Идея перевести продажу алкоголя из обычных магазинов только в специализированные - бесполезная и вредная, так как ударит по малому бизнесу.
С инициативой убрать алкоголь с прилавков непрофильных магазинов выступил главный психиатр-нарколог Минздрава, директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн.
Эта идея может быть рассмотрена на уровне министерства, представители которого выразили готовность к обсуждению, сообщив, что подобная практика эффективно работает в других странах.
Перевод продажи алкоголя в спецмагазины ничего не даст, уверен глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, считающий предложение Брюна "бессмысленным и бесполезным".
"Теоретически она (предложенная идея - ФАН) должна решать три задачи - снижать потребление, снижать потребление среди детей (подростков) и сократить количество нелегальной продукции. Ни одну из этих задач она не решит", - говорит эксперт, опровергнув утверждение Минздрава об эффективности меры за рубежом.
"У этого проекта нет позитивного опыта на Западе, - ни в Финляндии, ни в Швеции. Там тридцать лет это длится - ограниченная торговля, малое число торговых точек - но все эти годы алкоголизация лишь нарастает, это официально признали и финны, и шведы".
Что касается детей, при всех этих ограничениях и на Западе, так же как в России, дети начинают употреблять алкоголь в 12-13 лет. Видят они его на прилавках, не видят, - это неважно, говорит Вадим Дробиз.
К ликвидации же "левого" алкоголя инициатива Евгения Брюна не имеет никакого отношения.
"В России алкоголь в пять-семь раз относительно зарплат дороже для граждан, чем в странах Западной Европы. При этом они (европейцы - ФАН) не утонули в алкоголе, и нелегального алкоголя там почти нет", - объясняет глава ЦИФРРА.
По мнению Дробиза, "пока алкоголь не будет доступен всем слоям населения, никакой борьбы с нелегальным алкоголем не будет".
Подобный проект в России уже реализуется: в Якутии с 1 января запрещена продажа алкоголя вне спецмагазинов. В итоге за первые два месяца число торговых точек, где в том числе продавался и алкоголь, сократилось на 10%.
"Магазины массово убирают из своего ассортимента продукты и табак, потому что это все вместе продавать нельзя и переходят только на продажу алкоголя", - объясняет эксперт. Это неудивительно - именно алкоголь дает почти половину - 40% - оборота магазинов "у дома".
Так что эта инициатива, уверен эксперт, - "удар по малому бизнесу". Крупные же торговые сети пострадают меньше всего - сделают отдельный вход для отделов с алкоголем; "они богатые".
Предложение Евгения Брюна Вадим Дробиз называет реформой ради реформы: "Брюн и Минздрав много что говорят. Они, например, сказали, что за пять лет потребление алкоголя в России сократилось - с 18 литров в год на человека в 2010-м до 11 литров в 2014-м. Это чушь и бред".
Перенос продажи алкоголя в спецмагазины даст "нулевой эффект": "Надо хотя бы годик посмотреть, как это будет происходить в Якутии", а потом уже что-то предпринимать, говорит эксперт.
При этом любые ограничения в этой сфере, при всей своей рискованности, в обществе напряжения не вызовут.
"Даже если все алкомаркеты закроют, народ перейдет на самообеспечение. Этим и ценен народ России. Мы не Европа и не Азия, мы вообще непонятно кто. Переживем, как пережили все (что случилось в стране) за последние 120 лет", - заключает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя.
Иван Семенов.