В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Мурашев: `Шагреневая кожа` ойкумены Назад
Александр Мурашев: `Шагреневая кожа` ойкумены
Доселе никогда я не выходил из тайги в таком жалком, ободранном виде: разодранных кирзовых сапогах и на ленты распущенных брюках из крепчайшей ткани, обмотанных мной бинтами у колен, чтобы сохранилась хотя бы видимость формы. Конечно, июль не самое подходящее время для таёжных экспедиций, но приходилось совершать длительные походы и в июле. Может быть, начинает сказываться возраст, внимание ослабло? Да нет же, в свои шестьдесят восемь я так же спокойно карабкаюсь по кручам, обходя прижимы, как и в двадцать пять. В чём причина? Значит, что-то происходит с тайгой, если она становится всё непроходимее?
Мой маршрут пролегал по хребту и отрогам Сихотэ-Алиня в его центральной области. Это восточные горно-таёжные окраины района им. Лазо Хабаровского края. В связи с планами Хабаровского (Приамурского) отделения Русского географического общества (РГО) необходимо было обследовать перевалы через Сихотэ-Алинь из истоков рек Чуи и Кабули, впадающих в Хор, к истокам реки Самарга.
По притокам Хора я поднялся на полуторатысячники к границе Приморского края, откуда открывается панорама истоков реки Самарга и звериными тропами, через ветровалы и бурелом в распадках таёжных ключей вышел к реке Кабули. Пришлось потратить ещё один день изнурительного пути, чтобы выйти в верховья этой реки, где уже можно было перейти её вброд. Здесь, по левобережью, около двадцати лет назад была проложена грунтовая дорога, ныне зарастающая. По ней-то я и возвратился к границе ойкумены, обозначенной отличной грунтовой дорогой, соединяющей верхние склады на лесосеках с посёлком Сукпай. Дорога и лесоперерабатывающие предприятия в посёлках Хор и Сукпай - результат деятельности крупнейшего на Дальнем Востоке лесопромышленного холдинга - группы компаний "Римбунан Хиджау". Случай мне благоприятствовал. Водитель попутной иномарки - сосредоточенный и деловитый малазиец, - кивнув, согласился подвести меня до базы сукпайского отделения "Римбунан Хиджау", спросив: "Документ ружьё есть?" Как выяснилось позже, это был господин Нэгу, директор отделения. Я попробовал заговорить с ним, но он знаками дал понять, что знает всего лишь несколько русских слов. Переход на английский также не увенчался успехом. Это мне показалось странным: как можно руководить лесозаготовками, где в основном работают русские, и не знать русского языка?
Раньше здесь работали и другие крупные лесозаготовительные компании: в 1993 году - "Тунгир" Забайкалзолота, лет десять назад - "Катэн" и "Рос-ДВ". Однако на сегодняшний день "иных уж нет, а те далече...>> Производя топографическую разведку для разработки маршрута к истокам Анюя в 2002 году, я случайно вышел на таёжную базу - вахтовый посёлок фирмы Рос-ДВ при устье ключа Самаргинский Перевал, впадающего в реку Чуи. Встретился здесь и с генеральным директором фирмы Валерием Михайловичем Степаненко. Меня поразил вид этого чистейшего поселения, где были созданы прекрасные условия для рабочих. Зарплата лесорубов и водителей лесовозов в то время тоже была не малая. Личность генерального директора вызывала глубокую симпатию. Тогда же я написал очерк о нём "Таёжный капитан" ("Хабаровские вести" от 13.09.2002 г. N 139 (918). - С. 1,5).
"Первозданная природа абсолютно не тронута. Вахтовый поселок как бы сросся с нею...>> Обобщения напрашивались сами собой: "Коснувшись экологической темы, невозможно не отметить внутреннюю, национальную экологическую культуру русского человека. Именно, осознанная экологическая необходимость позволяла русскому населению разумно, адекватно воспринимать существовавшие ранее формы жизнеобеспечения. В настоящее время, к сожалению, все иначе. Потому что природоохранный сектор тоже капитализируется, превращаясь в один из монопольных секторов экономики со всеми вытекающими из этого разрушительными следствиями, в том числе мелочной детализацией и навязчивым контролем, изнуряющими малое и среднее предпринимательство. Хочется верить, что корабль "Рос-ДВ" не разобьется об эти и другие многочисленные административные рифы, что ему всегда будут рады в российских и международных "коммерческих портах". Гарантией может быть опыт и знания капитана, но, как ведется на нашем веку, не капитаном единым жив корабль. Прибавить бы ума законодателю...>>
Лесовозная трасса широкой лентой опоясывает сопки. Пройти бы или проехать по этой дороге от её истоков, стекающих волоками и зимниками по распадкам и склонам сопок в местах лесозаготовок к поселковым базам. Там, в верховьях Сукпая за перевалами Приморский край. До моря - рукой подать, всего километров восемьдесят.

"Дорога", - сказал господин Нэгу, указывая на очередной серпантин. Этим он дал понять, чтобы я не отвлекал его разговором. Дорога в сопках - это не только красоты окружающей природы, но и серьёзная опасность. Вместе с тем предприниматель профессионально гнал машину по сложной трассе со скоростью не ниже шестидесяти километров в час. Здесь знают цену времени: капитализм устанавливает свои беспощадные законы, эксплуатируя, изнуряя всё, что так или иначе попадает в орбиту его коммерческих интересов. Иных интересов здесь нет. Разумеется господин Нэгу прекрасно понимает, что путь из пункта А в пункт В по этой трассе раза в три-четыре превышает расстояние между этими пунктами по прямой на топографической карте. Однако при начислении зарплаты водителям лесовозов, о чём они сообщили мне в беседах, в основу расценок кладут не реально пройденный лесовозами путь, а расстояние между пунктами по данным прибора спутникового позиционирования (JPS) - из пункта А в пункт В по прямой. По сообщению водителей-русских, зарплата у водителей - соплеменников господина Нэгу гораздо выше. Заработать в холдинге можно большие деньги, по меркам региона, но для этого следует работать по двадцать и более часов в сутки непрерывно, оставляя для сна пару часов. Так можно выдержать месяц, не более, если не уснёшь в пути за рулём и останешься в живых. У русских водителей имеются и иные претензии к руководству холдинга, и они высказали намерение устроить забастовку, чтобы обратить внимание капиталистического руководства на факты нарушения даже нынешнего трудового законодательства России. По Трудовому кодексу РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения.
Во времена плановой экономики развитию лесопромышленного комплекса в регионе уделялось особое внимание кремлёвской властью, поэтому зарплаты водителей лесовозов были заоблачными. Кто работал в то время, тому есть с чем сравнивать. Немало нефтедолларов было вложено в строительство демонтированной ныне "оборской" железной дороги, соединяющей с транссибирской магистралью лесопункты в таёжных посёлках Мухен и Сукпай. Кто-то из моих собеседников утверждал, что в планы освоения региона входило продолжение "оборской" железнодорожной линии через тайгу к морю. Тогда межрегиональные вопросы решались просто. В расположенных по трассе сёлах Сита, Обор, Дурмин и Золотой для нужд населения были открыты школы, магазины, почтовые отделения и медпункты. В настоящее время лес вывозят огромными лесовозами-полувагонами "Мицубиси". Так стало выгоднее в условиях монополизации российских железных дорог.
Из Хабаровска в пос. Малая Сидима можно добраться автобусом или же сразу без пересадки ехать в автобусе из пос. Переяславка (ж.д. ст. Верино) по "оборской" дороге до пос. Сукпай. Автобус обычно заходит в посёлки Сита, Обор, Дурмин и Золотой упразднённого ныне лесопромышленного комплекса. Население в них сокращается. Молодёжь стремится обосноваться в Хабаровске. Вместе с тем, окружающая природа богата живописными ландшафтами. Посёлок Золотой расположен на обоих берегах в верховьях реки Немта, впадающей в оз. Синдинское. Широкий, около километра распадок обрамлён высокими сопками - мечта живописца.
Что касается иных достопримечательностей, вызывает уныние убогость поселений. Как будто скученные жилые строения - приземистые, почерневшие от времени, разрушающиеся деревянные домишки - были возведены очень неприхотливыми людьми в условиях трагического по масштабам дефицита лесоматериалов и земли. То там, то здесь они робко выглядывают из сплошных зарослей вперемешку со скелетами своих заброшенных, менее счастливых собратьев. Такая картина наблюдается по всей России: в "норах" на пяточках проживает всё население окраин.
Еврейская власть в еврейской России, приручая еврейскую предприимчивость, опираясь на еврейский характер и способности, а более всего эксплуатируя при этом коренное население окраин, вывела Россию в мировые лидеры. Отбросив прежнюю идеологическую ширму своего господства, она создаёт новую скорлупу собственной безопасности, усиливая репрессии в отношении здравомыслящих людей и прирастая военной мощью. Новая кремлёвская власть последовательно переводит страну в стадию окукливания, используя тот же инструмент истории, упраздняя прежние связи и укрепляя новые, добиваясь, говоря словами академика Сахарова, покоя и тишины тюрьмы. Предполагается строить экономику на базе агломераций, в которые войдут несколько промышленных центров с пригородами. Населению окраин в этой схеме отводится роль доживающего. Поэтому изменилась схема финансирования муниципальных образований, таких как перечисленные выше таёжные поселения, они не имеют финансовой возможности поддерживать инфраструктуру, благоустраиваться. Торгашеский Кремль, опираясь на церковь, как спрут стягивает многочисленными щупальцами своих коммерческих интересов население в эти агломерации. Пространство прав и свобод сограждан при этом сокращается как шагреневая кожа. С одной существенной разницей: литературный персонаж Оноре де Бальзака волшебным образом получал выгоду от своей собственности, здесь же население утрачивает свои жизненные ресурсы, практически не получая ничего взамен. Выгоду имеют олигархи. В одной из аналитических работ выдающийся дальневосточный мыслитель М.И. Леденёв писал: "...сотни тысяч людей в регионе поставлены перед прямой угрозой такой деградации: стать мёртвыми при жизни".
Тайга становится непроходимой в результате непреодолимых ограничений на свободный труд, которые устанавил законодатель. Охотнику стало не выгодно добывать соболя и иных пушных зверьков, он обременён невыполнимыми обязанностями, поэтому зарастают промысловые тропы-путики. Убытки несёт честный, порядочный предприниматель, поэтому он вынужден прекращать добычу древесины. Молодёжь стремится выбраться из родительских нор в благоустроенные центры. Российские окраины освобождаются для интервенции иностранных фирм и иностранной рабочей силы. Власти это выгодно. Как же называть такую власть? Разумеется, по её генетической особенности создавать препятствия и барьеры для жизни народа, для его свободного разрастания на собственной земле. В России право оторвано от реальной жизни населения.
Вместе с тем, провозгласив в России 90-х строительство социального и правового государства, о чём в последнее время предпочитают помалкивать московские "придумцы", вдохновители режима прекрасно осознают важность социальной компоненты. Как говорится, не плюй в колодец, из которого предстоит напиться. В России широко рекламируются социальные программы, направленные на создание безбарьерной среды для инвалидов, пенсионерам обещают индексацию пенсий, а роженицам - "материнский капитал" и в этом направлении как будто происходит движение. Все эти заклинания и подвижки важны для имиджа власти. Существуют и свободы. В СМИ можно открыто возмущаться антинародной политикой борьбы с инакомыслием в СССР - политическими репрессиями и критиковать большевиков. Вы совершенно свободно можете устроить пикет или демонстрацию в защиту бездомных кошек и собак, вас не задержит полиция. Экзальтированная молодёжь агломераций под руководством свихнувшихся на почве путинского "высшего" образования наставников, требует прекратить истребление расплодившихся собачьих стай, нападающих на людей. Свои религиозные мероприятия церковные служители уже проводят вне церквей: толпа убогой, рабской внешности фанатиков (в основном, престарелых гражданок) выливается на проезжую часть центральных улиц и совершает свой многочасовой "крестный ход" в сопровождении полицейского патруля и военных, препятствуя движению городского пассажирского транспорта. Напичканные извращенческой дурью, экологическим и мистико-религиозным "просвещением" маргиналы вообще доходят до маразма в своих утверждениях. Перечень этот нескончаем, если его расширять и детализировать. Всякая дурь приветствуется: чем бы дитя (т.е. народ) ни тешилось... Но проводится беспощадная война со здравомыслием. Важно, чтобы молодёжь не осознала саму суть капиталистических перемен и не потянулась к научным работам прошлого века по этому вопросу, в которых полно и ясно вскрыта сущность империализма - монополистического капитализма. Чтобы начавшие задумываться и анализировать не извлекли из интернета свидетельства журналистов о состоянии капиталистического рая, о постоянной угрозе миру, проистекающей из генетической алчности и религиозных распрей. Политические вожаки прекрасно осознают, что атеистическое здравомыслие и научное просвещение являются профилактикой любых политических извращений, но ими-то и жив капитализм. У монополистического капитализма нет проблем с совестью, как и у президента РФ Владимира Владимировича Путина, о чём он лично заявил в СМИ; совесть его не мучает.

Пробираясь в пойме к истокам реки Кабули, я нещадно матерился, цепляясь одеждой за острые, как ножи, сучья ветровальных елей и лиственниц, разрывая одежду и обувь в клочья. Где же этот тракторный путь, обозначенный на топографической карте Генштаба СССР пунктиром, на который я рассчитывал, спускаясь с отрогов в пойму реки? Когда же это было, если не осталось даже намёка на признаки?! Где-то в середине прошлого века, - подсказывает память. Тогда на пологих южных склонах сопок рубили кедр. Одновременно, так уж совпало, происходили процессы, связанные с вековыми колебаниями климата. Участились засухи, меньше выпадало осадков в весенне-осенний и зимний периоды, таёжные ключи и реки обмелели. Какому же умнику пришла в голову мысль связать эти планетарные процессы с вырубкой кедра, например, в распадке никому не известного ключа Деевского или в истоках реки Второй Седьмой? И как просто эта мысль въелась в головы администраторов от лесозащитного ведомства! Мне как физику интересно было бы узнать, какой физический процесс был притянут "на пальцах" к объяснению этого выдуманного явления?
Куда же делась засуха в Хабаровском крае, по мнению экологов-"прикологов", инициированная вырубкой кедра? Казалось бы, здесь давно должна простираться пустыня, но нет её - паводки, наводнения!
Вырубили кедр?.. Да он сроду не рос в пойме. Покажите мне хоть один пень от спиленного кедра в пойме реки Кабули, например. В истоках ключей и в пойме рек из хвойных произрастают только ель, пихта да лиственница. Какой же умник придумал байку, что ключи и реки обмелели от неконтролируемой вырубки кедра и вообще древостоя в пойме. А контролируемая вырубка, следовательно, не вносит глобальных перемен? Это чисто коммерческое изобретение или вообще придурь, что станет ясно любому здравомыслящему человеку, который решится на поход сквозь тайгу. Ежегодно с таянием снега на вершинах сопок и по распадкам пойма затопляется паводком. Как минимум два раза в год по распадкам таёжных рек и ключей несутся потоки воды, нагромождая береговые и русловые заломы, пропахивая овраги и пробивая ямы, при этом пойма насыщается влагой. Большие и малые ручьи в течение всего лета несут дождевую воду с вершин к пойме. Только влаголюбивые тополя Максимовича да реликтовые ивы - чозении приспособились выживать в этой среде. Хвойные деревья болеют, гниют на корню и ломаются, подлесок гибнет в пойме, не достигнув своего природного совершеннолетия. Это естественные природные процессы и никакими тракторными путями, волоками и зимниками их не остановить, осложняется лишь на таёжном бездорожье жизнь окраин. Если следовать логике "прикологов", это тракторный путь повлёк такую глобальную перестройку климата, тракторный путь в пойме таёжной реки.
Зачастую ведомственная логика вступает в противоречие с логикой здравого смысла, с логикой экологии разума, с логикой обустройства жизни населения на окраинах. Например, один из идеологов борьбы с браконьерством в Хабаровском крае предложил запахивать или каким-то образом разрушать транспортные магистрали (зимники, грунтовые дороги), проложенные в тайге лесозаготовителями, чтобы по ним не проникали в тайгу браконьеры. Разумеется важны и "лёгкие планеты", и многообразие фауны. Но как можно такими варварскими приёмами ограничивать жизнеспособность населения таёжных окраин?! Призывают разрушать, вместо того, чтобы обустраивать, сохранять, сдавать магистрали на баланс района, муниципального образования или иного хозяйствующего субъекта.
Изменения, произошедшие в мире на рубеже XXI века, международный опыт требуют переосмысления проблем социального развития на основе парадигмы социальной безопасности. Таким образом, вопросы выживания, вопросы экологии жизни или социально ориентированной экологии приобретают первостепенное значение. Это позволит снизить общие риски и управленческие ошибки, способствовать оптимальному развитию диалога в гражданском обществе.

Почему же так неугодны окраины современной процерковной власти? Конечно, на первом месте чисто экономические причины. Но не менее важно и другое... Я спросил одного из водителей, подвозившего меня к ж.д. станции из Сукпая, что он думает по поводу оголтелой религиозной пропаганды в СМИ и антиатеистических законах Правительства РФ?
- Религизация СМИ? - переспросил водитель лесовоза. - Да нет никакой религизации.
Меня несколько удивило такое мнение:
- Это невозможно не заметить, сам президент РФ активный проводник компании церкви по дебилизации населения, - возразил я, - и с дремучей галиматьёй про "высшую власть Бога", нисколько не стесняясь, он выступает в СМИ.
- Скажу вам, я голосовал за Путина, потому что он дал нам работу после развала в девяностых.
- Разваливали прежнюю страну не только кремлёвские идеологи, по сути, те же путины, но и мы с вами. Всем была нужна демократия и свобода, однако каждый понимал это по-своему: одним были нужны власть и доллары, другим - работа и достойная зарплат, третьим - наука, свободная от идеологического заказа. Так вы сами не заметите, как окажитесь в теократической стране и вынуждены будете под страхом неволи принять религиозные догмы. Процесс идёт полным ходом: очагами растления мышления малолетних становятся общеобразовательные школы, наряду с церковью.
Трудящийся по двадцать часов в сутки человек не готов и не желает обсуждать такие темы, далёкие от бытовых проблем, предмета его труда и трудовых отношений с работодателем. Он готов поссориться с работодателем, требуя справедливости, но в целом его не интересуют абстрактные ценности: его сознание определяет его бытие.
Природное здравомыслие народа и труд являются иммунитетом от вселенской дури, представляющей угрозу самим основам существования людей. По этой причине окраины трудно поддаются религиозной идеологизации, на окраинах первично материальное. И действительно, в кабинах лесовозов нет ни крестов, ни икон, ни иных религиозных символов, якобы спасающих от ДТП, не то, что у зомбированных церковью городских водителей иномарок.

Многие иноземные исследователи, отмечая пониженный спрос русских к бытовым удобствам и вообще их невзыскательность, близоруко объясняют этот феномен суровыми природными условиями жизни. Это идеологическое изобретение - хитроумная уловка - призвано отвлечь внимание от политических условий, в которых формировалась у коренного населения такое отношение к жизни под воздействием психологии рабовладельца-крепостника. В условиях плановой экономики упразднение небольших поселений на окраинах - так называемое укрупнение - было закономерным явлением. Массы рабов ХХ века - строителей коммунизма - организованно перемещались в связи с планами освоения и индустриализации. В тайге можно и теперь обнаружить следы и царских, и сталинских дорог - заброшенных магистралей в связи с сокращением территории ойкумены. Казалось бы, чему удивляться? Прав был М.И. Леденёв, писавший, что тоталитарное государство замахнулось "на самое святая святых человеческого бытия", обобщив бытийную сферу, на Свой Дом, где происходит воспроизводство человека от его рождения до смерти, консервируя жизненные силы. Этим оно и подрубило себе последний животворный корень. ("Приватизация: логика и общественные условия осуществления", - ж. "Экономическая жизнь Дальнего Востока", N1, 1992 г.) В этом "ахиллесова пята" всего комплекса социального обустройства России.
Большевистские царьки последующей за самодержавием эпохи так же не стремились преодолеть в управлении государством психологию рабовладельца-крепостника. В России нет дефицита земли и дефицита жизненно важных для населения ресурсов. Дефицит создан и поддерживается искусственно законодательством и администрированием на местах. В роли самодура помещика-крепостника выступает само государство в лице управленческого авангарда и "богоизбранных" вдохновителей режима. В таких условиях непомерно сложно вдохнуть жизнь в этот пустеющий край, утративший основу основ воспроизводства жизни.
За границами прав и свобод остаётся право и свобода самодеятельности населения. "... "юридическая свобода" человека не выдаётся "сверху", а вырабатывается "снизу" самим человеком в связи со всем комплексом внутренних и внешних условий его исторической жизнедеятельности. Право, не отрицая относительно самостоятельного его значения, не вершит, а завершает духовный, интеллектуальный, хозяйственный, культурный, социальный рост человека" (М.И. Леденёв). Таким процесс видится теоретикам в идеале. На самом деле право определяется пришедшей к власти политической группировкой. И вот рождаются заимствования из "остального цивилизованного мира" или воскрешаются архаичные выдумки "традиционной православной культуры", или то и другое вместе. Агрессивно активная часть человечества ищет пути к богатству и власти, не пренебрегая мошенничеством, и конечно, предлагает меры социальной защиты населения, чтобы воцарились порядок и спокойствие. Вместе с тем население таёжных посёлков не чувствует себя в безопасности.
Наряду с собачьими стаями активизировались стаи подростков, самоутверждающихся среди односельчан при помощи бейсбольных бит. Это явление имело место и в "стадии развитого социализма" - выкидыш коллективизации, индустриализации и продукт капитализации общества. И природа человека тоже проявляется в определённой мере в этом распространённом ныне явлении. По разумному размышлению, властью должны быть приняты меры гражданской самозащиты, о чём мы писали и ранее, - меры безоговорочного применения оружия (а как без оружия против стаи?), меры причинения любого ущерба посягнувшим на собственность, честь, достоинство, жизнь любого человека. Разумеется, что меры предупреждения, профилактики - воспитание и образование должны быть светскими. Сам факт учреждения таких чрезвычайных мер охладит пыл и родителей, и детей. Но экзальтированная гуманизированными выдумками, генетически мнительная "богоизбранная" власть, наоборот, всячески стремится обезоружить население: как бы не расплодились "террористы" не повернули оружие против озверевших творцов "новой нормальности", как это случилось, например, в Приморье. Кто же решится строить "Свой Дом", создавать прочный фундамент частной инициативы в безлюдной тайге? Ведь бандиты взяты властью на пожизненный паёк и причинять им по этой причине вред - себе дороже. Утрите слёзы, всхлипывающие гуманисты-гуманоиды, таких выродков, по которым "петля плачет", природа создаёт хоть и закономерно, но в очень незначительных количествах. Когда их число превышает отмеренное природой количество, что мы и наблюдаем в действительности, значит, не всё так спокойно и справедливо в "королевстве", значит, в естественные процессы развития разума вмешались высокопоставленные безумцы.

Я вовсе не имел намерения бросить тень на факт еврейской истории цивилизации и России в частности, а всего лишь попытался приподнять идеологическую ширму вокруг этого вопроса. Может быть, водитель лесовоза и прав. Может быть, и следует сжигать на кострах всяких там инакомыслящих нигилистов, чем успешно занималась церковь в былые времена своего абсолютного господства, и чему успешно следует современная власть в России, укрепляя режим. Порядок в королевстве и спокойствие олигархов дороже жизни еретиков! Времена средневекового мракобесия, казалось бы, прошли, но сон общественного разума вновь порождает власть чудовищ. Поощряя ликвидацию социальных ограничений для распространения церковного мракобесия, мы недооценивали её агрессивной роли в инволюции общества, а отправляя экономику в свободное плаванье, не учли фактор частнособственнической психологии.
Вспомним однако, что борьба "нигилистов" против самодержавия и церковного гнёта в России вернула на путь развития безграмотное, одурманенное церковью, униженное и нищее население. Сопротивление реакции привилегированного меньшинства было решительным образом пресечено, но в итоге "средства" подменили "цель", что было также замечено и отринуто. Развал 90-х - это продолжение процесса роста общественного самосознания, и современные противники режима духовной и физической несвободы - это звенья всё той же цепи, не позволяющей олигархическому меньшинству увлечь мир в полосу безумия.
На окраинах рельефно проявляются достоинства и недостатки всех реформ и перестроек. В итоге, "...обращаясь к перспективе, не ясным остаются ни способ хозяйствования, ни образ жизни населения, которые бы обеспечивали на этих землях стабильность хозяйства и продолжения жизни в поколениях" (М.И. Леденёв). В этой связи, в связи с реальными обстоятельствами жизни на окраинах, трудно предложить что-либо значительное, судьбоносное. Немногие мои собеседники - жители таёжных посёлков надеются, что когда-нибудь грунтовая трасса "Римбунан Хиджау" пройдёт сквозь тайгу и перевалы Сихотэ-Алиня к морю. Тогда, может быть, сюда хлынет поток туристов из близкого Хабаровска. Всё-таки район побережья при устье Самарги ближе, чем порт Ванино и значительно южнее. Впечатляет и природа Центрального Сихотэ-Алиня, способствующая развитию туристической отрасли.
Бассейн Самарги относится к территории Приморского края, но вклинивается каким-то несуразным узким языком в территорию Хабаровского края. "Приморцы" зорко следят за сохранностью своих границ. Например, по ключу Рябчикову лесозаготовки фирмы "Рос-ДВ" продвинулись к самой границе, проведённой здесь по хребту. Дорога уже провешена и могла быть проложена дальше по распадкам ключей к Самарге, но "приморцы" запретили прокладку дороги и лесозаготовки в своём "королевстве". Леса в тайге много, леса немеряно! Хорошего леса. Необходимы дороги, чтобы его взять. Может быть, следовало бы присоединить бассейн Самарги к Хабаровскому краю, что логично из соображений топографии местности, и проблема исчезнет? Немаловажно и то, что такой шаг послужит объединению самаргинских и хорских удэгейцев в одном субъекте. А свободный туризм и туристический бизнес?! Однако на пути прогресса вновь стеной встают административные барьеры и навязываемая властью экология безумства. Как "шагреневая кожа" сокращается пространство жизнедеятельности населения окраин и сокращается само население страны в прямом противоречии с законами природы. Вслед за этим, несомненно, последует расплата.

Док. 680022
Опублик.: 30.03.15
Число обращений: 0

  • Мурашев Александр Михайлович
  • Мурашев Александр Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``