством социальных гарантий.
10. Каждый имеет право на образование (п. 1 ст. 43). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п. 2 ст. 43).
"В большинстве обществ - богатых и бедных, - подчеркивают авторы официального доклада ЮНЕСКО о коррупции в образовании, - сектор образования сталкивается с серьезными трудностями и переживает кризис. Финансовые ограничения, неумелое управление, низкая эффективность, разбазаривание ресурсов, плохое качество работы и несоответствие современным реалиям выливаются, среди прочего, в высокий уровень безработицы среди выпускников" [30].
Мониторинг доступности к бесплатным образовательным услугам, оценки изменения их качества, полнота предоставления образовательных услуг, стандартизация образовательной деятельности и соответствие практики научно проработанным стандартам, применение активных форм образовательной деятельности как наиболее прогрессивных, влияние качества организации образовательной деятельности на здоровье учащихся, реализация воспитательных функций, - это и другие показатели эффективности, конкурентоспособности работы современных образовательных учреждений формируют базу данных о правоприменительной практике данной конституционной нормы.
Проблема коррупции в системе образования наряду с другими не менее важными проблемами также требует всестороннего обсуждения и разрешения [20].
Очевидно, что приведенные выше авторские комментарии исполнения важных и важнейших норм Конституции Российской Федерации с акцентом на постановку проблем их фактической реализации на практике свидетельствуют о необходимости преодоления доминирующего до недавнего времени подхода к их трактовке, расшифровке вне связи с уровнем их правоприменения - от негативного до позитивного, формировании длительного перехода от статического рассмотрения норм права в динамическому с проведением на постоянной основе сравнительного анализа их правоприменения, соответствующего разным периодам развития и учитывающего опыт лучших правоприменительных практик в мире.
Список литературы:
1.    Башкатова А. Расходы на заграничный отдых непосильны для россиян // Независимая газета. - 9 августа 2010.
2.    В России число беспризорников достигло уровня Гражданской войны // Газета.ру от 26.05.2010. Электронный ресурс: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2010/05/26/n_1499494.shtml.
3.    Голова И. Вилка гнется, но не ломается//Российская газета, 3 июня 2014 г.
4.    Доклад о работе с обращениями граждан и представителей организаций в Федеральной службе судебных приставов за 2013 год. Официальный сайт ФССП РФ 28 февраля 2014 г. http://fssprus.ru/doklad_o_rabote_s_obrashhenijami_grazhdan_2013_god/
5.    Доклад о состоянии здравоохранения в Европе. 2009 г. - Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2010. - С. 26.
6.    Домчева Е. Белый, серый, черный. Почти сорок миллионов россиян не платят налоги // Российская газета, 5 апреля 2013 г. http://www.rg.ru/2013/04/05/rabota.html
7.    Домашнее насилие в России // РИА Новости. 29.01.2013. http://ria.ru/infografika/20130129/920211298.html
8.    Домашнее насилие в России: бьют взрослые, страдают дети. //РИА Новости. 08.07.2014. http://ria.ru/society/20140708/1015163136.html
9.    Итоги заседания ОПАК по теме: "Жалобный вопрос: как повысить эффективность работы с обращениями граждан". // Алтапресс.ru17 июня 2011 г. http://altapress.ru/story/68601
10.    Мануйлова А. Жизнь в России дольше не становится //Коммерсантъ. 19.05.2014. http://www.kommersant.ru/doc/2474265
11.    Методические рекомендации "Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей" МР 2.4.4.0011-10" (утв. Роспотребнадзором 24.09.2010).
12.    Мировая статистика здравоохранения 2014 г.: значительный рост продолжительности жизни. Официальный сайт ВОЗ. 15 мая 2014 г. http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2014/world-health-statistics-2014/ru/
13.    Москвичка потеряла квартиру, доверив документы своему шефу. Новость от 11.11.2011. Электронный ресурс: http://www.metrinfo.ru/news/88791.html.
14.    Наибольшее количество бездомных в Смоленской области учтено в городах. Новость от 14.05.2004 г. Электронный ресурс: http://www.regnum.ru/news/261124.html
15.    Насилие в семье становится нормой. Новость от 05.08.2008 г. Электронный ресурс: http://www.gazeta.spb.ru/64328-0/.
16.    Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире /Под ред.
Этьенна Г. Круга и др./ Пер. с англ. - М: Издательство "Весь Мир", 2003. - 376 с.
17.    Перепись перенесли. Сколько же человек проживает в России сейчас? // Rb.ru Электронный ресурс: http://www.rb.ru/inform/120877.html.
18.    Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Стат. сб./Росстат. М.: ИИЦ "Статистика России", 2011. - 87 с.
19.    Работа полиции и отношение к полицейским. Фонд "Общественное мнение" 27 октября 2014 г. http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11784
20.    Румянцева Е.Е. Коррупция в российских школах как парадокс всеобуча // Экспертная сеть по вопросам государственного управления "Госбук". 18.04.2013. http://www.gosbook.ru/node/72124
21.    Скульская Л.В., Широкова Т.К. О проблемах крестьянских (фермерских) хозяйств и их значимости для современной России // Проблемы прогнозирования. 2011. N 6. С. 102-119.
22.    Скульская Л.В., Широкова Т.К. Потери сельскохозяйственной продукции и продовольственных ресурсов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. 2010. N 6. С. 63-83.
23.    Скульская Л.В., Широкова Т.К. Риски в сельскохозяйственном производстве и пути нейтрализации их негативного воздействия // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2010. Т. 8. С. 478-501.
24.    Состояние преступности - январь-декабрь 2014 года. Официальный сайт МВД. Сообщение от 12 января 2015 г. https://mvd.ru/reports/item/2994866/
25.    Состояние преступности - январь-декабрь 2007 года. Официальный сайт МВД. Сообщение от 8 января 2008 г. https://mvd.ru/reports/item/209664/
26.    Социологическое исследование "Российские судьи как профессиональная группа". - Спб, 2012. Электронный ресурс: http://www.enforce.spb.ru/images/analit_zapiski/Jan_2012_NormsValues.pdf
27.    "Средний стаж" проживания на улице у бездомных России - семь лет. Новость от 10.11.2006. Электронный ресурс: http://www.regnum.ru/news/736822.html
28.    Туристический сезон - 2014: итоги жаркого лета. // Сайт ВЦИОМ. 30.09.2014. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114995
29.    Устав (Конституция) ВОЗ. Официальный сайт ВОЗ. http://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf
30.    ЮНЕСКО: коррупция вредит образованию. Новость от 07.06.2007 г. Электронный ресурс: http://news.mail.ru/society/arc1123816/
31.    Birch M. Обеспечение справедливости: Комиссия по социальным детерминантам здоровья. //Бюллетень Всемирной организации здравоохранения. Выпуск 87, номер 1, январь 2009 г. Официальный сайт ВОЗ. http://www.who.int/bulletin/volumes/87/1/08-061978/ru/
32.    Petrie Д., Tang К.К. Относительное улучшение показателей здоровья в странах БРИКС за последние 20 лет: лидеры и отстающие // Бюллетень Всемирной организации здравоохранения, Выпуск 92, N 6, июнь 2014 г. http://www.who.int/bulletin/volumes/92/6/13-132480-ab/ru/

References

1.    Bashkatova A. Rashody na zagranichnyj otdyh neposil`ny dlja rossijan // Nezavisimaja gazeta. - 9 avgusta 2010.
2.    V Rossii chislo besprizornikov dostiglo urovnja Grazhdanskoj vojny // Gazeta.ru ot 26.05.2010. Jelektronnyj resurs: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2010/05/26/n_1499494.shtml.
3.    Golova I. Vilka gnetsja, no ne lomaetsja//Rossijskaja gazeta, 3 ijunja 2014 g.
4.    Doklad o rabote s obrashhenijami grazhdan i predstavitelej organizacij v Federal`noj sluzhbe sudebnyh pristavov za 2013 god. Oficial`nyj sajt FSSP RF 28 fevralja 2014 g. http://fssprus.ru/doklad_o_rabote_s_obrashhenijami_grazhdan_2013_god/
5.    Doklad o sostojanii zdravoohranenija v Evrope. 2009 g. - Kopengagen: Evropejskoe regional`noe bjuro VOZ, 2010. - S. 26.
6.    Domcheva E. Belyj, seryj, chernyj. Pochti sorok millionov rossijan ne platjat nalogi // Rossijskaja gazeta, 5 aprelja 2013 g. http://www.rg.ru/2013/04/05/rabota.html
7.    Domashnee nasilie v Rossii // RIA Novosti. 29.01.2013. http://ria.ru/infografika/20130129/920211298.html
8.    Domashnee nasilie v Rossii: b`jut vzroslye, stradajut deti. //RIA Novosti. 08.07.2014. http://ria.ru/society/20140708/1015163136.html
9.    Itogi zasedanija OPAK po teme: "Zhalobnyj vopros: kak povysit` jeffektivnost` raboty s obrashhenijami grazhdan". // Altapress.ru17 ijunja 2011 g. http://altapress.ru/story/68601
10.    Manujlova A. Zhizn` v Rossii dol`she ne stanovitsja //Kommersant#. 19.05.2014. http://www.kommersant.ru/doc/2474265
11.    Metodicheskie rekomendacii "Metodika ocenki jeffektivnosti ozdorovlenija v zagorodnyh stacionarnyh uchrezhdenijah otdyha i ozdorovlenija detej" MR 2.4.4.0011-10" (utv. Rospotrebnadzorom 24.09.2010).
12.    Mirovaja statistika zdravoohranenija 2014 g.: znachitel`nyj rost prodolzhitel`nosti zhizni. Oficial`nyj sajt VOZ. 15 maja 2014 g. http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2014/world-health-statistics-2014/ru/
13.    Moskvichka poterjala kvartiru, doveriv dokumenty svoemu shefu. Novost` ot 11.11.2011. Jelektronnyj resurs: http://www.metrinfo.ru/news/88791.html.
14.    Naibol`shee kolichestvo bezdomnyh v Smolenskoj oblasti uchteno v gorodah. Novost` ot 14.05.2004 g. Jelektronnyj resurs: http://www.regnum.ru/news/261124.html
15.    Nasilie v sem`e stanovitsja normoj. Novost` ot 05.08.2008 g. Jelektronnyj resurs: http://www.gazeta.spb.ru/64328-0/.
16.    Nasilie i ego vlijanie na zdorov`e. Doklad o situacii v mire /Pod red.
Jet`enna G. Kruga i dr./ Per. s angl. - M: Izdatel`stvo "Ves` Mir", 2003. - 376 s.
17.    Perepis` perenesli. Skol`ko zhe chelovek prozhivaet v Rossii sejchas? // Rb.ru Jelektronnyj resurs: http://www.rb.ru/inform/120877.html.
18.    Predvaritel`nye itogi Vserossijskoj perepisi naselenija 2010 goda: Stat. sb./Rosstat. M.: IIC "Statistika Rossii", 2011. - 87 s.
19.    Rabota policii i otnoshenie k policejskim. Fond "Obshhestvennoe mnenie" 27 oktjabrja 2014 g. http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11784
20.    Rumjanceva E.E. Korrupcija v rossijskih shkolah kak paradoks vseobucha // Jekspertnaja set` po voprosam gosudarstvennogo upravlenija "Gosbuk". 18.04.2013. http://www.gosbook.ru/node/72124
21.    Skul`skaja L.V., Shirokova T.K. O problemah krest`janskih (fermerskih) hozjajstv i ih znachimosti dlja sovremennoj Rossii // Problemy prognozirovanija. 2011. N 6. S. 102-119.
22.    Skul`skaja L.V., Shirokova T.K. Poteri sel`skohozjajstvennoj produkcii i prodovol`stvennyh resursov v Rossijskoj Federacii // Problemy prognozirovanija. 2010. N 6. S. 63-83.
23.    Skul`skaja L.V., Shirokova T.K. Riski v sel`skohozjajstvennom proizvodstve i puti nejtralizacii ih negativnogo vozdejstvija // Nauchnye trudy: Institut narodnohozjajstvennogo prognozirovanija RAN. 2010. T. 8. S. 478-501.
24.    Sostojanie prestupnosti - janvar`-dekabr` 2014 goda. Oficial`nyj sajt MVD. Soobshhenie ot 12 janvarja 2015 g. https://mvd.ru/reports/item/2994866/
25.    Sostojanie prestupnosti - janvar`-dekabr` 2007 goda. Oficial`nyj sajt MVD. Soobshhenie ot 8 janvarja 2008 g. https://mvd.ru/reports/item/209664/
26.    Sociologicheskoe issledovanie "Rossijskie sud`i kak professional`naja gruppa". - Spb, 2012. Jelektronnyj resurs: http://www.enforce.spb.ru/images/analit_zapiski/Jan_2012_NormsValues.pdf
27.    "Srednij stazh" prozhivanija na ulice u bezdomnyh Rossii - sem` let. Novost` ot 10.11.2006. Jelektronnyj resurs: http://www.regnum.ru/news/736822.html
28.    Turisticheskij sezon - 2014: itogi zharkogo leta. // Sajt VCIOM. 30.09.2014. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114995
29.    Ustav (Konstitucija) VOZ. Oficial`nyj sajt VOZ. http://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf
30.    JuNESKO: korrupcija vredit obrazovaniju. Novost` ot 07.06.2007 g. Jelektronnyj resurs: http://news.mail.ru/society/arc1123816/
31.    Birch M. Obespechenie spravedlivosti: Komissija po social`nym determinantam zdorov`ja. //Bjulleten` Vsemirnoj organizacii zdravoohranenija. Vypusk 87, nomer 1, janvar` 2009 g. Oficial`nyj sajt VOZ. http://www.who.int/bulletin/volumes/87/1/08-061978/ru/
32.    Petrie D., Tang K.K. Otnositel`noe uluchshenie pokazatelej zdorov`ja v stranah BRIKS za poslednie 20 let: lidery i otstajushhie // Bjulleten` Vsemirnoj organizacii zdravoohranenija, Vypusk 92, N 6, ijun` 2014 g. http://www.who.int/bulletin/volumes/92/6/13-132480-ab/ru/

Док. 679567
Опублик.: 10.03.15
Число обращений: 0

  • Румянцева Елена Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``